8 февраля 2019г. Антарктида, южный геомагнитный полюс Земли, Российская научно-исследовательская станция «Восток», кают-компания, онлайн-включение:
- Привет, Лена! Пока от горной болезни "отхожу". Голова не на месте, и общее состояние муторное. Неделька, и все нормализуется, пора на измерение. Пока!
- Здравствуй, Толик! А в прошлый раз тоже акклиматизация так долго проходила? Сколько раз в день нужно будет выходить на измерения? И как они проходят? Потом расскажешь? Улетел ли самолет? Что изменилось за пять лет твоего отсутствия на станции? По-домашнему ли принял тебя "Восток"?
- В прошлый раз хуже было. Сейчас с каждым часом состояние улучшается. На измерения шесть раз в день выхожу, это только по озону. Снимаю показания в течение 5 мин и обратно. Так будет продолжаться до марта, пока полярная ночь не наступит. Потом их не будет до ноября. Самолет сразу улетел, Следующего ждем послезавтра. За пять лет,- тут немного обновили интерьер, мебель кое-где поменяли. Было ощущение, что вернулся домой. Только не волнуйся зря, всё будет хорошо, я проверял!
- Слава Богу, жду твоих сообщений очень и очень рада, что тебе становится лучше! Потом напишешь, как вообще у тебя протекает эта самая «горная болезнь». У меня глаза открываются все шире и шире, потому что я не перестаю удивляться!
- Это очень хорошее человеческое качество - удивляться. "Горняшка" - это когда в голове шумит, давление прыгает, слабость. Меня вчера и сегодня тошнило. Но становится уже лучше, хожу нормально, голова почти не болит. Одышка прошла. Через месяц буду носиться, как лось.
9 февраля 2019г.
- Привет, Лена! Сегодня первая баня. Одно из немногих доступных удовольствий. Супер! Даже на улицу выходил! И отсчёт времени зимовки идёт тоже по баням. Не так много, кажется: всего 54 осталось
- Ну, вот и здорово, что первая банная отметочка уже есть! Я уже знаю, что она там у вас раз в неделю, и, кажется, ты уже получше себя чувствуешь?
13 февраля 2019 года.
- Сегодня проводили самолёт, Началась "Автономка". Ближайший - в декабре. Отметили с мужиками! Собрали стол. Посидели. Сейчас ещё на кухне убираться, дежурство сдавать.
- Как, в декабре?! Я сейчас только осознаю все это. Автономка! Понятно-понятно. Все хорошо! Молодцы. Сколько вас остается, одиннадцать?
Почему судьба выбрала именно меня, чтобы приоткрыть страницы удивительной, сказочной книги, которая лежит на южном полюсе земли неровными ледяными краями, источает адский холод и божественную чистоту, искрится красивее сияния самых прекрасных драгоценных камней, и называется Антарктидой?
На страницах этой книги - трассы мощных полярных самолетов, караваны «неубиваемых» тягачей с продовольствием и техникой для полярных станций, портреты и образы на редкость стойких и сильных духом людей-полярников, а еще - зияющие трещины в ледниках, кардинальные тьма и свет, ледяные пустыни, - необъяснимая, непреклонная, свободная, беспощадная, манящая Антарктида!
Эту книгу золотил солнечный ветер, который со сверхзвуковой скоростью достигает земной орбиты, ее инкрустировал антарктический мороз, который опускается в районе российской научно-исследовательской станции Восток до -89 градусов, в эту книгу вдохнули душу и жизнь простые и великие люди!
Как попадают в Антарктиду?
Иногда в жизни происходят события, которые меняют все! В век сумасшедших технических возможностей «задружиться» с полярником, который находится в экспедиции на южном геомагнитном полюсе Земли, живя при этом на Северо-западе России, оказывается, очень легко! Только понять и представиться, что твой новый друг находится на другой макушке земного шара, где все наоборот, совсем непросто.
И «крышу сносит», на первых порах, напрочь! У нас весна, а там осень в разгаре, у нас цветение и белые ночи, а там полярники проводили солнышко на долгих, четыре месяца и ждут наступления аномально-низких температур.
