В середине 80-х снимали мы художественный фильм в деревеньке, что в Тверской (тогда Калининской) области. И жили там же, дабы не мотаться каждый день по, мягко говоря, не самым лучшим дорогам до гостиницы в райцентре (тоже не Hilton). Местный колхоз был не из перспективных, сверху спускали план на рожь и пшеницу, а земля была выработанная, хоть ты тресни. Посидев вечерок за стаканчиком слегка мутного «чая» с председателем, подкинули ему идею – наладить производство шампиньонов. Которые в те годы было и в Москве не сыскать, разве что в элитных ресторанах типа «Националя» или «Праги».
Председатель воодушевился и метнулся в партийные верха. Вернулся тем же вечером и с недобрым лицом. Ему прямо сказали – «ещё раз заикнёшься про эту свою хрень на букву ша- , партбилет на стол… стране хлеб нужен, а не жульены с грибами». Было самое начало перестройки, хлеб в местное сельпо завозили раз в неделю и выдавали под запись (потому что денег людям на руки не давали до окончания посевной, антиалкогольный указ уже заработал).
Вы, наверное, догадываетесь, что в местном клубе не было танцев из-за отсутствия контингента нужного возраста. Из армии вообще никто не возвращался, девушки линяли из родного дома при малейшей возможности.
Но одна семья была демографически образцовой. Семь детей у совсем не старых родителей, из-за них ещё не закрыли сельскую школу. Один нюанс – родители, что называется, не просыхали. В колхозе это терпели из жалости – иначе детки по миру пойдут. Они и так ходили, съёмочная группа их практически усыновила со всеми опекунскими обязанностями. Родителям в колхозе платили копейки… по их труду.
Вот на фига таким размножаться, думали мы. Соседи подсказали – они свой телевизор пропили, когда ещё отмечали рождение первенца. Вот заняться и нечем. Кстати, не могу вспомнить ни одного случая, чтобы в те годы кого-то лишили родительских прав… разве что вместе с советским гражданством.
Я старательно вспоминаю своё советское детство… и не могу вспомнить многодетные семьи. Впрочем, у моей двоюродной бабушки было трое, но так настоял её муж – горный армянин, «иначе родственники не поймут, скажут, что слаб по мужской части». Позже познакомился с сёстрами-погодками в количестве четырёх модных причёсок, но это был уже каприз их папы-дипломата (мог себе позволить). Ещё в бабушкином доме жила семейка дворников маргинального типа, не хуже (но и не лучше), чем та, деревенская. 5 или 6 детей… уже не помню. Из них двое мальчиков с явными признаками алкогольной деградации. Но одна из девочек стала появляться на телевизионных экранах, её награждали за победы в фигурном катанье. Помню, один раз увидел её, идущую к дому, в новой ондатровой шапке, их как раз выдали под форму зимней олимпийской сборной, крутяк по-советски. Но утром шла уже с непокрытой головой и с зарёванным лицом… подозреваю, куда пристроили шапку её чёртовы родственнички.
Но вообще, многодетность в крупных городах, тем более, в мегаполисах времён социализма – редчайший случай, удел сельской местности и национальных республик. Бесплатные квартиры для матерей-героинь – сказка из «Однажды 20 лет спустя», даже имея деньги (уникальный случай!), ты не мог купить кооперативную многокомнатную квартиру… такие просто не строились. И частных коттеджей не помню… разве что большой деревенский дом с постоянным проживанием. Вообще на многодетных в быту косились с подозрением – уж не сектанты ли?
А ещё не помню, чтобы в семью со своими детьми брали приёмных, что сейчас получает всё большее распространение. Почему? Элементарно – денег у людей не было (а те, у кого были, скрывали, за ними срок) плюс товарный дефицит буквально по всем позициям.
Зато брали налог за бездетность. Процентов шесть, кажется. Причём у представителей мужского пола не взирая на их семейное положение. Хоть у женского после замужества, а то бы окончательно в б…ей превратили честных комсомолок… прости-господи.
Были среди нас, мужчин, те, что косили от налога. Например, один из ассистентов оператора принёс справку о собственной неспособности к воспроизводству. Это быстро стало достоянием общественности… а он и не стеснялся – «от меня просто детей быть не может, но стоИт всем на зависть, дамы могут убедиться». Через пару лет наш герой благополучно стал отцом, и налог на бездетность с него не брали уже на общих основаниях. Потом протрепался, что его теща – главврач медцентра соответствующего профиля.
Нас убеждали – эти деньги идут на выплаты матерям-одиночкам, а кто из вас не шалит в командировках? Тем не менее, именно «бездетность» стала одним из первых признаков советской власти, исчезнувших с приходом капитализма. Помню общественную дискуссию на эту тему – у людей, может быть горе, проблемы со здоровьем, а им об этом раз в месяц (в получку) напоминают, да ещё и рублём наказывают.
Кстати, в некоторых странах в определённое время вводился «налог на холостяков». Но в каких…
- в 351 г. до н. э. вводился в Древнем Риме цензором Камиллом.
- в 1909 г. вводился в Болгарии.
- 6 декабря 1926 года фашистский диктатор Бенито Муссолини ввёл в Италии налог на холостяков. (из энциклопедии)
А вот «налог на малодетность» - чисто российское изобретение, причём самое современно. Меньше двух по лавкам – будьте любезны заплатить, хотя бы дифференцированно. Изобретатель новшества, некто Юрий Крупнов из Института демографии, считает – пусть это будут копейки… зато со всех и много. Очень интересуюсь его как семейным, так и материальным положением (о партийности уже молчу).
Вообще-то налоги берут с прибытка. Бездетность, как правило, беда (убеждённых «childfree» единицы), а с беды что-то брать не по-людски. Один ребёнок – счастье, два – счастье вдвойне. Но это счастье не имеет материального эквивалента, зато расходы… что я вам рассказываю.
Также излишне напоминать, что в России своё понятие «среднего классе». Это основная масса страны, те, кто зарабатывает… средне. Чтобы позволить себе новые покупки, я даже не о квартире и авто, эти люди влезают в кредиты. Не потому, что так привыкли, а просто нет возможности оплатить всю сумму сразу. Из тех жизненных ситуаций, которые я знаю, ипотека связана именно с рождением ребёнка, хомут на 15-20 лет, проценты в три раза превышают стоимость самой квартиры. И эти люди ещё должны с кем-то делиться?!
По-моему, это очередное метание. Правительство не представляет, где взять деньги на выполнение своих же скоропалительных соцобязательств, взятых при цене 130 долларов за баррель нефти, и теперь выясняет, какая форма изъятия средств пройдёт через оценку обществом, а какая вызовет социальный взрыв.
Мой прогноз: сократится количество семей, рискнувших завести второго ребёнка. Чисто психологически – по факту рождения их будет ожидать карательная мера… непонятно за что. И вместо популярного рекламного слогана – «ах ты мой капиталец пухленький» появится раздражённое - «эх ты моё налогообложение». Мысль материальна, особенно материнская, что будут чувствовать бедные дети? К тому же автоматически придётся снимать материнский капитал за рождение второго, иначе форменно издевательство над здравым смыслом.
И вообще, сколько иметь в семье детей и иметь ли вообще – дело сугубо личное, интимное, куда государству не стоит соваться, тем более, с карательными мерами.
Только что прочитал в интернете скорбный вздох по поводу малодетности: «Всё, как обычно – нас е…т, а мы крепчаем». От первого действия как раз дети и получаются… а вы не знали?
Леонид Черток