Представляю, как лет 30 назад однокурсники позвали бы меня на фильм «о рабочем классе, борющемся за свои права». Ответ мой был бы примерно такой: «Вы что, издеваетесь?». Теперь вот никто не звал, сам пошел. И не пожалел.
Фильм Юрия Быкова открывается унылым и безотрадным индустриальным пейзажем. Ранняя весна или поздняя осень, большая равнина, а по ней идет человек… лихой человек. Вдали – очертания столь же унылого города.
Одинокие огни в предутренних сумерках. Ночной дождь. Как там у Даниила Андреева? «Дождь вечной тоски». И пейзажи совсем в андреевском духе: первый круг ада, Скривнус, Ладреф, Мород, однообразный труд на фоне убогой природы и унылой цивилизации. Даже заброшенное и ограбленное Поморье в «Левиафане» выглядит не столь безотрадно. Здесь, в интерьерах завода ЖБИ развернется драма с привычным для России сюжетом: предприятие обречено, хозяин, олигарх регионального разлива, собирается закрывать нерентабельный завод: в области давным-давно ничего не строится, кроме разве что особняков местной элиты, продукция не востребована. Вообще из крупных предприятий работают только ТЭЦ и нефтеперегонный завод. Добавим к ним кабаки да супермаркеты – и вот портрет современной России. Все прочее усопло.
Фильм снимался в Рязанской области, на родине Юрия Быкова. В «святые» девяностые юный Юра вместе с мамой, работницей завода крупнопанельного домостроения, поднимался засветло и шел на поле собирать… нет, не классические колоски сталинской поры, а капусту – просто чтобы выжить. А рядом промышляли земляки, надо было успеть до рассвета, покуда не нагрянули менты. Отсюда, родом из детства режиссера – острое чувство несправедливости и желание противостоять злу. А еще – из его регионального происхождения: западные районы Рязанщины – некогда Засечная черта, рубеж обороны, край стрельцов и городовых казаков, свободных людей, не знавших крепостной неволи. Из тех же краев, кстати, родом и Захар Прилепин.
На завод приезжает хозяин со свитой. Свита – в белых касках, кроме самого олигарха Калугина (Андрей Смоляков), упорно отказывающегося нахлобучить средство защиты, рабочие – в красных и желтых. Такая вот цветовая гамма среди угрюмого железобетона. «Белые люди» и «цветные» или «белые» и «красные» (да еще «желтые», оппортунисты). Мающиеся без зарплаты труженики скоро окажутся за воротами завода и когда еще выцарапают свои кровные. Да и выцарапают ли, ведь олигарх – реальный хозяин области, губернатор у него в одном кармане, в другом – силовики. Он так уверен в своей неуязвимости, что ездит на завод без кортежа сопровождения.
И тут в голову одному из рабочих, брутальному «Седому» (Денис Шведов) приходит в голову мысль: а что если похитить «буржуя» и заставить заплатить то, что с него причитается? А там, получив выкуп, отсидеться где-нибудь… Сам Седой из тех, кому нечего терять, кроме своих… ранений: камера старательно демонстрирует нам следы от пуль на спине прошедшего «горячие точки» героя, там же лишился он и одного глаза. Боги древности часто имели какой-нибудь физический изъян: хромой Гефест, однорукий Ноденс (Нуаду), одноглазый Один. Последний принес в мир руны. Что приносит Седой? Старую как мир идею: попрать закон и восстановить нарушенную справедливость. Говорит убедительно, вокруг быстро формируется «отряд Робин Гуда»: многодетный отец, муж-рогоносец, «бывший зек, большого риска человек», который при первом же шухере предает своих (щелчок по лбу любителям блатной романтики). А дальше – засада на дороге, похищение олигарха, приезд охранников с баблом и СОБРа, который непонятно кто вызвал (так и остается непонятно до финальных титров). Чоповцы и СОБР грызутся, как наверное, в давние времена рязанские стрельцы и частная дружина какого-нибудь боярина: «- Сатрапы царские! – Холуи барские!». Охранники – тоже люди, а не просто цепные псы: у одного умирает от рака жена, другой постоянно осеняет себя крестным знамением: то ли просто привычка, то ли действительно верует.
Тем временем планы Седого резко меняются: вместо того, чтобы взять деньги и свалить по-тихому (хотя куда уж теперь «по-тихому») он требует на завод прокурорских и съемочную группа местного ТВ. Он отныне – лидер протеста, бунтарь, агитатор, главарь и т.д. Олигарх Калугин должен выступить перед перепуганными казенными телевизионщиками и рассказать о том, как взошел на крови его бизнес, как кидал, как устранял конкурентов и т.д. – ну, весь его олигархический послужной список. Сюжет записан, съемочная группа уехала, теперь начинаются терки и непонятки в среде самих борцов за справедливость в духе «тебе что, больше всех надо?» Проливается кровь – и рабочих, и охранников. Зритель постепенно теряет сочувствие к «правдоискателю».
Впрочем, к олигарху особым сочувствием тоже не проникается. У хозяина завода были время и деньги модернизировать производство (о чем и говорит Седой Калугину). Хотя, признаться, я не знаю, что можно радикально модернизировать на комбинате ЖБИ. В Архангельске, например, из такого вот комбината сделали торговый центр. Седой окончательно приобретает хорошо памятные нам черты революционного вожака: пусть погибнут товарищи, но ведь за рабочее же дело в борьбе роковой! Трагедия истории повторяется в виде фарса, локального… и тоже кровавого.
Заключительные кадры. Начальник охраны Антон (Владислав Абашин) уходит с завода, поседевший (!) Вспоминается известное со школы «Мы пойдем другим путем». Правда, путь все тот же, город – завод, только в обратном направлении.
Появляется проспавшийся сторож, которого соратники Робин Гуда усыпили, хотя такой и без клофелина дрыхнул бы непробудным сном: стол заставлен пустыми поллитрами. Он искренне не понимает, что тут было ночью и зачем здесь начальник олигарховой охраны. Вспоминается галичевское: «Не трожьте его! Не надо! Пускай человек поспит». Потому что «он всех призовет к ответу, как только проспится он».
Юрий Быков – режиссер-народник. Были когда-то писатели-народники. Кто приходит на память? Федор Решетников с его третьим (после «Что делать?» и «Кто виноват?») роковым вопросом русской жизни – «Где лучше?» (Ответ – нигде). Василий Слепцов, русский хиппи позапрошлого века, создавший в Питере коммуну с эмансипированными девушками. Сибиряк Николай Наумов, дважды народник, потому что областник, на мой взгляд, удивительно актуальный автор. Другой сибиряк, Иннокентий Федоров-Омулевский, в романе которого бунтующие рабочие взяли да выпороли заводского урядника (читай – такого же начальника охраны).
«Нет справедливости – есть жизнь» – спорит с вожаком бунтарей олигарх. И сила отнюдь не в правде, как некогда внушал нам другой герой на заре новой эпохи. Современная Россия и справедливость (правда) – две вещи несовместные. Нет и никакой оппозиции. Либералы, разделившиеся на «блатных» (несистемных) и «ссученных» (системных)? Таки не делайте мне смешно! Националисты? Сдулись, потенция угасла, зига больше не торчит, «Русский марш» ушел в никуда и вряд ли вернется. Коммунисты полностью деградировали. Но когда, казалось бы, не осталось ничего стоящего, вдалеке послышался топот – это шагают неонародники. Шаг за шагом, как у Омулевского. И среди них – режиссер Юрий Быков.
Анатолий Беднов