25 лет назад не стало Сергея Довлатова, литературного кумира перестроечного поколения, предпочитающего книгу компьютерным играм. Умер в эмиграции, так и не узнав, что его любимый Питер таки стал Санкт-Петербургом...
А ведь я мог с ним познакомиться. Летом 90-го года в Нью-Йорке меня звали на литературные чтения с водкой. Говорили, что будет какой-то «потрясный Довлатов, Ильф с Петровым отдыхают». Вторым вариантом уик-энда были смуглые девочки с текилой. Я выбрал второй, не сознавая, что совершаю главную потерю в своей безалаберной жизни. Какой идиот!
Потом прочитал некролог в «Новом русском слове». Сердце опять не ёкнуло.
Через пару месяцев я прилетел в Ташкент к своему другу, переписывать чей-то убогий сценарий. Дабы уберечь меня от пучины безыдейного пьянства, маскирующегося под муки творчества, друг Юсуп подсунул мне журнал, кажется «Знамя», с повестью «Иностранка», подписанной смутно знакомой фамилией на «д».
И всё. До этого раз в несколько лет я менял литературные приоритеты. В старших классах кумиром был Хэмингуэй, к месту и не к месту вставлял цитаты : «Надо быть ироничным и милосердным», «Человек один не может ни черта», «Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол…» и т.д., девчонки частенько отвечали на них благосклонностью. В 80-ые на смену старине Хэму пришёл Габриэль Гарсия Маркес: «Пройдёт много лет, и поклонник Аурэлино Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела…». Тут уже кинематографические мэтры удивлённо поднимали брови – «надо же, а он не только портвейн уважает». С появлением в моей жизни Сергея Довлатова вопрос о любимом писателе отпал сам собой и навсегда. С цитатами стало совсем просто, Довлатовым можно разговаривать, вставляя от себя одни междометия и вульгаризмы.
"Я
родился в не
очень-то дружной
семье. Посредственно
учился в школе.
Был отчислен
из университета.
Служил три года
в лагерной
охране. Писал
рассказы, которые
не мог опубликовать.
Был вынужден
покинуть родину.
В Америке я так
и не стал богатым
или преуспевающим
человеком. Мои
дети неохотно
говорят по-русски.
Я неохотно
говорю по-английски.
В моем
родном Ленинграде
построили
дамбу. В моем
любимом Таллине
происходит
непонятно что.
Жизнь
коротка. Человек
одинок. Надеюсь,
все это достаточно
грустно, чтобы
я мог продолжать
заниматься
литературой...”.
Что это, если не самая ёмкая из написанных автобиографий? У самого так не получается. Слишком многословен…
Довлатова бесполезно читать поклонникам реализма, как соц, так и кап. У него всё облачено в гипертрофированную форму, недостатки и достоинства, собственное пьянство и разгильдяйство, таланты друзей, покорность к судьбе жены Лены (эта женщина великого терпения в его рассказах предстаёт сразу в нескольких ипостасях, попробуй, определи истинную), нигилизм дочки Кати… перечислять можно бесконечно. Своих родственников, объединенных общим «Наши» (не путать с современной прокремлёвской шпаной, этих добрейший Довлатов нокаутировал бы в первом же раунде), он одновременно не жалеет и превозносит. От этого они становятся живыми и родными всем нам, кто понимает.
«Дед Исаак очень много ел. Батоны разрезал не поперек, а вдоль. В гостях бабка Рая постоянно за него краснела. Прежде чем идти в гости, дед обедал. Это не помогало. Куски хлеба он складывал пополам. Водку пил из бокала для крем-соды. Во время десерта просил не убирать заливное. Вернувшись домой, с облегчением ужинал...».
(Когда пишешь о Довлатове, есть большой соблазн скатиться до сплошного цитирования, лучше него по любому не напишешь. Постараюсь держать себя в руках, да только получится ли?).
В 80-е я часто и помногу вращался в питерской рок-тусовке. Удивительное дело, в ней обсуждали и цитировали кого угодно, от Попова и Галявкина до Сапеги и Шагина. Но только о Довлатове ни полслова. Хотя, казалось бы, он самый рок-н-рольный из питерских писателей. Недаром за оформление его книг взялись не кто-нибудь, а «Митьки». И дело не только в общей любви к возлиянию, хотя и это тоже. Дело в восприятии действительности. Если живёшь в стране полного и безоговорочного абсурда, его именно так и надо изображать, кистью или на ундервуде, не важно. Иначе, не интересно. Иначе, будет лживо. Иначе, можно сойти с ума. У кого ещё, кроме Довлатова, вы встретите такие парадоксальные формулировки: «потерпел успех», «одержал поражение»? Антисоветская агитация в чистом виде, галимая статья, однако попробуй, докажи. Браво, маэстро!
