Рассказ Шукшина начинается словами: «Жена называла его — Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории — мелкие, впрочем, но досадные».
Тесно чудикам в рамках обыденности. Некоторые из них влипают в крупные истории. Таких можно именовать чудаками. На обратной стороне знаменитого снимка Чудака-гения с высунутым языком, подаренного ведущему научно-популярных передач Говарду Смиту, Эйнштейн написал: «Вам понравится этот жест, потому что он предназначен всему человечеству».
Не знаю, к какому рангу можно отнести владельца строения, изображённого на фото, но в историю Архангельска (и не только) Николай Сутягин не влип, а попал.
Много веков жили на Соломбальском острове моряки да рыбаки. Богатели рисковым трудом своим. Советская власть отняла нажитое и предложила взамен уравниловку.
И всё-таки желание трудиться для собственного, личного блага она истребить не смогла. Перестройка породила кооперативы. Разные у них были судьбы в те лихие годы. Николай Сутягин выстоял. Его кооператив занимался строительством. Дела шли неплохо, появились деньги. