Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

"Успение - наша летняя Пасха". Интервью с игуменом Феодосием

Богословский смысл одного из самых любимых в русском народе празднике. Беседа с благочинным приходов Архангельска, исполняющем обязанности наместника Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря игуменом Феодосием (Нестеровым).

– Завершился Успенский пост. В представлении многих людей, как воцерковленных, так и только приближающихся к ограде Церкви, это время связано с тремя праздниками: Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня, Преображение и Успение. Их именуют «тремя Спасами»: Медовым, Яблочным и Хлебным. В народной культуре с ними связаны разные традиции, приметы, суеверия. Как православному человеку к ним относиться?

– История Церкви красноречиво свидетельствует о том, что эта проблема очень древняя. По-видимому, она коренится в наших психологических особенностях. Для понимания всего того, что находится за пределами обыденного, человеку нужны символы. Самый близкий и понятый пример – погребальные обряды. Посмотрите, как они устойчивы. Их смысл для многих не совсем ясен. Но глубинная потребность быть причастным к тому, что находится за пределом обыденной жизни и окутано тайной, требует повторять их из поколения в поколение. При этом уровень образования и культуры не играет никакой роли. Так и с отношением к освященному меду, плодам, хлебу, купанию на Медовый Спас и катанию яблок на Яблочный Спас. Это свойство нашего духа, которое не развито, не наполнено глубоким евангельским смыслом.

Да, конечно, Святоотеческое Предание почти не говорит нам о народных обрядах, а от увлечения приметами предостерегает. По мере духовного созревания и воцерковления мы начинаем более спокойно и ровно относиться к ним. Обрядовость, в том числе уходящая корнями в народную традицию, занимает подобающее ей место. На это порой нужны годы осмысленной церковной жизни, знакомство с Евангелием, духовной литературой, но главным образом — участие в Святых Таинствах Церкви. А освященные плоды, мед и хлеб – это только освященные дары, выражение нашей благодарности за них Богу.

Кроме того, Церковь в своей истории никогда не шла по пути открытого запрета всех народных традиций и обрядов. Более того, наверное, это и невозможно. За этим бы последовало ненужное ожесточение. Прошло более двух тысяч лет христианской истории, а Воскресение до сих пор в английском языке звучит как «Sunday» — день Солнца. Для христиан это Солнце Правды – Иисус Христос… Слово «Спас» в народном названии праздников Успенского поста указывает на Спасителя мира и напоминают нам о необходимости веры в Него.

– Не только невозможно, но, наверное, и не нужно. У одного из творцов северной русской культуры Бориса Викторовича Шергина есть удивительно красивые мысли об этом. В размышлениях о Пасхе он писал, что у русского народа есть как бы три степени понимания праздника. Первая и самая высокая степень – у святых отцов, отшельников и пустынников. Они уже при жизни созерцают Царство Небесное. Вторая степень – понятная всем нам. Это торжественные церковные службы, события праздника, выраженные на языке иконы и песнопений. А третья – здесь же, рядом – простая детская радость о Христе Воскресшем, окутанная в народные традиции, гуляния, обычаи. Евангелие именует Господа Источником воды живой. Черпать из этого Источника можно разными ковшами. Но все это будет та же живая вода…

– Подтверждения этим словам можно найти в Священной Истории. Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, истоки которого уходят своими корнями в Ветхозаветные времена. У этого обычая есть большое нравственное и педагогическое значение. Плоды, которыми нас щедро одаривает земля, нам до конца не принадлежат. Приношение Богу лучшей части, выраженное на символическом языке обряда, – свидетельство веры, благодарности и смирения. Осмысленное, христианское понимание этого обычая не проходит бесследно для сердца. Народное благочестие глубоко связано с церковностью, почитанием православных праздников, бережным отношением к евангельскому идеалу жизни. Все это сохраняет душу нашего народа.

– Начатки плодов приносятся и освящаются. В молитве на освящение всякой вещи священник призывает для благословения благодать Святого Духа, «…к телесному спасению, заступлению и помощи». Эти слова свидетельствуют о том, что сотворенный мир соучаствует в нашем спасении…

– В Православной Церкви вещественная святыня почитается и принимается с пониманием и благодарностью. В то время как в сектантских сообществах, особенно в протестантских, почти всегда идет восстание на святыни, освященное миро, елей, иконы, сосуды. За этим стоит непонимание того, что Господь сотворил нас двусоставными. Поэтому наша вещественная, телесная природа тоже требует освящения и обожения.

Мы с радостью освящаем в храме куличи, яички, вербочки и делаем это без какой-либо надменности или снисходительного отношения к ближним. Ведь для кого-то букетик вебочек или освященное на Преображение яблоко – источник света, маленькая искорка, от которой может зажечься вера. Иначе как можно объяснить то, с какой теплотой верующие люди хранят принесенные из храма букетики верб или березовые веточки, освященные на Троицу?

