Церковь учит горевать правильно, так считает руководитель Патриаршего центра кризисной психологии, писатель Михаил Хасьминский.
«Находясь в фрустрированном состоянии горя, человек не понимает, какими должны быть его дальнейшие действия, впадает в отчаяние. Церковь же предлагает конкретные стратегии поведения: молитва, обряды, Таинства – путь, который укажет, как жить», - отметил психолог.
Встреча с Михаилом Хасьминским прошла в Северном государственном медуниверситете при поддержке Архангельского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) и Уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Архангельской области.
Чаще всего человек обращается к Богу в кризисной ситуации. Это, по словам психолога, лучший повод для миссионерства. С пришедшим в храм человеком в беде необходимо правильно поговорить и лучше, если это сделает священник. «К сожалению, пришедший к батюшке со своим горем человек часто не доходит до него – опережают сердобольные прихожанки или женщина в лавочке. Они искренне желают помочь, но не всегда делают это правильно. Например, вручат ”Мытарства блаженной Феодоры” или посоветуют ”действенную икону”», - рассказал Михаил Хасьминский.
Переживающий горе склонен винить себя в случившемся. «Чувство вины может быть нормальным или невротическим. Пример последнего: ”Если б я не отправила мужа в магазин, его бы не сбила машина”. В этом случае необходимо диссоциировать, разделить событие и свое участие в нем при помощи психолога. Даже если человек виноват непосредственно, его действия могут быть только одной из причин беды. Нужно понимать, что найти свою ошибку после случившегося проще, чем вычислить ее заранее – это как решать уравнение с двумя переменными», - отметил эксперт.
Также необходимо научить ребенка правильно воспринимать смерть близкого. «Купив нового хомячка сразу после смерти старого, вы не поможете ребенку понять событие смерти. Замена – ложная стратегия, так же, как и сокрытие, маскировка смерти. В понимании ребенка смерть должна быть естественной», - сказал Михаил Хасьминский.
Психолог отметил, что нами утеряна культура горевания и культура соболезнования. «Если вы не умеете правильно соболезновать, пожалуйста, помолчите. Иногда слова только ранят, лучше подержать за руку, приобнять. Не нужно сдерживать слез, если умерший был вам близок. Говорите, только если понимаете, какие слова успокоят человека, и ни в коем случае не выражайте соболезнования формально – это может причинить боль. Помните, соболезнование – это совместное болезнование», - посоветовал Михаил Хасьминский.
Бывает сложно поддержать в беде, но просто запомнить, какие не нужно совершать ошибки. «На первом этапе горя, этапе оплакивания, нельзя соболезновать горюющему в таких форматах, которые могут вызвать у него раздражение, агрессию, желание изолироваться. Какие наиболее частые и ужасные по своей глупости форматы? Во-первых, лозунги ”крепись – держись”, а также пустой оптимизм ”все будет хорошо”. Во-вторых, утешение будущим: ”молодые, родите еще детей” или ”ты красивая, выйдешь замуж”. В-третьих, запрет на горе: ”не плачь, так нельзя, не конец света” – это неправильная установка, которая не дает выхода эмоциям, а прячет их. И, последнее, – ”время лечит”. Время не лечит, а травматизирует и маскирует проблемы, а лечить может молитва, причастность Церкви», - рассказал Михаил Хасьминский.
Соболезнования лучше всего выражать не словами, а делом: помощь с врачом, похоронами, какие-то организационные вопросы, финансовая поддержка. Молитва за умершего, больного, страдающих родных – вот действительно полезная и всегда уместная помощь.
«Необходимо понимать, что неправильно пережитое горе может серьезно сказаться на духовном и психическом здоровье человека», - отметил психолог.
(по материалам Архангельской епархии)
Вы мечтаете о том, чтобы поскорее забеременеть? А вы знаете сколько времени живут сперматозоиды после того, как они попадают во влагалище? И что с ними происходит, если они попадают на простынь или руки? Обо все этом, и многом другом, читайте на сайте ZachatieLife.ru. Берегите себя, будьте здоровы.