Страсти — удел каждого человека. Никто не рождается свободным от них, никто, кроме Бога. С тех пор, как первый человек совершил первый грех, мы наследуем абсолютно все страсти. Но именно благодаря им у нас есть возможность стать святыми и приблизиться к Богу. Об этих противоречивых на первый взгляд вещах размышляет митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.
В первую очередь хочется пояснить термин «страсти». Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что грех, который человек повторяет много раз, становится страстью, второй натурой, без которой он уже не может. Если человек привык объедаться, ему сложно этого не делать, если человек страдает пьянством — ему уже трудно жить без этого.
Так откуда же появились страсти? В момент грехопадения Адама, как пишут отцы Церкви, все эти страсти и грехи вошли в человеческое естество. Каждый последующий человек рождается с этой немощью. Страсти — это наши духовные болезни. Но с болезнями тела мы боремся: обращаемся к докторам, спешим в аптеку за лекарствами — а болезней духа часто не замечаем.
Не боремся, потому что не видим
Страсти — это удел каждого человека. Но не у всех они одни и те же. Этот недуг подразделяется на много ответвлений: от больших идут более мелкие. И со всеми человек должен бороться. Симеон Новый Богослов пишет, что наши грехи подобны червям, которые едят красивое дерево. Их убирают, но они появляются снова, потому что само дерево является вместилищем, питательной средой, в которой живут эти паразиты. Но если с ними совсем не бороться, они съедят все дерево и оно погибнет.
Вот так же и каждый из нас должен поступать со своими грехами, но мы этого не делаем, потому что просто не видим их. Это происходит от того, что наша природа, которую мы приняли, падшая. Ей естественно, удобно жить с грехами.
Задача человека — постигать волю Божию, знать христианскую аскетику и толкования на Писание. Евангелие — это некая карта, в которой многое непонятно. Но есть люди, которые уже проделали путь по этой карте, и они знают, как это сделать правильно. Это отцы Церкви, именно они раскрывают нам евангельские истины.
Люди, порой, строят дома без крепкого фундамента. А потом у них начинаются неприятности: то с одной стороны подтапливает, то с другой что-то прорвет, а то и вовсе весь дом рушится. У внутреннего духовного дома тоже должно быть основание, таковым считается жизнь по заповедям.
Нагорная проповедь Христа — это образец нашему существованию. Вспомним, с чего она начинается: «Блаженны нищие духом» (Мф. 5:3). Прежде всего человек должен почувствовать, что он нищ пред Богом, у него ничего нет доброго, своего ничего нет. Тело, воздух, землю, возможности и прочее нам дает Господь.
Следующая заповедь: блаженны плачущие. Плачущие о грехах. Как реагирует человек, которому сообщают, что у него рак? Слезами. Плачут все — мужчины и женщины, молодые люди, и старики. А самая страшная болезнь — это не рак. Самая страшная болезнь — это грех, страсти. Человек должен плакать, видя свое греховное состояние. Плач о грехах может быть со слезами, а может быть без них, когда плачет сердце. Это называется печалью по Богу.
Почему Бог не избавил нас от страстей
Люди часто задают вопрос: «А почему Бог, придя в этот мир, не избавил человека от страстей, ведь столько людей от них погибает?» Ответ очень прост. Господь не избавил нас и от телесных болезней. Как люди умирали, так и умирают. Бог автоматически ничего не делает. Он готов избавить тебя от страстей, но так, чтобы ты сам в этом участвовал.
Страсти могут убивать человека, а могут помогать ему. Борьба с ними возводит человека на высший пьедестал духовного совершенствования. Отцы Церкви рассказывают, каким образом это происходит. Тщательное исполнение заповедей Божиих научает человека видеть свои немощи, то есть открывает человеку его страсти.
Когда мы начинаем жить по уставу Церкви, мы научаемся видеть все больше и больше своих грехов, от этого появляется плач. Петр Дамаскин сказал, что начало здравия души бывает тогда, когда человек видит свои грехи бесчисленными как песок морской.