Сегодня, к примеру, там -64 °C, а ощущается как -91 °C. 3 часа назад на метеостанции было -66.7 °C, ясно, очень высокое атмосферное давление, легкий ветер (2 м/с), дующий с западо-северо-запада. Алмазная пыль (с туманом или без него).
Алмазная пыль - это ледяные иглы, они выпадают вместо снега из переохлажденного воздуха. Очень мелкая снежная пыль, в воздухе сверкает на солнце!
А вы поняли, почему с западо-северо-запада? У нас ветер северо-западный, а там западо-северо-западный!!! Чудеса! Объяснить почему – не каждый сможет. Система полярных координат из высшей математики!
Если вы находитесь на южном полюсе, то север будет везде, куда бы вы, не захотели двигаться! Направления севера, юга, запада и востока восстанавливаются только после того, как вы отойдёте от точки полюса хотя бы на один градус широты. Но и тут возникают метаморфозы. А еще на материке Антарктида присутствуют сразу все часовые пояса.
Я очень старалась понять ту уникальную природную обстановку и ситуацию, которая сложилась на шестом материке, вокруг российской станции «Восток», читала научные комментарии, смотрела научно-популярные фильмы, и даже изучала Руководство для стационарных геомагнитных наблюдений С. А. Нечаева под редакцией Жана Л. Рассона, выпущенного институтом солнечно-земной физики СО РАН.
Я хотела понять, зачем нужны постоянные наблюдений за изменениями во времени магнитного поля Земли. Что за миссия у моего друга-полярника. Оказалось, непрерывность регистрации вариаций геомагнитного поля настолько важна, что даже малые пропуски в данных являются безвозвратными и могут привести к потере особо важной информации при неожиданных геофизических явлениях или техногенных катастрофах.
Я запаслась Руководством для посетителей Антарктики, которое начинается так:
«Деятельность в Антарктике регулируется Договором об Антарктике 1959 г. и сопутствующими соглашениями, в совокупности именуемыми системой Договора об Антарктике. На основании Антарктика определена зоной мира и науки».
Он - в зоне мира и науки
Итак, мой новый друг, полярник Анатолий Новак, находясь в зоне мира и науки, рассказал мне о том, что родился в Харитоново и назван был в честь деда Анатолием, с древнегреческого - «восточный».
Все дальнейшие события будто вели его нелегкими земными путями на станцию «Восток» в Антарктике. Основы характера заложили родители, укрепили в высшем военном инженерном училище радиоэлектроники, испытали в горячих точках в 90-е, в комвзвода автомобильных радиостанций, роты связи Отдельного батальона спецназа. Северный Кавказ, Грузия, Азербайджан, Северная и Южная Осетия, Владикавказ, Чечня. Закалила характер Антарктида!
- И все-таки, как в голову пришла такая шальная идея отправиться на Южный геомагнитный полюс? – допытывалась я, находясь с ним в дополнительной реальности.
- Уже не помню, когда точно возникла первая мысль об участии в экспедиции в Антарктиду, но, появившись, не давала покоя, - признается он, - монотонная офисная работа с бесплатным обедом была не по мне, не было ощущения полноты жизни. Помню февраль 2012 года, в Санкт-Петербурге в Институте Арктики и Антарктики формировались составы экспедиций на южный материк и северные территории. Здесь же организуется их доставка к месту зимовки, обеспечение всем необходимым для жизни и работы.
Я заполнил анкету на должность радиста полярной станции на сайте и стал ждать. На здоровье жалоб не было, специальность радиоинженера, квалификация радиотелеграфиста и хорошая базовая подготовка давали доступ ко многим вакансиям в штате станции.
Однажды, я услышал звонок телефона, а нажав на прием, судьбоносный вопрос: «Как вы там? Не передумали насчет Антарктиды? Приезжайте оформлять документы, проходите медкомиссию и курсы по безопасности и спасению на воде».
После этого звонка всё закрутилось в бешеном темпе. Надо было собрать кучу справок для медиков. Пройти медкомиссию. Сделать прививку от желтой лихорадки. Оформить заграничный паспорт и документы на Удостоверение личности моряка, потому что добираются до Антарктиды полярники водным путём, огибая с запада Европу и Африку, делая остановку для пополнения запасов в Германии и ЮАР (в Кейптауне).
