Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Марфа Меньшикова: От «власти Советов» до Тома Сойера. Проект Георгия Гудим-Левковича "О тех, кого я помню и люблю"

«Том подумал, что жить на свете не так уж плохо. Сам того не подозревая, он открыл великий закон, управляющий человеческими действиями, а именно: для того чтобы мальчику или взрослому захотелось чего-нибудь, нужно только одно – чтобы этого было нелегко добиться». Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

Немногие жители Архангельска вошли в его историю, благодаря домам, ими построенным или им принадлежащим. Можно вспомнить Шингаревых-Плотниковых, Рене-Шавриных, Альберта Суркова, Якова Макарова и даже Николая Сутягина. Но их дома традиционно именовали по фамилиям владельцев. И только одно здание получило, простите за невольную тавтологию, свое имя в честь имени своей неофициальной хозяйки. Речь о знаменитом «Марфином доме». Впрочем, история дома началась задолго до того, как в нем появилась Марфа Ивановна Меньшикова.

Датой рождения этого здания можно считать 1 ноября 1852 года, когда в губернскую комиссию с прошением о дозволении купить земельный участок у купца Кузнецова обратился поверенный Архангельского коммерческого клуба, онежский мещанин Николай Елезов. Главными организаторами клуба были Франц Шольц, Антон дес Фонтейнес, Карл Мейер, Петр Люрс. Заказ на строительство поступил от лесопромышленников и купцов Немецкой слободы.

Место для расположения здания было предоставлено на Дворянской улице (сегодня это Троицкий проспект между нынешними улицами Логинова и Свободы). Проект здания Коммерческого собрания был утвержден 15 ноября 1852 года Архангельским военным губернатором, вице-адмиралом Р. П. Бойлем. Но грянула Восточная война, и завершить постройку удалось только в 1858 году. Устав Коммерческого собрания был утвержден в декабре того же года. В итоге коммерческое собрание считалось самым престижным общественным зданием города, где проходили концерты, спектакли, балы, лекции, собрания. Прекрасный зал на 400 мест, бальная зала на 150 танцевальных пар, гостиные, диванные, карточная и бильярдная, банкетный зал на 200 персон, отдельная губернаторская ложа. Были оборудованы и специальные комнаты для организации отдыха детей.

В целом здание было рассчитано на одновременное присутствие 1463 посетителей, «не принимая во внимание всех служебных помещений». При Коммерческом собрании возникло в 1881 году «Общество любителей музыки», которое имело собственный симфонический оркестр и содержало музыкальные классы. Через 3 года дому был пристроен кегельбан. Здание Коммерческого собрания было одной из лучших театральных площадок в городе. В клубе проводились лучшие в городе балы-маскарады, позднее стали организовываться популярные детские утренники и студенческие балы. Благодаря собственной электростанции при здании в июне 1897 года в зале Коммерческого собрания состоялся первый в Архангельске киносеанс. Все заезжие знаменитости выступали здесь.

Со своим отцом Саввой Мамонтовым – инициатором строительства железной дороги, связавшей Архангельск с Москвой, здесь в 1898 году на балу по случаю открытия магистрали и «девочка с персиками» – Верочка Мамонтова. В 1910 году городской управой Архангельска был объявлен конкурс на реконструкцию здания, в котором победил проект инженера В. В. Телятьева. В 1912 году дом был перестроен, в результате чего приобрел облик, сочетающий мотивы архитектуры барокко, ренессанса и модерна.

Дом жил насыщенной и разнообразной жизнью. В годы 1-й мировой войны Коммерческое собрание безвозмездно передало дом для размещения госпиталя. В 1917 году судьбу здания властно вторглась политика. Здесь 17 февраля 1918 года прошел 1-й губернский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 147 депутатов и неустановленное число «гостей» (само собой – вооруженных): рабочих архангельских предприятий, матросов и солдат провозгласили установление на Севере советской власти. Само здание было реквизировано у прежних собственников и стало именоваться «Домом Архангельского Совета рабочих и солдатских депутатов». Новая власть устаивалась с комфортом. Правда ненадолго, уже в августе в результате восстания и высадки союзных войск большевикам пришлось покинуть Архангельск.

