Человеческое счастье всегда конечно. Как ни бейся, есть одна проблема. Человек смертен, и хуже всего, как говорил булгаковский Воланд, что он смертен внезапно. Смерть — наш великий уравнитель — всегда вносит свои коррективы. Ее не миновали ни цари, ни нищие, ни ученые, ни художники — никто...
Ключевое понятие христианской религиозной системы — это спасение. Каждый из нас, кто имел опыт душеполезных бесед с православным священником или просто верующим воцерковленным человеком, слышал что-то вроде: «Цель жизни христианина состоит в спасении его души» — или: «Вся наша жизнь — это путь ко спасению». Тут мы сразу можем остановиться и задаться вопросом: «А, собственно, от чего меня нужно спасать?»
Ну ладно, предположим, вокруг нас действительно много нуждающихся и страждущих. Вот провезли человека в инвалидном кресле, а вот кто-то берет третий кредит подряд, потому что едва сводит концы с концами и никак не может прокормить семью. Здесь, с одной стороны, понятно, кого и от чего нужно спасать. Правда, при этом мы прекрасно понимаем, что христианство отнюдь не говорит о спасении только как о победе над физическими недугами или финансовыми трудностями.
А если мы имеем дело с человеком, у которого, как нам кажется, вообще все хорошо? Скажем, он успешен, у него прекрасная и интересная работа, достаток, дом — полная чаша, любящая красавица жена, детишки, много друзей, интересные увлечения и в целом богатая и насыщенная жизнь. Его-то христианство от чего призывает спасать? Да, нарисованная идиллическая картинка и в самом деле очень недурна, но вот только главного в ней все же нет. Все перечисленные элементы простого человеческого счастья, увы, конечны. Как ни бейся, есть одна проблема. Человек смертен, и хуже всего, как говорил булгаковский Воланд, что он смертен внезапно.
Смерть — наш великий уравнитель — всегда вносит свои коррективы. Ее не миновали ни цари, ни нищие, ни ученые, ни художники — никто. Согласитесь, счастье, которое ускользнет из моих рук завтра или пусть через сорок лет, не может быть совершенным. И причина этого — смерть. Я уже не говорю о том, что абсолютное личное счастье на фоне страданий и бед многих других людей представляется также весьма сомнительным.
Но как же так получилось, что человек, созданный благим Творцом, оказался страждущим и смертным? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к библейскому повествованию. Первые главы книги Бытия рассказывают нам о том, что человек был сотворен Богом по Его образу и подобию — безгрешным и бессмертным, живущим в прекрасном мире, ибо все творение Божье было хорошо весьма (Быт. 1:31). Ему была предложена удивительная миссия — находясь в теснейшем общении со своим всемогущим Создателем и все более утверждаясь в Его благой воле, преображать окружающую его реальность: мир (весь космос) и самого себя, стремясь от совершенства потенциального к совершенству законченному и актуальному.
При этом перед первым человеком было поставлено одно условие — принять Божественную систему ценностей, Божественную систему координат и сделать ее руководящей в своей жизни. Мы помним, что Создатель запретил Адаму вкушать плоды с Древа познания добра и зла (Быт. 2:17). Соглашаясь с этой заповедью, человек признавал верховный авторитет Бога и Его право устанавливать, что хорошо, а что плохо, что есть добро, а что зло.
Такая система ценностей была объективной и совершенной, так как исходила от абсолютного, вечного и совершенного Бога. Приняв ее и руководствуясь ею, человек мог поддерживать непосредственную связь с Творцом как источником вечной жизни, блага и мудрости, а значит, имел практически неограниченные возможности развития, роста и совершенствования.
Однако человек предпочел пойти совсем иным путем. Случилось то, что в христианстве называется грехопадением. Человечество в лице Адама, вкусив запретный плод и ослушавшись Господа, отказалось от предложенной Божественной системы координат, выбрав свою, относительную и субъективную систему. Тем самым человек добровольно разорвал прямую связь с Богом, а значит оборвалась и связь с Источником жизни, ведения и блаженства. Человек стал смертным, его постигла глубокая интеллектуальная и нравственная порча. Если раньше одним из высших удовольствий для него было общение с Создателем, теперь он уже боится Его, желая спрятаться от всевидящего Творца в кустах, ему самому становится не по себе в раю как в месте особого присутствия Божества.
