Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Ждали полвека. В часовню Кенозерья вернулся исторический иконостас

Часовня во имя Введения Божьей Матери во храм и Рождества Иоанна Предтечи 43 года ждала свои образы. В последний раз все иконы из неё были вывезены в 1981 году экспедицией Соловецкого музея-заповедника. Но уже в 1992 году первый директор Кенозерского национального парка Елена Флегонтовна Шатковская смогла вернуть иконы в музейный фонд заповедной территории. И все эти годы понадобились, чтобы отреставрировать иконы.

 Сама по себе часовня интересна тем, что она имеет двойное посвящение: Богородице и Иоанну Предтече. Она построена в начале XIX века, а сам иконостас формировался в течение всей жизни часовни. Это был многоэтапный процесс: первые иконы — ровесники часовни написаны в самом начале XIX века старообрядцами. Примерно в середине XIX века появляется ещё несколько важных икон. Фёдор Иок, судя по всему, тоже работал в этой часовне как иконописец и реставратор. Иок — знаковый для Кенозерья иконописец: его кисти принадлежат «небеса» в четырёх часовнях, в том числе в Никольской часовне деревни Вершинино.

 «Следы работы Иока в 1880-х годах прослеживаются и их можно трактовать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Он написал для часовни две иконы „Избранные святые“. Обе стоят в иконостасе: одна — копия, другая — подлинник. А что не очень хорошо: самые древние иконы, написанные старообрядцами в 1801 году, Фёдор Иок, поновляя, закрасил синей густой масляной краской. Это иконы „Богоматерь Тихвинская“, „Николай Чудотворец“ и „Вседержитель на престоле“. А ещё он переписал лики у некоторых икон. С другой стороны, в 60-70 годах XX века началось разграбление кенозерских часовен — и можно сказать, что Фёдор Иок, несколько обесценив эти иконы, спрятал их от злого глаза. Иконы находились несколько лет на реставрации в Санкт-Петербурге», — сообщила главный хранитель музейных фондов Парка Анна Анциферова.

 Возможно, Фёдор Иок работал в то время, когда в часовне деревни Рыжково появилось «небо» из 14 граней. Интересно, что за 130-140 лет своего существования это «небо» не утратило яркости и первозданности. Его не намывали перед праздниками, как делали в других часовнях, и никогда не реставрировали.

 В то же время, когда писалось это «небо», в часовне появилась ещё одна икона на сюжет Введения Богородицы во храм. В 2010 году Гаюна Матвеевна Некрасова, жительница Рыжково, передала её в музейный фонд и рассказала, что когда часовню закрыли — с 30-х годов там было зернохранилище — «небо» и иконостас оставались в часовне, а икону Введения Богородицы во храм жители забрали и она переходила из дома в дом. Чаще всего её прятали на чердаке.

 Интересно, что, когда в часовне появилось «небо», конструкцию рам и иконостас перестроили, нарушив канон: в центральной части он стал двухъярусным, а по краям — трёхъярусным. Самые почитаемые иконы «Николай Чудотворец» и «Макарий Желтоводский Унженский» стали центральными.

 Сейчас в иконостасе часовни установлены фотокопии, а отреставрированные иконы находятся в музейном фонде Парка, в необходимых условиях хранения.

 Этот иконостас один из немногих в Кенозерье, который сохранился почти полностью.

 «Теперь мы видим, какой он был, какие взгляды и мировоззрение были у местных жителей, что для них было важно, а что второстепенно. Историю деревни Рыжково можно увидеть через её иконостас. То, что рамы и иконы установлены с нарушением всех канонов — это проявление свободы мысли. И мы принимаем это решение кенозёр, потому что уважаем прошлое и не имеем право вторгаться в него», — сказала руководитель Кенозерского национального парка Александра Вячеславовна Яковлева во время первой экскурсии, состоявшейся в обновлённой часовне.

 Кстати, ещё в этом году в Никольской часовне деревни Бухалово установлены рама иконостаса и копии нескольких икон. Бухалово повезло меньше – из этой часовни уцелело совсем немного икон, в отличие от часовни в Рыжково, где сохранились почти все. Кстати, одна из самых древних икон Архангельской области «Богоматерь с младенцем и Пророк Илия» XV века поступила в 1971 году в музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» именно отсюда. Копия иконы теперь тоже в этом молельном доме. В настоящее время Парком и местными жителями восстановлены интерьеры уже в нескольких часовнях. И эта работа будет продолжена…


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Сентябрь 2024 (220)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)
Май 2024 (346)
Апрель 2024 (355)







Деньги


все материалы
«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20