Как раз в это непростое время 17 июля 1918 года в деревне Нижняя Койдокурья Холмогорского уезда Архангельской губернии родилась девочка, которую назвали Марфой. В это время ее отец был мобилизован в РККА – постановление о мобилизации принял 2-й губернский съезд советов, проходивший в июне 1918 года все в том же бывшем здании Коммерческого собрания на Троицком проспекте. Отец, вернувшись с фронта, прожил недолго – в 1926 году умер от туберкулеза. Мама Марфы осталась одна с тремя детьми.

Как и тысячи сверстников в советской России девочка с детства узнала тяжелый крестьянский труд, в летние каникулы с 9 лет присматривала за соседскими детьми. После 6-го класса тетя устроила ее продавщицей в магазин – за прилавком Марфа из-за маленького роста стояла на скамейке. Окончила «семилетку», и после нее - техникум в Холмогорах, два года работала зоотехником в колхозе «8 Марта». Возглавила комсомольский комитет трех колхозов. Молодую, активную девушку быстро замечают, избирают членом райкома ВЛКСМ - заведующим отделом пропаганды и агитации. С 1940 года она первый секретарь Холмогорского райкома комсомола.

В тяжелом 1942 году была переведена на работу в аппарат Архангельского обкома ВЛКСМ, занималась вопросами обеспечения фронта сельхозпродукцией. Была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» В 1951 году после окончания областной партшколы, стала заведующей сельхозотделом Архангельского горкома КПСС. Заочно окончила Высшую партийную школу при ЦК КПСС, стала инструктором, заведующим орготделом.

А тем временем здание бывшего Коммерческого собрания продолжало жить своей, пока отдельной от Марфы Ивановны жизнью. Вернувшиеся в 1920 году большевики окончательно национализировали дом. В нем открылся Архангельский гарнизонный красноармейский клуб. С 1933 года здесь размещался Театр юного зрителя, с 1941 года – дом пионеров, с 1942 года - гарнизонный Дом офицеров, с начала 1960-х годов - кинотеатр «Хроника», потом областной драматический театр во время первой реконструкции основного здания.

Необходимо отметить, что в СССР государственная политика по отношению к культурным ценностям была предельно идеологизированной, непоследовательной и противоречивой. Так, в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об охране исторических памятников» от 10 августа 1933 года к ним в первую очередь относились «памятники революционного движения». Таким образом, был закреплен приоритет из охраны, а массовое уничтожение «классово-чуждых» объектов, например, монастырей и храмов было делом повседневным.

Достаточно сказать, что в Архангельске было варварски разрушено большинство дореволюционных церковных зданий. Ведущими факторами государственной политики по отношению культурному наследию в советское время были первенство идеалов классовой борьбы, жёсткий идеологический прессинг, невежество и равнодушие большинства номенклатурных работников. Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» подчеркивало «серьёзную роль памятников в деле коммунистического воспитания». Именно поэтому Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1960 года №624 дом №98 по пр. Павлина Виноградова был поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры – ведь именно в нем была провозглашена советская власть в Архангельске.

Интересно, что впервые термин «памятник истории и культуры» появился в Постановлении Совета министров РСФСР от 23 июня 1965 года «О создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры». А первый полноценный Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» появился только в 1976 году. Он определял памятники как объекты, в которых «воплощены выдающиеся события Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, трудовые подвиги рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, братская дружба народов нашей страны, героическая борьба советского народа за построение социализма и коммунизма». Подчеркивалось, что «Памятники служат целям развития науки, народного образования и культуры, формирования высокого чувства советского патриотизма, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания трудящихся».