Можно провести аналогию с нашей современной жизнью. Скажем, у нас есть какое-то электронное устройство. Вот оно подключено к сети питания и может бесперебойно работать, сколько нам потребуется. А вот мы решили перевести его в автономный режим и отключили. На экране появились и стали меняться цифры. Запустился обратный отсчет его ресурса: 99%, 98%, 97% и т.д. Мы можем делать что угодно, переводить устройство в режим экономии энергии или просто выполнять на нем минимальный набор операций, чтобы оно работало дольше, но рано или поздно, как ни крути, наш гаджет все равно отключится. Нечто подобное произошло и с человеком. Избрав для себя путь без Бога, перейдя в свой автономный, субъективный режим, сказав: «Я сам буду решать для себя, что хорошо, а что плохо», — он оказался обречен на смерть, ибо в нем осталась еще жизнь, но уже не было ее источника, который находится только в Боге.
С тех пор мы никак не можем преодолеть собственную расщепленность. Тысячи и тысячи лет назад люди грабили, насиловали, убивали, воевали, оскверняя прекрасное творение Божие, и сегодня в нашем просвещенном и цивилизованном мире в этом отношении ничего не поменялось. Мы не можем договориться о самых важных и основополагающих вещах, ведь известно, что русскому хорошо, то немцу смерть. Работает пресловутое проклятие относительности наших субъективных ценностей, ведь ценности Божественные нами отвергнуты. И сегодня, в XXI веке, люди ничуть не меньше, чем столетия назад, истребляют друг друга, борясь, как им кажется, за свое место под солнцем и декларируя при этом некие общечеловеческие блага. Наверное, все согласятся, что главной ценностью является жизнь. Тогда почему и теперь просвещенные государства воюют друг с другом, если главное — жизнь? Вопрос, разумеется, риторический. Установившийся порочный круг может быть разорван только путем обращения к той системе мироустройства, которую изначально предлагал нам Бог, путем восстановления связи с Ним.
Вся библейская история спасения — это и есть восстановление утраченной связи человека с Богом и преодоление того, что разорвало эту связь. Можно даже сказать, что это просто преодоление греха, ведь, убери грех, не будет и смерти.
Полнота такого спасения дается человечеству Сыном Божьим, перебросившим главный мост над пропастью между Богом и человеком. Однако не нужно понимать спасение как чисто механический процесс. Пришел Господь, искупил наши грехи и даровал нам спасение, теперь мы все можем есть, пить и веселиться, так как делать уже ничего не надо. Отнюдь. Человек — это разумная и свободная личность, и потому требуется его непосредственное участие в деле своего спасения. Оно заключается, прежде всего, в добровольном и сознательном согласии с Божественной системой ценностей, отказе от греха, борьбе со страстями и направлении своих устремлений к Источнику блага.
Именно в борьбе со страстями заключается аскетический путь христианина, путь исхода от рабства греха к подлинной свободе, путь от субъективной зацикленности на своем эго к единению с Создателем. Об этом же говорит одна из главных заповедей Библии: «Не сотвори себе кумира» (Исх. 20:4). Здесь под кумиром следует понимать не только лишь грубо вытесанные из дерева или камня идолы, но всякий грех, которому человек служит. Грех, войдя в привычку, становится страстью, а страсть на то и страсть, что начинает контролировать поведение человека, управлять им. Вспомним народную мудрость, весьма красноречиво показывающую эту власть греха: «Сначала я пил водку, а потом уже водка пила меня». Продолжим этот ряд. Сначала я играл понемногу, чтобы размотать нервы, как любил говаривать один из великих классиков русской литературы, а потом уже казино играло со мной. Сначала человек позволил себе небольшую интрижку на стороне, а потом уже не был в силах остановиться, и посыпалась вся его жизнь, разрушилась семья и т.д. Или возьмем чисто бытовой уровень. Приходит муж домой и ждет, например, тарелку отменной солянки и жареное мясо, а получает какое-то дежурное блюдо. Все, настроение испортилось, появилась какая-то болезненная раздражительность, и пошло-поехало. Таким образом, грех и страсть — это то, что затуманивает наш разум, делает нас слабыми, порой невыносимыми, а главное, благодаря им мы добровольно убираем руки от руля собственной жизни.
Иными словами, грех — это паразит, подселившийся к нам и причиняющий немалые страдания, который в конечном итоге вообще сводит нас в могилу.
Спасение же как победа над грехом открывает перед нами перспективу вечной жизни, дарованной через обретение непосредственной тесной связи с Богом. Однако теперь Господь не предлагает нам вечной жизни в этом мире, отравленном ядом человеческого эгоцентризма и страдающем от боли, насилия и несправедливости. Он устремляет нас к вечной жизни в мире незаходящего света Его любви, там, где уже нет ни печали, ни болезни, ни воздыхания, ни вселенской разобщенности, но единение счастья в непреходящей Истине.
Священник Михаил Юров
(по материалам Архангельской епархии)