Член Совета Федерации от Архангельской области Виктор Павленко прокомментировал появившуюся в СМИ информацию о возможном росте тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению в Архангельске.
- В экономике чудес не бывает. Несбалансированность тарифов привела к тому, что МУП «Водоканал» оказался загнан в экономическую яму. С 2011 года тариф на водоснабжение и водоотведение устанавливается областным агентством по тарифам и ценам. Есть требования Правительства РФ: выше определенного уровня поднимать платежи для населения нельзя. Это совершенно справедливо, люди не должны страдать. Но тариф для «Водоканала» был изначально очень низкий. Потом в течение четырех лет тариф устанавливался на 40% ниже экономически обоснованного. Эту разницу по закону можно было компенсировать из бюджета региона, через так называемую «Дельту В». Но этого, к сожалению, сделано не было. В итоге муниципальный «Водоканал» получил более одного миллиарда рублей годового убытка, долги приблизились к сумме в 1,5 млрд. рублей. Выходом из сложившегося положения является концессионное соглашение. Но все потенциальные концессионеры имеют, прежде всего, коммерческий интерес. Предварительные расчеты показывают, что тариф для населения через 8 лет будет 75 рублей за кубометр воды, при этом бюджет должен будет заплатить частнику 6,5 миллиарда рублей по «Дельте В». Возникает вопрос, почему в этих средствах четыре года отказывали МУПу, а сейчас их сможет получить частная компания? А в случае расторжения концессионного договора бюджет будет вынужден возвращать все инвестиции частнику за счет собранных с граждан налогов. Так уже было в Калуге. Поэтому сам конкурс по отбору концессионера, весь пакет документов по Соглашению должны быть досконально выверены, экономически и юридически обоснованы. Необходимо четко прописать обязательства всех сторон: областных, городских властей и концессионера, с тем, чтобы не допустить лавинообразного повышения тарифа для горожан.
Сейчас наш комитет в Совете Федерации одобрил изменения в федеральный закон «О концессионных соглашениях», направленный как раз на обеспечение прозрачности всех концессионных процедур. Они предусматривают, что теперь субъект федерации должен быть третьей стороной по муниципальным концессиям. Также для нашего «Водоканала» актуальна поправки, которые дают возможность передачи в концессию имущественного комплекса в случае, если зарегистрирована только часть имущества. Кроме того вводится мониторинг реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе, на предмет соблюдения сторонами взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий соглашения, - отметил Виктор Павленко.