Я много лет собирался засесть за собственные армейские мемуары, Довлатов тормознул меня в этом на полтора десятка лет. Кажущаяся простота его литературного языка и лёгкость формы в итоге приводит к постыдному копированию, от которого так трудно избавиться. А ещё вводит в уныние и осознание собственной бездарности то, как он сумел совместить в одном две равновеликие для нашей литературы темы – лагерную и армейскую. Действительно, в его рассказах не понять, кто же больше сиделец – зек или вертухай. И страшно и смешно одновременно, это великий талант. На Мосфильме у меня был знакомый механик из золотой молодёжи, сын известного партийного сценариста, мифотворец замещал отцовский долг денежными купюрами с Лениным в углу. Отпрыск так увлёкся их переводом в жидкое состояние, что даже его добрый папа осознал необходимость суровой армейской школы. В итоге разгильдяй два года отстоял на вышке, охраняя воркутинский лагерь. Читать его письма оттуда было действительно страшно. Например, о том, как после смены караула ему лучше вернуться в барак, чем в казарму – целее будет. То же самое написано и у Довлатова, только так, что не оторваться. Значит, правда…
У Довлатова любой зэк лучше ефрейтора-подонка Фиделя. Лучше, умнее, тоньше. Но это не только по рождению, это гримасы СИСТЕМЫ. Один из самых ярких эпизодов о постановке ленинианы в зоне написан, по сути, ради одной фразы, сказанной рецидивистом Гуриным:
«Сколько же они народу передавили… барбосы эти… Ленин с Дзержинским… рыцари без страха и укропа. У нас в лагере мокрушников раз-два и обчёлся, а эти - Россию в крови потопили и ничего. Они-то и есть самая кровавая беспредельщина…».
При чём сам Довлатов не причислял себя к борцам с режимом, он был пассивным его созерцателем. И опять фирменный парадокс – «после советских я больше всего не люблю антисоветских». Если брать его жизнь и творчество в целом, то о них, на мой взгляд, очень точно написал мой большой (во всех смыслах) друг, поэт-песенник Ярослав «Сэнди» Трусов, тоже до поры до времени не знавший о существовании писателя Довлатова:
Я не спасал в реке детей,
Закона я не блюл сухого,
Я просто радовал людей,
Тем, что не делал им плохого
Вот я и говорю, Довлатов - один из нас…
А каким был Довлатов писателем (кроме того, что «великим», это вне обсуждения)? Имеется в виду – советским, русским, армянским или еврейским? Вопрос не праздный, на Интернет-форумах периодически читаю, что израильтяне отказывают ему в еврействе. Мол, писал на русском, мать – армянка, не иудей, Израиль предпочёл Америке и т.д. По мне он самый яркий и достойный пример здорового космополитизма. Для Довлатова чужеродный Таллинн настолько же родной и близкий, как Питер или Пушкинские горы, ибо везде он находил близких и родных по духу людей. Так что гордиться им, как своим, вправе все – русские, евреи, армяне, наши в Америке...
Кстати, я слышал, что в те Горы сегодня едут не только, а иногда и не столько, к Александру Сергеевичу, сколько по «боевым местам» Сергея Донатовича, в избушку, где «через щели в полу к нему заходили бродячие собаки». И великий поэт на великого писателя не в обиде – «ай да Серёга, ай да сукин сын!».
Был ли Довлатов верующим человеком? Не знаю, сомневаюсь, о своих отношениях с Всевышним он почти не писал. Но жил-то по-божески, делился чем, мог – куском, стаканом, словом - что ещё надо?
И абсолютное отсутствие меркантильности, что свойственно тому поколению. У Довлатова своё понимание богатства и жизненного успеха, такого определения я ни у кого до него не читал, но видел много примеров из жизни. Ничего не могу с собой поделать, опять цитата:
«Вообще
я уверен, что
нищета и богатство
– качества
врожденные.
Точно так же,
как цвет волос
или, допустим,
музыкальный
слух. Один рождается
нищим, другой
— богатым. И
деньги тут
фактически
ни при чем. Можно
быть нищим с
деньгами. И —
соответственно
— принцем без
единой копейки.
Я встречал
богачей среди
зеков на особом
режиме. Там же
мне попадались
бедняки среди
высших чинов
лагерной
администрации...».
У Довлатова все симпатичные герои такие богачи – «иностранка» Маруся, блистательный Эрнст Буш, запойный фотожурналист Жбанкин, двоюродный брат Боря. Последний стал для меня прообразом Ельцина, они оба комфортно себя чувствовали исключительно в пограничных ситуациях – первый президент России на танке у Белого дома, его питерский тёзка – в колонии общего режима. В обычной спокойной жизни оба напивались и валяли дурака. А ведь для Довлатова Борис Николаевич был пустым звуком. Что значит сила таланта!
