На прошлой неделе самым обсуждаемым моментом в жизни Архангельской области стало обсуждение новой Стратегии региона до 2035 года, программа «Позиция» посвятила ей отдельный выпуск.
Среди приглашённых в студию экспертов был и известный архангельский учёный-экономист Николай Залывский. К сожалению, ему досталось совсем мало экранного времени для выражения своей позиции.
Предоставляем ему такую возможность:
13 декабря в рамках ТВ-передачи "Позиция" высказаться успел самую малость. Теперь досылаю (дописываю) эпилог своему участию в экспертизе стратегии Архангельской области 2035. В ней можно отметить четыре позитивных момента: 1) наличие самой Стратегии, худо или бедно подготовленной, уже хорошо, т.к. населению региона предложен абрис параметров его жизни через 17 лет, 2) декларировано обязательство власти помочь каждому жителю с любым социальным статусом выйти на высокий уровень благосостояния, 3) обеспечить глобальную конкурентоспособность региональной экономики, 4) создать современную инфраструктуру здравоохранения, содействующую достижению ожидаемой продолжительности жизни населения Архангельской области до 78-80 лет к 2035 г. Такие мировоззренческие обещания не грех одобрять. И это одновременно не барьер для вопроса об исторической реалистичности их достижения.
А вот сомнения в этом порождают полюса противоречивости и недостатков, присущих объемному документу под названием "Стратегия -2035".
Например, при всей электоральной выигрышности задачи по 100-процентному доступу населения к библиотечным фондам, превращения физической культуры в массовое явление кажутся не такими весомыми факторами изменения качества региональной экономики. Почему? Из-за недостаточности вектора перелома в 2019-2035 годы негативных тенденций, присущих социально-экономическому развитию региона. Трудно, например, связать благосостояние, доступное каждому, с прогнозируемым уровнем доли населения с доходами ниже прожиточного минимума - 11%, что не существенно отличается от современного положения. Сохранение уровня безработицы примерно в 6% тоже слабый сигнал в позитивное улучшение нынешней ситуации. При этом занятость в сельской местности "гарантируется" в 65%! В Стратегии признается отток высококвалифицированных кадров неизбежным??!! Явлением будущей перспективы, а вот мероприятия хотя бы минимизирующих этот процесс рельефно не видны, а если что-то и есть, то относится на 3-й этап реализации Стратегии (2030 год). Тоже самое констатируется в отношении динамики сокращения численности населения региона. Нас все равно "должно" быть меньше (по мнению авторов стратегии).
Зачем нужно такое стратегическое планирование, если всей совокупностью задач оно не помогает сформировать в регионе такую привлекательность условий и качества жизни, которые бы не понуждали северян покидать отчий край, не стимулировали бы приезд работоспособного и молодого населения в Архангельскую область? Утверждается о росте средней производительности труда за счет повышения технической вооружённости труда. Хотел бы верить этому, но не могу из-за отсутствия в Стратегии сведений о новых производственных мощностях (оборудовании) - высокотехнологичной базе решения этой задачи.
И еще одна нестыковка: намечено модернизировать к 2030 году структуру подготовки специалистов среднего звена, но странен выбор направлений модернизации, если он все равно выводит регион на показатель допустимости 10-процентной безработицы среди его выпускников в структуре общей безработицы.
Для меня неубедительна оправдательная аргументация невысокого рейтинга (83-85 места) Архангельской области ее нахождением в Арктической зоне РФ. Во-первых, это лукавство: основная часть территории не относится к этой зоне. Во-вторых, есть Ямало-Ненецкий АО и Тюменская область, которые лидируют в российской экономике, несмотря на сходные арктические условия хозяйствования и жизни. Нынешняя и будущая эффективность экономики Архангельской области зиждется на умении выбирать оптимальные стратегические инструменты преобразований и на тактическом умении институтов власти и корпоративного сектора применять эти инструменты сообразно динамично меняющейся социально-экономической ситуации. Это главная предпосылка нужности и полезности Стратегии -2035, если мы действительно хотим соединить теорию и практику достижения благополучного будущего каждому жителю Архангельской области независимо от его статуса! У меня главное сомнение именно в возможности гармоничного синтеза этого умения.
В общем, жить мы в 2035 году, возможно, будем также, как сейчас, но точно лучшие ожидания пока почти беспочвенные.
Архангельская область вполне может достичь 1.7 трлн. руб. регионального ВВП, но этот экономический рост не индикатор новой структуры региональной экономики (где высокотехнологичный сегмент занимал бы весомую долю в структуре промышленного обрабатывающего производства) и соответственно позитивный фактор роста глобальной конкуренции региональной экономики. Следовательно, Архангельской области не светит к 2035 году "прорывной" успех даже в опережении места по экспорту выше уровня Вологодской и Мурманских областей, не говоря уже о повышении доли ВВП Архангельской области в ВВП РФ. А это и есть признак того, что запланированные Стратегией меры вовсе не фактор ее динамичного подъема, а просто набор возможностей, которыми можно утешить нынешнее поколение советских людей перспективой, какая может не открыться, о чем они пока не могут догадаться и разочароваться в институтах власти, обещающими хорошую жизнь в далеком будущем, а не в ближайшей реальности.
Самому мне не приходится разочаровываться в ожидании этой перспективы. Еще в конце 90-х годов мною спрогнозирован возможный период относительного высокого благополучия населения Архангельской области именно на 2025-2035 годы. Он даже был опубликован в сборнике научных работ (см.: Залывский Н. Моя не популистская модель развития Севера в ближайшей перспективе / Сб. статей «Архангельская область: социально-экономическое развитие, история, культура, образование. — Архангельск: изд-во ПГУ, 1999, с.32-39). Более того, в отличие от авторов нынешней Стратегии- 2035, ОГРАНИЧИВШИХ успехи развития региона наличием 11% бедного населения, я тогда предложил критерий успешности стратегического влияния на динамику развития Архангельской области: отсутствие групп населения с доходами ниже прожиточного минимума и превышение на 10-15% среднероссийского уровня доходов. Теперь я просто оптимистичный эксперт оттого, что двадцать лет назад предугадал период, в котором мы могли быть счастливыми. Авторы Стратегии лишь подтвердили, что даже сейчас этот период и надежда на это под вопросом!
Теперь по этой причине я одновременно и пессимистичный избиратель. К сожалению, вновь подтверждена аксиома, набившая оскомину интеллектуальным изыскам в рамках дискуссий по ранее (1994-2018) предлагаемым стратегиям. И ныне интуитивно возникает мысль о том, что современная региональная власть обращается к стратегическому позиционированию на базе концепта желания утолить электоральную жажду населения увидеть просвет своей нужде и надежду на решения своих базовых проблем. А что бы импонировало мне и тысячам жителей региона? Доказательства повседневной практики управления регионом, действительно обеспечивающего его реальное приближение к высоким стандартам жизни всех групп населения, подтверждаемого 2-3 годовыми положительными успехами в социально-экономическом развитии Архангельской области. Будут ли они?