Как не видим мы бактерий вокруг себя, так и наши грехи Бог сразу не показывает нам, мы постепенно научаемся их узнавать и замечать. Ведь сложно ребенку объяснить, почему нельзя брать в рот что-то с пола и зачем надо мыть руки: он не верит, что вокруг много опасных микробов.
Увидев свои страсти, человек начинает бороться с ними. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, для чего нам это нужно: «Необходим подвиг христианину. Но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей, а Бог». А для чего тогда нужен этот подвиг? Исаак Сирин отвечает, что награда бывает не добродетели, которую человек приобрел: начал поститься, выучил молитвы, стал жертвовать храму, — не это награждается, и не труд, который человек предпринял ради этой добродетели. Воздаяние бывает рождающемуся от всего этого смирению. Если смирение не родилось, то всуе труд и всуе добродетели.
Об этом нам каждую Литургию говорит Церковь. В последовании третьего часа есть слова псалмопевца Давида: «Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя» (Пс. 24:18). Труд без молитвы, без смирения не вознаграждается.
В борьбе со страстями человек приходит в состояние умной молитвы, внутреннего делания. Как мы знаем, на Афоне нет ни женщин, ни газет, ни телевизоров, но старца Иосифа Исихаста долгое время одолевала блудная брань. Восемь лет он с ней боролся, и когда совсем выбился из сил, сказал: «Господи, я больше не могу…» Он мало ел, мало спал, много молился, но пришел к выводу, что не может побороть этот недуг, и тогда Господь избавил старца от него. Бог показал ему, что сам он ничего не сможет сделать, что человек немощен. Без Господа мы не сможем побороть ни одну страсть.
Когда человек говорит, что он сам поборол в себе пьянство, сребролюбие или обжорство — это не так. Эти страсти просто притаились, они ждут своего момента, и, когда он наступит, грех выскочит и моментально сокрушит человека.
Быть как офицеры на посту
Многие подвижники не хотели, чтобы Бог избавлял их от некоторых мелких страстей, потому что мелкие грехи помогают нам сохранить нищету перед другим человеком. Ведь тяжелее всего быть нищим перед тем, кто еще беднее тебя. Не возвышаться над людьми, которые ниже тебя не только в социальном плане, но и в моральном.
Большой грех в том, что мы занимаемся осуждением других людей, разглашением грехов наших ближних. Всегда надо помнить, что злоречивые Царства Божия не наследуют. Они впадают в состояние худшее, чем пьяница. Последний часто осознает свою немощь, в отличие от гордого человека.
Гордыня — страсть, в которой мы должны особенно каяться. Она основа всех грехов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что гордость, которую человек в себе вырастил, выкормил, способна избавить его от всех страстей. Человек может и пить бросить, и не объедаться более под ее влиянием. Но одна эта страсть способна погубить душу.
Когда мы не боремся со своими страстями: не желаем увидеть их, узнать, как их победить, то нам кажется, что мы, конечно, грешные, но не сильно. Тогда и исповедь у нас соответствующая, и благодати мы получаем меньше.
Николай Сербский пишет, что любовь, которая не соединена с заповедями Божиими, со смирением перед другим человеком, рождает холодность и безрадостность.
Признак того, что у человека присутствует радость в душе, — это слезы. Слезы радости всегда должны быть у христианина.
Чтобы радоваться духовным событиям больше, чем внешним, надо чаще себя укорять. Не тот христианин, кто просто утром или вечером борется со страстями, а тот, кто постоянно находится в состоянии «боевой готовности» в отношении грехов. Как солдат, который внимательно следит за передвижением врагов. Наше внимание, ум должны быть подобны офицеру на посту. Состояние молитвы не естественно для человека, и поэтому только благодать Божия помогает нам пребывать в нем и побеждать страсти.