Вижу, как волнует тема вывоза мусорных отходов мои земляков. А кого она не волнует? Отходы человеческого бытия есть везде, где живет человек. Появляется человек, появляются и мусорные отходы, которые и пахнут невкусно, и жизнь нашу загрязняют. На Юге ли необъятной нашей Родины, в Арктической ли зоне планеты, в Европе или Америке.
Давайте поближе к месту нашего обитания приземлимся. В Архангельске или Оттаве, столице Канады, откуда пишу сейчас.
Начнем с истории мусора. Это вовсе не лишнее занятие, чтобы понять, куда движемся и придем в нашей непростой сегодня и почти революционной борьбе с этим злом.
Зловоние помоек моего деревянного Бакарицкого детства в 60-х годах прошлого столетия в моей памяти останется надолго. "Домашнее троеборье" - вода, дрова, помои - были обычным делом. И бытовой мусор, и отходы. Их было столько, что вывозившие их лошадка нашего соседа дяди Коли Филимонова, возившего "воньку", не справлялась. Потом и пришедшие ей на смену машины всегда опаздывали за вывозом мусора.
Не углубляясь скажу, что уже в детстве было ощущение, что взрослые с мусором что -то не додумали. Или не хотели решать эту невкусную проблему.
Дядя Коля Пукель, вывозивший мусор уже на своем "Газ-53", пахнул чуть лучше "воньковоза" Филимонова. Немецкое прошлое родителей аккуратного и всегда трезвого Пукеля (в Архангельской области после войны было около 2 тыс немецких военнопленных-В.Х), не помогало .Тоненькая струйка вечно дырявенькой "говновозки" Пукеля разносила аромат по всем Бакарицким улицам. Зато Пукелевым детям не составляло никакого труда найти папу по этим струйкам в любое время. Называвшиеся тогда улицы носили простые названия - Задворная, Конечная. Это уж потом они стали называться Припарковая, Адмирала Макарова. "Халва-халва"… но с мусором легче не стало. Названия улиц менялись, сделались благозвучными а ... Пукель остался. Никто не хотел глубоко заползать в мусорную тему. Благо естественных водоемов, таких как Северная Двина и Белое море, было предостаточно.
Бурное строительство Архангельска и Северодвинска мусорную проблему так и не сделали приоритетной. Главное - размах, чтобы Никите Сергеевичу и последующим "царям" было не стыдно было доложить. Вот де вы сказали, что города в Архангельске не увидели в своем единственном посещении первого морского порта России. Получайте теперь результаты ударного труда строителей и новые тогда микрорайоны Архангельска - Привокзальный и Варавино. Про мусор и запахи тогда снова никто не вспоминал.
Волшебный мусоропровод многоэтажек должен был решить проблему и помочь забыть все этих "мусорных" пролетариев Филимоновых и Пукелей. С мусором хотели так же, как с коммунизмом. Будет - де вам жизнь при коммунизме и без мусора построена за 20 лет.
Раздражаюсь, когда ерничаю по поводу мусорного прошлого, но, не ругай, читатель Руснорда. Всегда, когда нахожусь вдали от дома, а особенно на чертовых куличках, то и подавно. Прошу не путать с местом обитания главреда Руснорда.
Короче, время прошло, а мусор остался. И в головах, и на улице, и в воздухе. И пахнет... ой как пахнет. Особенно по утрам, когда выясняется, что послепраздничное веселье прошло, а горы мусора остались. Но давайте воспользуемся моим длительным пребыванием и мусорными наблюдениями в Осло и Оттаве. Не пугайтесь, сделаем это очень коротко и конкретно.
Да, статус и сравнение столичных городов Норвегии и Канады не совсем в нашу с вами "архангельскогородческую" пользу.
Вот потому и не поленился порыться в мусорной истории наших стран. Канада и Норвегия уже в 60-х увидели в мусоре, резком увеличении машин главную животрепещущую проблему. Увидели и в столицах, и крупнейших городах, и в национальном масштабе этих северных стран, где, как и в России, есть где и когда "померзнуть".
Машинные гаражи ушли под землю вместе со специальным строительным законодательством 1962 и 1965 годов соответственно. Просто нельзя стало построить многоэтажку без этого. Мы были только в выигрышной ситуации тогда, поскольку шли следом с опозданием в 30 лет и всегда могли избежать "вражеских" ошибок этих стран НАТО.
Мусорное законодательство формировалось чуть позже, и уже в начале 70-х 4-5-ти ступенчатая сортировка мусора стала нормой. Но параллельно работа проводилась в начальной школе, на предприятиях, в СМИ, в памятках и призывах, где повторялись не "Слава КПСС", а о важной необходимости не гадить, где попало.
Кому не знакомы с детства окурки в подъездах наших блоков, как здесь называют наши многоэтажки. В аэропортах, на вокзалах и других общественных местах. Ну, как было не пожалеть Мишу Григорьева, по пути на нефтяное выступление в шотландском Абердине неудачно закурившего в английском аэропорту Хитроу. Накурил на целых 100 английских фунтов стерлингов штрафа. "Мусоропослушание" на Западе, а теперь и всяких там "Гонконгах", достигнуть удалось только большими и неотвратимыми штрафами.
Вот, вот, читатель, это и есть главное после принятия всех успешных мусорных решений развитых стран. Вдобавок, чтобы эти решения пустыми не казались, города в полном объеме снабдили мусороуборочными машинами с двумя хорошо оплачиваемыми "Пукелями" - водителем и помощником по выгрузке мусора. С жестким графиком ранней уборки мусора в 5-6 утра, 5 тысячным в рублях штрафом хозяевам стальных коней за неправильную парковку автомобиля, мешающего работе мусороуборочных машин и летом и, особенно, зимой, когда у мусороуборочных машин гораздо меньше маневра для работы. Мусорные баки стали пластиковыми, многоцветными и легкими, чтобы удобнее было с ними работать.
Места вывоза мусора и мусорная экономика и экология - отдельная тема и требует отдельной заметки.
В следующий раз сообщу, читатель, куда вывозят Оттава и Осло свои "мусора". И есть ли практика вывоза мусора в другие города, как, скажем, получилось у нас, когда Золотоглавая собирается отправлять договорной подарок на родину Ломоносова. Или помыслю еще пошире в мусорной теме, и попробую описать, как справляются с отходами жизнедеятельности в Арктической части всех северных стран.
Но, давайте, напоследок этой статьи все-таки и не только о мусоре. Рад, что в Архангельск стал не только площадкой федерального уровня для мусорной дискуссии, но и получил снова фестиваль фильмов Arctic Opеn. Надеюсь и я получить доступ к просмотру фильмов, которые архангельский зритель уже увидел. Вот тогда и продолжим мусорную тему, чтобы уж в следующий раз никакие запахи не мешали спокойному просмотру всем жителям региона киношной интеллектуальной собственноcти Большой Арктической восьмерки "big Arctic 8".
А пока мне пора на футбольный матч гостей с преподавателями школы Пьера Трюдо. Глядишь, побольше узнаю у канадских экологов и экономистов, как там они справились или почти справились в Канаде с мусором?
Увы, только почти, потому что мое сегодняшнее оттавское утреннее в 9 утра фото мусорного места у дома, где живем, меня разочаровало . Сами видите, и здесь "на старуху и здесь бывает поруха".
С поклоном, ваш Владимир Харлов