Сведений об иерее Петре Черевковском, жившем в начале XVII века, в документах немного. Составительница «Сказаний о святых подвижниках Архангельской земли» монахиня Евфимия (Пащенко) пишет, что всю жизнь «он прослужил в приходской Никольской церкви села Черевково». Все свои доходы он делил на три части — на храм, на нищих и на свою семью.
«Праведная жизнь священника Петра завершилась, как венцом, мученической кончиной. В Смутное время (9 июля, точный год неизвестен) Черевково посетили незваные гости — шайка грабителей-поляков. В это время престарелый священник Петр совершал в Никольском храме Божественную литургию… Разбойники выволокли его из церкви во всем облачении, привязали к конскому хвосту и пустили коня вскачь»(1). Некоторые церковные источники пишут, что иерей Петр обличал поляков, увещевал прихожан не подчиняться им.
Кончину святого правильнее датировать январем 1613 года. Расхождение произошло во время установления дня памяти священномученика в 1650-х годах, когда точная дата его смерти забылась. День определили символически, приурочив к венчанию на царство Михаила Фёдоровича Романова — 11 июля 1613 года по старому стилю. Сыграла свою роль и близость памяти апостола Петра, имя которого носил черевковский угодник.
Датировка установлена по историческим источникам о нашествии поляков на Двинские земли. «С Вологды черкасы пошли в тотемские места… С Тотьмы литовские люди и черкасы пошли на реку Вагу. Пришли на Вельский погост того ж сентября и погост разорили, крестьян посекли, в храме Ивана Милостивого кадила и книги, колокола и образа пограбили и сосуды церковные прибили, и благословенные и „храмосвятные” грамоты взяли… Черкасы ж с Вельска пошли в устюжские места и пришли к Соли Вычегодской» (2).
Трехтысячный отряд под командованием полковника Якуба Яцкого прошел от Вельска к Двине, 22 января 1613 года взял Сольвычегодск, а 25 января осадил Великий Устюг, где и был разгромлен. С большой вероятностью можно сказать, что это войско побывало и в Черевкове.
Замученного черевковского священника погребли местные жители. Могила его затерялась. А в 1656 году она неожиданно обнаружилась: рядом с деревянной Николаевской церковью, в которой служил иерей Петр, справа от алтаря, из земли выступил старинный гроб. Жителям села стал являться человек в облачении, который «приказывал сказать священникам черевковской церкви, чтобы они совершали панихиды над вышедшим из земли гробом».
23 июня 1657 года Никольская церковь сгорела, при этом одна ее стена упала на гроб, тот «не только сохранился целым, но даже нисколько и не запылился». Ночью сторож Лаврентий Семенов, охранявший церковное имущество, «видел над гробом необыкновенный свет наподобие огненного столба и когда подошел к тому месту, думая, что что-нибудь снова загорелось, то свет стал невидим, а когда он отходил от гроба, тот снова начал сиять» (3).
В 1658 году с помощью черевковских купцов Гусева и Пирогова на месте погребения была построена часовня. Был также установлен день поминовения священномученика Петра — 22 июля, а чудеса и исцеления по молитвам к святому стали записывать. Всего до 1718 года их явилось 48: «У крестьянина Кондрата Семенова Черепанова, той же Черевковской волости, правая рука болела долгое время столь сильно, что он не мог ничего делать ею. Иерей Пётр, явившись ему, сказал: “Иди ко гробу иерея Петра и получишь исцеление”. Кондрат, пришедший в церковь, рассказал о бывшем ему видении священникам, и когда они по его просьбе совершили над гробом иерея панихиду, больной тот час же получил исцеление».
В 2003 году историк В.И. Щипин рассказал о том, что нашел перечень имен тех людей, которые также получили чудесные исцеления:«Мой коллега В.В. Копытков обнаружил в одном из списков Есиповской летописи, хранящемся в фондах Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге… перечень 29 чудес, происшедших от гроба Петра Черевковского… Известны 28 списков этой летописи. В списке №15, который датируется концом XVII — началом XVIII веков, и содержатся “Чудеса святого Петра”.
…Безусловно, сегодня нельзя подтвердить или опровергнуть реальность происходивших в Черевкове чудесных исцелений, но мы попытались проверить хотя бы существование в XVII в. указанных в летописи людей. Для этого были привлечены материалы писцовых и переписных книг 1626, 1668 и 1677-78 гг. по Черевковской волости, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов.
Наши ожидания оправдались: из 29 исцелившихся людей удалось подтвердить существование восьми человек, то есть более 33 процентов. А если считать только черевковских крестьян, то процент соответствия будет еще выше 50!» (4).
В 1718 году сам иерей Петр явился больному Василию Алексеевичу Кириллову, «получившему при гробе его исцеление. Исцеленный написал образ его и возложил на гробницу». Священномученик на иконе «представлен старцем, украшенным сединой, в полном священническом обличии, поддерживающим левою рукою Евангелие на своей груди...» «…Дело шло к официальному прославлению угодника Божия, но начавшаяся в 1721 году по инициативе Петра I церковная реформа не позволила довести дело до славного его завершения. Так называемая Петровская «реформа благочестия» на несколько десятилетий приостановила официальную канонизацию святых, чем нанесла серьёзный удар по одной из основ русской религиозности…» (5).