Судно, на котором мне предстояло обогнуть земной шар, называется «Академик Федоров», в честь героя Советского Союза, академика АН СССР, зимовавшего на первой советской дрейфующей станции СП-1 – Евгения Константиновича Федорова. Бывалые полярники ласково называют корабль «Федей» и «Морковкой» за ярко-оранжевый цвет. Трудяга-корабль с 1987 года уже прошел более 1000000 морских миль. Единственное судно, которое без ледокола прошло к северному полюсу. Внушительной, 141 метровой длины, с семью палубами. «Федя» любим полярниками за надёжность. На борту у него достаточно комфортные 3-4-х местные каюты с санузлом и душем, светлая столовая для экипажа и членов экспедиции, баня-сауна, и, даже, бассейн с морской водой, собираемый при пересечении тропиков. На этом корабле и предстояло мне идти на одну из полярных станций.
В начале февраля для состава 64-й российской антарктической экспедиции из 11 человек началась автономная зимовка. И мой далекий друг рассказал мне о том, как провожали последний самолет.
07.02.2019 год. Он улетел, но обещал вернуться
- Самолёт ждали все. Одни, чтобы улететь, другие, чтобы остаться и начать автономную зимовку. Погоды всё не было, то на «Прогрессе» метель и ветер, то на «Востоке» неожиданно не стало видимости. Погода изменилась так быстро, что вылетевший с «Прогресса» самолёт развернули назад. Не стали рисковать. Но мне такая задержка оказалась на руку. Больше времени на приём оборудования и приборов. Ведь мне на исследовательской станции «Восток» предстоит выполнять работу ведущего геофизика, магнитолога и риометриста. Надо было вспомнить алгоритмы измерений и разобраться с компьютерными программами. Были случаи, когда смена составов экспедиции происходила за два часа, пока разгружался и заправлялся самолёт, так что мне опять повезло.
Самолёт BT-67, как не удивительно, это – сборка фюзеляжа американского "DOUGLAS" DC-3 или "Ли-2", а именно, его лицензионной копии в советском исполнении, образца 1943 года, только с новой авионикой и современными двигателями.
Самолёт хорош тем, что может без ущерба для себя приземляться на аэродромы разной степени подготовленности. По рассказам летчиков, ему не страшны снеговые кочки (заструги) высотой до 30 см! Крепкая машина! Экипаж канадский. Летчики работают по контракту с компанией осуществляющей перевозки внутри Антарктики в летние месяцы.
Летят в Антарктиду из Канады с восемью - девятью промежуточными посадками по 3 тысячи километров за один перелёт делать свою, очень важную работу. Каждый перегон между аэродромами занимает 8-9 часов.
Летят из Канадского Калгари через Северную и Южную Америку, переваливают через Анды на высоте более 7000 м. Приземляются в Чилийском Пунта-Аренасе, отправной точке многих Антарктических экспедиций и дальше с несколькими посадками долетают до российской станции "Прогресс". В конце марта заканчивается контракт, и экипаж тем же путём возвращается домой в Канаду, в полярных областях которой много небольших посёлков, снабжающихся только по воздуху. Поэтому работы им хватает и дома.
Крайний рейс этого борта должен был забрать остатки зимовочного состава 63 Российской Антарктической Экспедиции и бурового отряда, привезти часть продуктов, боящихся мороза. Продукты завозятся не только самолётом. Заморозка и всё что можно отправить наземным путём, перевозится совместно с топливным походом, которых по маршруту «Прогресс» - «Восток» за время летних месяцев совершается два. Чтобы подготовить такой поход требуется не меньше месяца. Первый, обычно, везёт топливо и керосин для самолётов, заправляющихся на "Востоке" и к Рождеству возвращается на базу "Прогресса".
В это время к станции подходит "Академик Федоров", наш флагман полярного флота. Он доставляет всё необходимое для вновь прибывшей экспедиции и годовой работы всех станций. После технического регламента походной техники, совершается второй поход на "Восток" в основном с продуктами питания и топливом для "восточных" дизель-генераторов.
