А зачем это все нужно? Этот вопрос при обсуждении, как самих выборов главы региона, так и их результатов – наиболее популярный в комментариях на самых разных интернет-площадках. Действительно, зачем все ж таки действующий губернатор Игорь Орлов, которому оставалось еще работать и работать, вдруг решил пойти на выборы.
Помимо чисто технических соображений и общефедерального тренда – успеть проскочить до выборов в ГосДуму, которые прогнозируются как весьма непростые, несомненно, имела место и сильная личная мотивация кандидата Орлова. Суть ее можно выразить двумя словами: «дефицит легитимности».
Сегодня уже немногие помнят, что Игорь Орлов был назначен управлять Поморьем вовсе не Владимиром Путиным, а Дмитрием Медведевым. Деталь незначительная, но как говориться «есть нюанс». Далее – Орлов фактически стал назначенцем–преемником одиозного губернатора Ильи Михальчука. И публично от этой преемственности он ни разу не отказался, наградив предместника Почетной грамотой и выплачивая ему немалую пенсию за счет дефицитного областного бюджета. И наконец, шаткость позиции Орлова определялась пестрым составом его «команды» - где как с бору по сосенке собраны самые разные персонажи, отрекшиеся от Ефремова, пытавшиеся рулить при Киселеве, и присягнувшие Михальчуку. Все это вкупе с развалом экономики области и отсутствием видимых прорывных достижений на поприще управления регионом, создавало у Игоря Анатольевича чувство неуверенности, постоянное желание оглянуться – чтобы, по его собственному выражению, «не оказаться с заплеванной спиной». Выход напрашивался один – укрепить свою легитимность через «всенародную» поддержку на выборах с благословения действующего президента, отблески авторитета которого должны пасть и на победителя, которого, как известно – не судят.
Однако дальше начались нестыковки. С одной стороны, выборы декларировались как способ обрести политическую устойчивость – «мандат доверия народа». Отсюда и псевдодемократические декорации с выдвижением кандидатами третьеразрядных функционеров местных «оппозиционных» партий. С другой стороны – даже не специалистам была ясна простая закономерность – каждый процент плюсом к уровню явки в крупных городах, означает минус процент голосов «за» кандидата Орлова. В итоге те, кто мог наблюдать в он-лайне подсчет голосов, сразу увидели эту тенденцию. По мере обработки данных по голосованию процент голосов у Игоря Орлова постепенно полз вниз, чтобы замереть на отметке 53% с хвостиком. И это при минимальной явке в 20% - в три с лишним раза более низкой, чем при последних выборах губернатора 11 лет назад, в 2004 году. По мнению экспертов, при 25% явки в Архангельске, Северодвинске Новодвинске и Котласе второй тур был бы неизбежен.
Придворные СМИ уже поспешили написать о якобы низкой поддержке Орлова в крупных городах. И как ни странно – они правы. Ведь в том же Северодвинске Орлов набрал с трудом 51% - при самой низкой в области явке в 14%. Однако подсчет процентов – вещь лукавая. Гораздо интереснее абсолютные цифры голосов. Всего Игорь Орлов получил 109 тыс. голосов избирателей. Из них более 21,5 тыс. голосов или почти 20% дал ему Архангельск. Северодвинск – только 11 тыс., или 10%, а ведь именно в этом городе, особую связь с которым Орлов так любит подчеркивать, он должен был получить наибольшую поддержку.
Учитывая, что антирейтинг Орлова в Архангельске был весьма значительным, а попытки поменять ситуацию начались только за три месяца до выборов – 42%, набранных губернатором в столице Поморья, очень неплохой результат. И не надо обольщаться высокими данными по сельским районам, а, тем более, по Мирному и Новой Земле. Там кандидат власти побеждает всегда и по определению. Но ни 700 голосов на Новой Земле, ни 5,5 тыс. – в Мирном на самом деле не решали исход выборов губернатора.
Не будем лукавить, эту битву для Орлова выиграла «пехота» - рядовые агитаторы, организованные местными выборными штабами. Именно на местном уровне была обеспечена технология «привода» на избирательные участки максимального количества людей, чей выбор был заранее известен, а главное - гарантирован. И наиболее сложной эта задача была как раз в городах. Учитывая, явную организационную беспомощность местной «Единой России» можно с большой долей уверенности сказать, что для обеспечения максимально возможного для Игоря Орлова результата, в условиях разыгранного его штабом сценария «низкая явка – отсутствие конкурентов» был этот ресурс был задействован в Архангельске наиболее грамотно.
Поэтому более чем странным звучат пока невнятные заявления Орлова о том, что он не ожидал такого уровня поддержки от населения Архангельска. «Я посчитал, что город Архангельск меня услышал, но при этом явка оказалась одной из самых низких», – заявил Орлов. Но ведь отменив предыдущую программу развития областного центра, правительство Орлова так и не обнародовало ее новый вариант, обещав это сделать до 10 сентября. Может, поэтому архангелогородцы и не услышали своего губернатора…