В 1731 году в Черевкове воздвигли каменную церковь во имя Святой Троицы с приделом Николая Чудотворца. Почитание священномучика Петра росло, проезжающие через Черевково считали обязанностью поклониться его гробу. В конце 50-х годов XIX века на пожертвования построили над захоронением святого новую часовню.
В 1854 году епархиальное начальство затребовало из Черевкова заверенную копию рукописи о посмертных чудесах иерея Петра. В ней не все оказалось ладно, некоторые чудеса были обезличены, иные слишком похожи одно на другое, что позволило усомниться в народном праве на почитание мученика.
В 1859 году вышло новое недоразумение. Над гробом батюшки стоял памятник, повторяющий формы домовины. Несколько почитателей отца Петра ошибочно решили, что гроб вновь поднялся из земли, и стали распространять эту молву. Люди валом повалили в церковь… Специальной епархиальной комиссией гробница святого была вскрыта и тщательно обследована. Подробное описание вскрытия, с новыми сведениями о священномученике Петре, было отправлено епископу Вологодскому и Устюжскому Христофору, который все свои решения по Черевковскому делу согласовывал со Священным Синодом. До высочайшего указания отправление панихид над гробом было приостановлено… Только после настойчивых просьб прихожан в 1860 году было получено разрешение на совершение по просьбам желающих панихид об упокоении души иерея Петра.
«Поскольку иерей Петр не был официально канонизирован Русской Православной Церковью, то синодальное начальство посчитало необходимым немедленно удалить "неугодную" икону с его изображением… Владыка Христофор, опасаясь того, что изъятие народной святыни может привести к нежелательному возмущению черевковских прихожан, предусмотрительно распорядился сделать это в обстановке строжайшей секретности. Была детально разработана операция, которая согласовывалась через гражданского губернатора Стоинского с сольвычегодским уездным исправником и черевковским становым приставом, призванными вмешаться в дело в случае возникновения массовых религиозных волнений.
Получив архиерейский указ, благочинный Николай Аксенов сразу же отправился из Красноборска в Черевково, где… 10 января 1860 года под покровом ночи снял образ иерея Петра с надгробия,.. покрыл его черной парчой,.. поместил икону в специально приготовленный ящик и, спешно покинув Черевково,.. поздним вечером 18 января прибыл в Вологду на архиерейское подворье, где передал "секретный груз" в руки Вологодского епископа… По распоряжению владыки Христофора икону поместили в специальной комнате архиерейского подворья, где находились на хранении древние старообрядческие образа…» (6).
В 1877 году 445 черевковских прихожан просили о возвращении иконы иерея Петра, но образ не вернули.
«Революция 1917 года положила начало трагическим событиям. Первым пострадало приходское кладбище, оно было закрыто и поругано еще в 1925—1926 годах… В 1931 году решили снять с колокольни ненавистный им крест. В 1932 году специально прибывшая из города Котласа бригада сбросила колокола с церковной звонницы… В фундамент строившейся школы были уложены собранные с приходского кладбища каменные надгробия с могил уважаемых земляков…
Местные власти и сотрудники НКВД сфабриковали уголовное дело против бывшего тогда настоятелем Троицкой церкви протоиерея Николая Ивановича Кирикова и всего приходского актива. 25 сентября 1937 года Кирикова арестовали и после скорого суда отправили на 10 лет в исправительно-трудовой лагерь» (7). После освобождения отец Николай возвратился в Черевково, он был реабилитирован 9 октября 1963 года.
Церковная звонница еще до войны была разобрана до самого основания. Кирпич, оставшийся от нее, новая власть использовала для ремонта дороги.
Решением президиума Архангельского облисполкома от 27 июля 1939 года за №305 поруганный и полуразрушенный к этому времени Троицкий храм «по ходатайству» местных активистов официально закрыли. Оставшийся «культинвентарь» было предписано уничтожить, а здание самой церкви передать Черевковскому сельсовету для использования под овощехранилище и школьные мастерские.
Летом 1965 года была предпринята очередная попытка разобрать церковь на кирпичи. В результате — разрушены церковная трапезная и Ильинский придел.
В 70–80 годы в главном храме, окна которого были заделаны деревянными иконами, размещался склад, в Никольском приделе — слесарные мастерские Черевковской средней школы, а у левой алтарной стены устроен общественный туалет.
После того, как в XXI веке рухнули своды Троице-Никольского храма, реставрировать его не имеет смысла. Часовня во имя Петра Черевковского восстановлена в 1989—1991 годах. В 2004-м возле нее установлен крест, в основании которого — надгробные плиты с разоренного церковного кладбища.
Позже к Петровской часовне пристроили алтарь, и обратили ее в церковь.
В 2005 году монахи Троице-Сергиевской лавры списали лик мученика Петра с иконы 1718 года, которая нашлась в одном из вологодских музеев. Образ поместили в церкви во имя священномученика.
22 июля 2007 года священномученик Петр Черевковский был прославлен в Архангельской и Холмогорской епархии как местночтимый святой.
В 2017 году Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом утверждено празднование Собора святых Архангельской митрополии, в собор вошел и священномученик Петр Черевковский.
Такова история подвига мученика, породившая 400 лет споров.
Владимир Станулевич
(по материалам Архангельской епархии)