В последнее время с походом отправляют и часть зимовщиков, для более плавной адаптации к условиям высокогорья. Ведь внутриконтинентальный "Восток" находится на ледяном щите на высоте 3488 м над уровнем моря. Да и температура во время похода доходит до -60*С. Техника в таких условиях тянет хуже и быстрее изнашивается.
В среднем за день преодолевается около 100-120 км. Если нет поломок. Они случаются, потому что тягачи-вездеходы Pusten-Buul Polar, хотя и хорошие машины, но постепенно вырабатывают свой ресурс, и больше половины уже требуют замены.
В этом году, например, половина их не смогла дойти до конечной точки, "полетели" гидронасосы. А что такое ремонт при - 40 -50*С с ветром объяснять не надо, да и гидронасос из снега на слепишь. Ситуация с техникой может стать критической, так как иначе топливо не завезёшь, и станцию придётся консервировать. Надеюсь, что до этого дело не дойдёт и средства на новую технику в следующем году найдутся.
Повар на зимовке самый загруженный человек
Топлива и продуктов в этом году достаточно. Нашему повару будет, где развернуться. Он у нас отличный! Два человека, которые могут загубить или украсить зимовку. Это начальник станции и повар. Дядя Миша, так мы его ласково называем, проводит уже восьмую зимовку на "Востоке" из десяти. Был он в северных широтах, на дрейфующей станции "Северный полюс".
Повар на зимовке самый загруженный человек. Каждый день он кормит товарищей три раза в день. Утром это обычно каша, мясная и сырная нарезка. Обед из трёх блюд и на ужин что-нибудь мясное с гарниром из круп или макарон. В столовой всегда стоит бак с двадцатью литрами компота. Воздух пересушен, поэтому пить хочется часто.
Поесть наш брат - полярник - не дурак. Поэтому обычно после ужина мало что остаётся, всё что остаётся - подъедается "лунатиками". Всегда можно зайти на камбуз и попить чаю с печеньем. За это и любят "Восток", здесь как дома всегда можно открыть холодильник и никто тебе ничего не скажет. За зимовку, обычно, теряют вес. Здесь это происходит само собой, потому что есть общестанционные работы. Убрать снег от входа, загрузить его в таялку, принести продукты со склада, калории сжигаются быстро. Поэтому начальник станции, когда набирает себе зимовочный состав, всегда хочет видеть рядом с собой проверенного человека. Новички иногда не справляются. Повара с предыдущей зимовки отправили первым рейсом, не всё у него получалось. Нашего "Дядю Мишу" хвалили все. Говорили: "Как можно из известных всем продуктов такую вкуснятину готовить!" А когда он сварил перед отлётом свой фирменный борщ, добавку просили все.
Работа с душой нужна в любом деле и опыт тоже, потому что с непривычки здесь на высоте даже мясо не сваришь. Вода закипает при +75 градусах, а не при +100 как обычно. Поэтому повара используют скороварку с плотно закрытой крышкой для повышения давления. Есть, наверное, и другие секреты и тонкости, может быть Михаил и поделится ими, зимовка длинная.
23.02.2019 год. Праздник приближался
- Как вообще настроение у парней? Праздничное?
- Настроение праздничное. Принимаю поздравления, сослуживцев поздравлю. Они очень радуются, когда Антарктиду слышат!
Кстати, на станции «Восток» не служивших нет, несколько человек - бывшие кадровые военные различных специальностей с опытом боевых действий. Поэтому в такие праздники, как День защитника Отечества и День Победы здесь звучат военные песни и принимают поздравления от сослуживцев и родных и сами поздравляют боевых друзей на «Большой земле». 23 февраля, как и все дни на станции «Восток» - рабочий! И лишь вечером полярники могли себе позволить сесть за праздничный стол.
Анатолий рассказал, как это было и как все на станции готовились к вечерней трапезе.
- Праздник приближался. Пора было начинать готовить праздничный ужин. Блюдом от нашего шеф-повара предполагалась баранья нога, фаршированная чесноком, запечённая в духовке со специями. Из горячего были заранее подготовлены, разморожены и почищены куриные сердечки и кальмары, оставшиеся от прошлой экспедиции. С морепродуктами нам не повезло. В продовольственном списке для поставки на станцию они были где-то в конце, и их не заказали.