Кстати в законе вообще не говорится о культовых памятниках, слова «религия» и «церковь» не встречаются ни разу. Главной особенностью советского законодательства в сфере культурного наследия оставалась его декларативность, поскольку теоретические принципы охраны памятников резко расходились с реальной действительностью. Например в областных управлениях культуры предусматривалась должность инспектора по охране памятников. Но как правило, он часто должен был совмещать эту работу с курированием региональных музеев, а также парков и зоопарков. Финансирование сферы культуры в 1985 году составляло только 1,3% от госбюджета СССР. И даже в уже «перестроечном» 1988 году, на Пленуме ЦК КПСС ВООПИиК обвинили в том, что оно уделяет слишком много внимания культовым объектам и недостаточно сохраняет памятники революционного движения и социалистического строительства.

Тем временем номенклатурная карьера Марфы Ивановны продолжалась вполне традиционно. С партийной она переходит на советскую работу: в 1967-1974 годах она заместитель председателя, секретарь Архангельского горисполкома. По сложившейся в советское время традиции, как представитель во власти «слабого пола», курировала то, что сейчас называют «социальным блоком»: образование, здравоохранение, культуру. А в здании бывшего Коммерческого собрания друг друга сменяют фонды краеведческого музея, Северный народный хор, реставрационные мастерские и администрация музея «Малые Корелы».

После выхода на пенсию Марфе Меньшиковой предложили «поработать годика три» в Архангельском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры «чтобы наладить дело». Ей не хотелось, но уговорили. И эти три года в итоге растянулись на двадцать три. С 1975 года Марфа Ивановна ответственный секретарь, затем - заместитель председателя Архангельского отделения ВООПИиК. В период расцвета общества оно являлось одной из самых массовых организаций в СССР и насчитывало в своих рядах более 10 млн. человек. В эти годы благодаря его усилиям было защищено от сноса и отреставрировано более 3 тыс. памятников. Сама деятельность общества являлась фактическим признанием того факта, что советская власть на государственном уровне не может сохранить культурное наследие.

На новой работе Марфа Меньшикова, что называется «нашла себя». Начался по-настоящему новый этап ее жизни. Она участвовала в принятии решений по охране памятников на территории Архангельской области, проведении экспертиз и выделении финансирования для реставрации объектов культурного наследия на Соловках, в Неноксе, Куртяеве, Каргополе, на острове Кий. Благодаря ее инициативе начала издаваться серия книг «Памятники Архангельского Севера». Марфа Ивановна одной из первых Меньшикова поддержала начинание Зосимы Калашникова по сооружению макетов старого Архангельска, Соловецкого, Пертоминского, Николо-Корельского монастырей. Отдала много сил для того, чтобы улица Чумбарова-Лучинского стала уголком старого Архангельска, который исчезал буквально на глазах.

В 1970-80-е годы исторический центр города был практически уничтожен. Участь большинства старых домов ждала и бывшее Коммерческое собрание. Но ему, в отличие от других зданий повезло. Большую помощь в сохранении памятника оказал Николай Померанцев - председатель комиссии по реконструкции Большого Кремлевского Дворца, крупнейший специалист в области древнерусского искусства и реставрации памятников истории и культуры. В ноябре 1972 года здание Коммерческого собрания было обследовано московским архитектором, специалистом по передвижке зданий, Эммануилом Генделем с целью его сохранения. Тогда же объединение «Росреставрация» под руководством главного архитектора Бориса Гнедовского начало разработку проекта реставрации и переноса здания на пр. Чумбарова-Лучинского.

Приближался очередной юбилей революции, и главным аргументом стала не столько историческая ценность дома, сколько факт провозглашения в нем советской власти. В итоге здание было разобрано в 1979 году и воссоздано новом месте. В ноябре 1987 года на проспекте Чумбарова-Лучинского задуманном, как историко-архитектурный заповедник под открытым небом за счет финансовых средств ВООПИиК было построено (злые языки пишут, что бригадой «шабашников» из Молдавии) здание своим архитектурным обликом внешне напоминающее Архангельское Коммерческое собрание, но, правда, уже «похудевшее» почти на 1 тыс. кв. метров.