Со стороны кажется, что это что-то неважное, но для человека это святыня, путеводная ниточка, перст, указующий на Христа. Помню, как в молодые годы вместе с другом мы первый раз ездили в Дивеево. Там, где сейчас канавка Божией Матери, он сорвал веточку. Нам было тогда лет по двадцать шесть — двадцать семь. Мой друг шел по пути воцерковления и Господь в видении сподобил его увидеть свет, исходящий от веточки… Конечно, мы знаем, что нет на земле чуда выше Таинства Евхаристии. Исповедь и Причастие ничто не может заменить, но и такие малые свидетельства могут быть значимы в жизни христиан.

– В Архангельске один из красивейших храмов освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Успенскими именуются многие церкви на Русском Севере. В рядах иконостасов местных храмов очень часто встречается икона Успения Богоматери. С чем связано такое почитание праздника, этого события в жизни Церкви и жизни каждого из нас?

– Этот вопрос требует особого осмысления. Действительного, Успению Богоматери посвящены множество соборов и храмов по всей нашей стране. Это и величественный Успенского собор в Кремле, и небольшие деревенские часовни. За этим стоит глубокое, благоговейное религиозное чувство. В лице Божией Матери Господь оправдал человечество. Предание повествует нам о том, что на третий день после погребения Богородицы апостолы, ради своего собрата Фомы, решили отвалить камень и дать апостолу возможность проститься. Но когда они открыли пещеру, то не нашли в ней тела, а только одни погребальные пелены. В изумлении апостолы возвратились в дом и молились Богу, чтобы Он открыл им смысл увиденного. Вечером, во время молитвы, они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы. Господь Иисус Христос воскресил Свою Пресвятую Матерь, поставив выше всех ангельских сил. Богородица сказала апостолам: «Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом».

О чем же говорит нам это древнее предание? Человек призван к вечной жизни, но каждому из нас предстоит пережить смерть. Возвращение в прах для нас неестественно, оно вызывает страх и печаль. Всё ветхозаветное человечество, верное Богу, ожидало семени жены, стирающего главу змия (ср. Быт. 3, 15). И вот приходит в мир обещанный Мессия. Христос, взяв на Себя человеческую плоть, показывает пример безгрешной жизни. Крестными страданиями, Своей Пречистой Кровью омывает грехи всего человечества; смертью Своею искупает род человеческий; Воскресением разрушает узы смерти, даруя каждому верующему в Него жизнь вечную; и, наконец, Вознесением восстанавливает человека к былой славе. Пресвятая Богородица явным образом показывает нам, на примере Своего жития и успения, что возможно победить грех. Известный русский богослов протоиерей Сергий Булгаков говорит: «Непорочность и безгрешность Приснодевы относится не к Ее природе, но к Ее состоянию, к Ее личному отношению к греху и личному его преодолению». Успение – это личная Пасха Богоматери, поэтому не случайно сам праздник часто называют летней Пасхой. Отныне при содействии Божьей благодати каждый из нас может воскреснуть в Жизнь вечную.

– Время Успенского поста предваряется празднованием обретения честных древ Животворящего Креста Господня, посреди поста – Преображение, а завершается он Успением. Как эти три праздника и события в истории Церкви связаны между собой?

– Богослужебный календарь Православной Церкви премудро устроен. Если говорить простыми словами, то без Креста невозможно спасение, изменение и преображение человека. Обожение, раскрытие в себе образа Божьего – цель христианской жизни. Но сами по себе, своими усилиями мы обожить себя не в состоянии. Необходимо содействие Святого Духа. Но и без нашего соучастия, без усилий, трудов приобретение дара обожения тоже невозможно. Это то, что на языке богословия именуется синергией, сотрудничеством, соработничеством человека и Бога. Наконец, не пережив, не испытав успения, мы не можем приобрести совершенный плод христианской жизни – Царство Божие и блаженную вечность.

Совершая евхаристический канон, священник произносит слова молитвы: «…Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее». Царство Божие Господь даровал нам уже сейчас, здесь. Не как отдаленную во времени перспективу, а как уже свершившуюся реальность. Также и в Евангелии мы читаем: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Эти же слова с греческого наречия могут быть переведены как «Царство Божие среди вас есть». Мы уже сейчас должны быть гражданами Неба. Первые шаги на этом пути нам предстоит сделать здесь.                                    К этому нас призывает Евангелие, этот призыв мы слышим в словах евхаристической молитвы. Человек, испытывающий свою совесть, участвующий в Таинствах Церкви, уже сейчас испытывает прикровенную тихую радость и блаженство. Все наши скорби, временные трудности не идут с этой радостью ни в какое сравнение…

Беседовал Денис Данилов

На фото: Успение Богородицы. Хуго ван дер Гус. Голландия, 1872 г.


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Июнь 2021 (238)
Май 2021 (311)
Апрель 2021 (349)
Март 2021 (318)
Февраль 2021 (273)
Январь 2021 (285)



Деньги


все материалы
«    Июнь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Top.Mail.Ru
Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20