Руководить приготовлением тушёных сердечек и кальмаров в кляре взялся Дима, наш главный врач-хирург. У него уже был опыт в приготовлении этих блюд, и он решил порадовать нас. Добровольные помощники в это время чистили овощи и варёные яйца для салатов, натирали сыр, чистили лук и чеснок.
Дядя Миша, наш повар, нарезал ровными кубиками варёный картофель, морковку, лук и варёную свёклу для салата оливье и винегрета. Через час Дима подозвал меня к плите на пробу горячих сердечек. Они плавали и немного шкворчали на большой сковороде в подливке с пассированным луком и морковкой. «Ещё 5 минут и снимай, а то подгорят» - сказал я Диме с интонацией шеф-повара ресторана «Метрополь». Он ещё немного помешал их и стал освобождать сковороду для картофеля-фри, уже нарезанного и размороженного полуфабриката.
Картофельные палочки быстро покрылись хрустящей поджаристой корочкой и лежали аппетитной горкой на сковороде. Стол постепенно приобретал праздничные очертания.
Блюда с салатами чередовались с тарелками с помидорами в собственном соку и маленькими солёными огурчиками. Здесь же были две тарелочки с солёными грибами, бережно хранившимися долгие месяцы путешествия начальником станции и наконец украсившими стол.
На большом блюде желтели фаршированные яйца с начинкой из желтков, чеснока и сыра. Все ждали главное горячее блюдо, чтобы начать. Оно уже долго томилось в духовом шкафу, дразня запахом чеснока и ещё чего-то непередаваемо вкусного! «Готово!» - сказал наш повар, доставая противень с пропечённой и ароматной бараньей ногой. Так начался праздничный ужин защитников Отечества на станции «Восток».
28 февраля 2019год.
- Так у вас там что, сегодня последний день лета?
- Да, завтра осень. Солнце уже меньше 20-ти градусов над горизонтом. Одним измерением меньше. Почти месяц уже прошел зимовки.
- Ммм .ясно. так невероятно грустно... первый осенний день...
Анатолий 19:58
- У нас объявлен конкурс на лучшую женскую скульптуру из снега или барельеф к 8-му марта.
- Ну, ничего себе!!! А кто придумал объявить такой конкурс?
- Конкурс начальник придумал.
- Начальник у вас какой - креативно-романтичный! Скучает, наверное, по семье….
8.03.2019 Женские образы в полярной галерее
Международный женский день полярники на «Востоке» ждали с особенным трепетом в душах и сердцах.
Начальник станции объявил конкурс на лучшую женскую скульптуру из снега! Победителю – бутылка коньяка и слава!
Так было положено начало полярной галерее под ледяными сводами снежного коридора, соединяющего станцию с поверхностью материка.
Его ледяные стены всегда были одиноки и суровы, но в этом, богатом на новшества, году, творческий состав экспедиции вышел с инструментами, кистями и красками под ледовый потолок и сотворил чудо!
Женские скульптуры и портреты, нежные, кроткие, яркие, милые, напоминающие любимых женщин, оставшихся в России, возникли, как по мановению волшебной палочки и существенно подняли боевой дух ребят – полярников!
Нужно сказать, что это вечные скульптуры и портреты, ведь снег в галерее не растает никогда! Повезло же кому-то!
Медицина на «Востоке»
- ЭТО ПРАВДА??? В Антарктиду не пускают тех, у кого не удалены зубы мудрости и аппендикс? Связано это с тем, что на станциях в Антарктиде не проводятся хирургические операции, поэтому перед поездкой на ледяной материк нужно удалить зубы мудрости и аппендикс, даже если они абсолютно здоровы?
- Про зубы это пожелание. Аппендикс – «обязаловка» для врачей.
- То есть аппендикс тебе удалили?
- Нет, для рядовых полярников не обязательно. Только докторам удаляют.
Елена 22:123
- Ааа, то есть, доктора, типа, сами себе не смогут прооперировать?
- Да, хирург - то один.