Решением Архангельского облисполкома в нем было открыто хозрасчетное подразделение Архангельского областного отделения ВООПИиК - «Дом пропаганды памятников истории и культуры Севера», а его заведующей стала Марфа Ивановна Меньшикова. Началась новая жизнь дома, получившего №38.

Сотрудница музея ИЗО Любовь Горбунова рассказала о том, как устраивались субботники: готовили место под дом, потом чистили, мыли его, как музей открыл здесь выставку старинных фотографий, как проводился первый в городе аукцион картин. «Ее дом всегда был «теплый», ухоженный и гостеприимный. Были случаи, когда она говорила: «Вывешивайте картины, проводите мероприятия. Нет средств – и не надо, главное, чтобы люди были довольны и вам было уютно в нашем доме».

Безликое название быстро стерлось, и появилось более теплое и одушевленное – «Марфин дом». Назван он был так народной молвой еще при жизни в честь Марфы Меньшиковой. Во многом потому, что ей быстро удалось восстановить его былую славу самого престижного культурного места Архангельска. «Художники выстраивались в очередь, чтобы выставить здесь свои картины, постоянно проводились концерты, различные презентации, телепрограммы снимались. Первыми гостями у Марфы Ивановны были артисты. Помню, как Ирина Мирошниченко удивлялась превосходной акустике зала. Люди несли сюда старинные вещи, которые становились украшением интерьера», – резной, массивный. Мы гордились своим домиком», - вспоминала работница «Марфина дома» Валентина Пакулина.

Многие считали Марфу Меньшикову строгой и даже суровой. Это так – где требовалось, она была жесткой и властной. Со смехом вспоминают, как гоняла голого мужика с порванным памперсом, отбившегося от фестиваля уличных театров. Но больше говорят о ее горячем и любящем сердце.

«Да, диктатура была, но общение с Марфой Ивановной дорогого стоило. Для меня она по-прежнему живая, и я называю ее святой великомученицей. Вы знаете, что ее первый муж – летчик – бомбил Берлин в 1941 году и не вернулся с полета, а второй – капитан – умер в плавании в Лондоне, в Архангельск привезли только урну с прахом? Сколько она всего перенесла, но сохранила душевную теплоту, обладала способностью притягивать людей, заряжать своей энергией», - вспоминает известный архангельский краевед и историк архитектуры Юрий Барашков.

До самой кончины 21 апреля 2001 году она была хранительницей «Марфиного дома», помогая творческим людям Архангельска. С уходом Марфы Ивановны из ее дома отлетела душа. Началось медленное, но неуклонное умирание здания. Площади сдавались коммерческим организациям под офисные помещения и торговлю, проводились регулярные «мини-ярмарки» зимней обуви, шуб, ювелирных изделий.

Какое-то время большой зал арендовал приход Римско-католической церкви, не имеющий своего храма (костел святых Петра и Павла, находившийся в Немецкой слободе в районе улицы Гайдара – набережной Северной Двины был разрушен в 1930 году), в 2004 году здесь служил мессу глава католической церкви в России архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Автору довелось взять у него интервью, в котором монсеньор Тадеуш отметил, что такой замечательный памятник должен, несомненно, быть музеем…

В апреле 2012 года по решению арбитражного суда памятник стал федеральной собственностью. В декабре 2013 года по согласованию с министерством культуры Российской Федерации управление Росимущества в Архангельской области передало «Марфин дом» в оперативное управление музея «Малые Корелы».

Сейчас здесь размещаются отдел музея «Псковский проспект», а также Визит-центр, который предлагает информацию об объектах культурного наследия, основных культурных событиях и праздниках, сервисном обслуживании посетителей. В 2016 году был проведен ремонт внутренних помещений, в 2019 году силами волонтеров в рамках проекта «Том Сойер Фест Архангельск» были обновлены фасады здания. Жизнь старого дома продолжается – здесь снова проходят выставки, концерты, балы…

Георгий Гудим-Левкович

   


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (242)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20