А еще довлатовских героев объединяет общее определение - «лишние люди». Писатель и сам к таковым себя относит, что точно отражено в рассказе «Куртка Фернана Леже»: «Муж завещал вдове общаться со всяким сбродом». И нечего стесняться, в той системе успешность в карьере была в большинстве случаев аморальной, на грани подлости и предательства.
Я часто думаю, почему советская власть так ненавидела именно Довлатова, изредка, но печатая Рейна, Евгения Попова, Марамзина? И нахожу этому одно объяснение. После службы в конвойных войсках к Довлатову явно подходили «люди» с предложением о сотрудничестве. Догадываетесь, куда он их посылал и какими словами? Дальше от агентов шло непонимание и праведный гнев – «что этот бывший вертухай о себе думает?!». Ломали. Не ломался. Предпочитал валяться в отключке под рукописным плакатом к собственному юбилею: «35 лет в ДЕРЬМЕ и ПОЗОРЕ». Его сон охраняла скорбная Лена. Тоже выдающаяся, кстати, женщина, предстающая перед читателем в десятках разных ипостасях, в основном жалких и сомнительных, но, тем не менее, родившая в Америке классику сына. Какой там взбесившийся конь или горящая изба, тянуть на себе пьющего гения без особых надежд на публикацию – вот истинный подвиг. Нет слов, настоящая русско-еврейская женщина, жена-героиня!
Сам Довлатов, как известно, был тот ещё бретёр, боксёр в тяжёлом весе. Но только подтрунивал над своей кулачной доблестью, ставя намного выше силу духа. Что сделаешь кулаком с СИСТЕМОЙ, с окружающим хамством и пошлостью? Зато любой КГБ, любой люмпен бессилен перед такими людьми (клянусь, это последняя цитата!):
«Однажды Буш
поздно ночью
шел через Кадриорг.
К нему подошли
трое. Один из
них мрачно
выговорил:
—
Дай закурить.
Как в этой
ситуации поступает
нормальный
человек? Есть
три варианта
сравнительно
разумного
поведения.
Невозмутимо
и бесстрашно
протянуть
хулигану сигареты.
Быстро пройти
мимо, а еще лучше
— стремительно
убежать.
И
последнее, —
нокаутировав
того, кто ближе,
срочно ретироваться.
Буш избрал
самый губительный,
самый нестандартный
вариант. В ответ
на грубое требование
Буш изысканно
произнес:
—
Что значит —
дай? Разве мы
пили с вами на
брудершафт?!
Уж лучше бы
он заговорил
стихами. Его
могли бы принять
за опасного
сумасшедшего.
А так Буша до
полусмерти
избили. Наверное,
хулиганов
взбесило таинственное
слово — "брудершафт".
Теряя сознание,
Буш шептал:
—
Ликуйте, смерды!
Зрю на ваших
лицах грубое
торжество
плоти!..».
Вот читаешь и думаешь – так на экран и просится! Ан нет, Довлатов абсолютно не кинематоргафичен (и не сценичен). «Комедия строгого режима» очень удачная лента, явившая стране Виктора Сухорукова. Но это именно «по мотивам», шнырь в роли Ленина даже отдаленно не похож на авторитетного рецидивиста Гурина. И побегом тот рассказ Довлатова тоже не заканчивается. Разве можно убежать от себя, если ад зоны не вокруг, а внутри каждого из нас?
Сейчас очень модно рассуждать на тему – кем бы были кумиры минувших дней, доживи до светлого сегодня? Например, Высоцкий – стал первым артистическим олигархом, собирал стадионы или тихо пил абсент на вилле жены под Парижем? Или Цой – гонял чаи в Кремле, пел в тысячный раз на Васильевском спуске о жажде перемен или возглавил марш несогласных?
Насчёт Довлатова у меня сомнений нет – у Сергея Донатовича не было не малейшего шанса прожить дольше. Смотрите сами, в своих четырех томах он написал обо всём, что знал лично, и то много возвращений и повторов. Честно говоря, «Филиал» и американские рассказы, пусть немного, но слабее остального творчества. Такое впечатление, что Довлатов потерялся, его размеренная американская жизнь не приносила главного – темы. То самое пресловутое пограничное состояние, так измотавшее его сердце в Союзе, ушло, а освободившееся место не хотело заполняться. Но стать великим с таким мизерным объемом материала, который филологи брезгливо обзывают беллетристикой, 20 лет после смерти издаваться миллионными тиражами – для этого надо быть действительно ВЕЛИКИМ ПИСАТЕЛЕМ.
Об одном прошу – не преподавайте Довлатова в школе! Иначе отобьёте всю охоту его читать у моего сына, я вам этого никогда не прощу. Так и знайте!
Принципиально не состоял, не состою, и никогда не буду состоять ни в одной партии. Мне это без надобности, 20 лет как убеждённый довлатовец. Присоединяйтесь…
Леонид Черток