- А почему именно зуб мудрости надо удалять, чем он особенный?
- Они не у всех прорезаются и могут дать нагноение.
- Есть в составе полярных станций люди, которым желают, как можно меньше работать по специальности - это врачи. – Рассказывает Анатолий. - У нас на станции два врача, хирург и анестезиолог-реаниматолог.
Двух врачей поставили в штат после случая, произошедшего в 1961 году на станции «Новолазоревская» во время 6-й Советской Антарктической Экспедиции.
Это была первая зимовка на вновь открытой станции тринадцати человек. И надо же такому случиться, что приступ аппендицита случился в начале зимовки именно у врача-хирурга Рогозова Леонида Ивановича.
Консервативная терапия (холод, голод и покой) не дали результатов, стала подниматься температура.
Тогда молодой медик (ему было 27 лет), решился на операцию самому себе. Ассистентами были метеоролог и механик водитель.
Всё прошло удачно и вовремя, уже начиналось нагноение и без операции врач бы погиб. Владимир Высоцкий по этому поводу даже песню написал:
Пока вы здесь в ванночке с кафелем -
Моетесь, нежитесь, греетесь -
В холоде сам себе скальпелем
Он вырезает аппендикс.
После этого события врачи на автономных станциях работают вдвоём. Наши доктора молодые, им обоим по 31-му году, но достаточно опытные с обширной практикой. Начиная с посадки на корабль в Питере, они следят за нашим здоровьем. Ежемесячно проводят малый медосмотр и раз в квартал расширенный. Снимают кардиограмму, делают тесты на задержку дыхания, контролируют вес, и другие параметры. Всё это заносится в личную карточку полярника и по окончании экспедиции сдаётся в медчасть Института Арктики и Антарктики.
Перед тем как оформиться в экспедицию, каждый кандидат проходит медкомиссию плавсостава в одном из сертифицированных медицинских учреждений Санкт-Петербурга.
Особенно придирчиво проверяют «восточников». Для них проводят дополнительные тесты для оценки адаптации организма к физическим нагрузкам.
Досконально проверяют сердце и лёгкие. Потому что недостаток кислорода, в первые дни пребывания на станции, может привести к развитию «горной болезни» в тяжелой форме, и тогда первым самолетом заболевшего отправляют обратно и меняют на специалиста с другой станции.
Одному из наших товарищей стало плохо уже в самолёте. Он периодически терял сознание, и его сначала хотели сразу отправлять обратно, но решили подождать три дня до следующего рейса, он адаптировался и сейчас вместе со всеми бодро таскает снег. Меня по прибытии тоже немного «мутило», шум в голове не проходил два дня, нарушился сон, желудок не принимал пищу, но через неделю все вошло в норму.
Окончательная адаптация происходит к концу месяца пребывания на станции. Привыкаешь дышать на улице через шарф, делать перерывы в работе, если не хватает дыхания, никуда не спешить. Очень помогло то, что во время рейса из Санкт-Петербурга до Антарктиды на корабле была постоянная физическая нагрузка. В спортзале стоял теннисный стол, и я по 3-4 часа в день проводил там. Нагрузка была очень приличная, потому что этот вид спорта занимает второе место после баскетбола по количеству перемещений на единицу площади, а играли мы довольно активно.
Спорт и физкультура очень помогают быстрее адаптироваться к сложным условиям. Закаляют организм и характер. В прошлую зимовку я решил поставить опыт над своим организмом. В электронной библиотеке мне попалась книга многократной чемпионки мира по фридайвингу Натальи Молчановой. Этот вид спорта, ныряние на задержке дыхания, очень хорошо развивает легкие и я подумал, что методику тренировок можно применить и на станции. Чтобы организм не расслаблялся, а продолжал адаптироваться и дальше.
Методика тренировок была простой, раз в день или в два надо было по нескольку раз задерживать дыхание на вдохе и выдохе. Это было не сложно и занимало по полчаса в день. Зато результат оказался впечатляющим. На очередном медосмотре через месяц, время в тесте на задержку дыхания на вдохе увеличилось в два раза. Дышать во время различных работ стало легче, и положительный и видимый результат тренировок вызывал удовлетворение.
