Язвы дорожного строительства в поморской глубинке вскрывает со свойственным ему сарказмом депутат Архангельского областного Собрания Леонид Таскаев:
- Один из предполагаемых подрядчиков проведения ремонтных работ в здании почтового отделения решил «закатать» технологическую дорогу к производственной базе, где, предположительно, размещается его техника, линолеумом. ЛИНОЛЕУМОМ, Карл! Примечательно, что в ход должны пойти также битый кирпич, куски гипсокартона, пластик…
Иными словами, строительные отходы вместо захоронения на полигоне просто утрамбуют трактором в землю на участке леса, используемом для проезда специализированной техники, и представят это в виде строительных работ на дороге, которой нет. Так, может, правительству Российской Федерации стоит отменить природоохранные требования и просто закатывать дороги линолеумом и битым кирпичом со строительных объектов по всей России? Какая была бы фантастическая экономия на дорожном фонде и фактически безотходная деятельность!
Может, стоит передать аналогичные по своему составу строительные отходы, образующиеся в регионе? Глядишь, они бы и лешуконскую часть дороги Мезень – Лешуконское, связывающую район со всей остальной областью, присыпали бы битым кирпичом да «закрыли» бы линолеумом, хоть так улучшив проезд по региональной трассе. Ждать покрытия лешуконских дорог коврами и нарисованные мелом тротуары?
Примечательно, но складирование строительных отходов в неприспособленных для этого местах, похоже, является давнишней традицией отдельных лешуконских предпринимателей. Ранее в этом месяце на берегу реки Вашка в Лешуконском были обнаружены строительные отходы с другого объекта, предположительно – с ремонтных работ в столовой Устьвашской средней школы.
При этом, в Лешуконском, в отличие от Мезенского района, есть легальный полигон, на который свозят даже жидкие бытовые отходы, но строительные, почему-то, сваливают в лесах и на берегах рек. Похоже, что таким образом нерадивые коммерсанты экономят на плате за размещение отходов на свалке. Действительно, зачем отдавать часть полученных средств на безопасное размещение строительного мусора в приспособленном для этого месте, если гораздо выгоднее взять все деньги себе, а мусор утрамбовать в землю в ближайшем лесу?
Возможно, Агентству регионального развития, областным Минэку, Минприроды и Минтранспорта стоит обобщить опыт лешуконских предпринимателей и чиновников в части использования отходов для строительства дорог, которых нет на карте региона, и распространить его на все муниципальные образования области, передав местным предпринимателям, занятым в строительной сфере. Это позволит:
- снизить нагрузку на действующие полигоны, уменьшив количество захораниваемых строительных отходов,
- сэкономить средства предпринимателей, занятых в строительстве, на оплате захоронения отходов строительной деятельности на полигонах,
- построить новые дороги и улучшить качество уже существующих.
К тому же, яркие линолеумные цвета разбавят серость будней и поднимут настроение всем участникам дорожного движения. Предлагаем также при планировании следующего ремонта подъездных путей к областному Собранию и Правительству Архангельской области предусмотреть исполнение дорожного покрытия линолеумом какой-нибудь жизнеутверждающей расцветки, что могло бы стать местом притяжения северян и новой туристической «фишкой» региона, уже прославившегося на всю Россию «арктическим паркетом».