После всех медкомиссий на «Востоке» оказываются, как правило, здоровые люди, без всяких серьёзных болячек, но врачи всё равно держат наготове инструменты и оборудование. Есть операционный блок с аппаратом искусственной вентиляции лёгких, кардиографом, рентген аппаратом. Для хирургических операций имеется электрокоагулятор, им бескровно разрезают и спаивают сосуды и ткани. Желудок, пищевод и часть кишечника можно осмотреть с помощью видео глаза ФГДС, лёгкие бронхоскопом. Есть небольшой аппарат для УЗИ. Те, кто не долечил зубы перед экспедицией, могут испытать на себе работу бормашины, сидя в зубоврачебном кресле. Доктора у нас мастера на все руки, этого требует специфика работы на станции. Случится, в экстремальных условиях, может всякое.
В прошлую экспедицию врачи проводили на станции настоящую полостную операцию. Устраняли спаечную болезнь кишечника у одного из полярников. Всё прошло удачно. После периода реабилитации, прооперированный вернулся к исполнению своих обязанностей.
Как ни странно, но во время зимовки практически никто не болеет простудными заболеваниями. Видимо, все бактерии и вирусы не выдерживают мороза и гибнут.
Опасность подстерегает полярников после возвращения на «Большую землю». Иммунитет ослаблен без тренировки, и можно легко подхватить бронхит или что-то подобное.
Специфические условия жизни вызывают постоянный интерес у медиков, изучающих поведение человеческого организма в сложных условиях. Вынужденная изоляция от внешнего мира и условия жизни создают условия близкие к космическим проектам. Если взять среднегодовую температуру на «Востоке», она находится в районе -55*С, то она будет ниже, чем на Марсе. Институт Медико-Биологических проблем РАН давно сотрудничает с полярниками.
Первые совместные опыты были проведены в 1966-1972 годах. Исследования и наблюдения в процессе зимовки за поведением и адаптацией организма позволяют правильно построить процесс подготовки и реабилитации космонавтов. В состав нашей зимовки включён сотрудник этого института. Он выполняет обязанности врача-анестезиолога и проводит несколько программ исследований.
Раз в месяц помимо плановых осмотров проверяется острота зрения и состояние сосудов сетчатки глаза. Специальным прибором фотографируется глазное дно и область выхода глазного нерва. Потом идут тесты на общую оценку внимания и быстроту реакции, на запоминание и кратковременную память.
Самый интересный из всех тестов это оценка координации глаз-рука и тонкой моторики. С помощью двух джойстиков на мониторе необходимо произвести стыковку космического корабля в различных пространственных положениях. Очень похоже на компьютерную игру, но космонавты тренируются точно так же. Оказывается, пристыковать космическую станцию совсем не сложно, нужна только тренировка. Итогом всех этих исследований над нами должен стать отчёт, в котором будет видна динамика состояния большинства органов, систем и организма в целом во время зимовки.
Это часть большой программы института рассчитанной до 2035 года в рамках подготовки обитаемой Лунной базы. Сейчас проводится изоляционный 4-х месячный эксперимент по моделированию полёта к Луне, высадке посадочного модуля, управления им и возвращения на Землю. На очереди 8-ми месячный аналогичный комплекс исследований, а в 20-21 годах будет осуществлён 12-ти месячный «наземный» полёт. Задача экспериментов отработать все возможные ситуации, космических полётов и жизни на обитаемых планетных станциях. Приятно сознавать что, находясь на Земле, ты помогаешь освоению космоса! Работа очень интересная и нужная, участие в ней придаёт нашей команде дополнительные силы.
Я спросила Анатолия, отправился бы он на Марс, и он ответил:
- Конечно!
Каждый день на станции Восток проходят важные научные исследования, полярники живут, работают, надеются, любят в самом сердце Антарктиды, пишут страница за страницей эту удивительную книгу, полную неведомых тайн и реликтовых красот!
Я зову вас вместе читать эту редкостную книгу, от которой веет смертным холодом, потому что Господь отнял у Антарктиды тепло, и жгучей любовью, потому что Он направил туда людей с горячими сердцами.
Елена Ломова
Фото Анатолия Новака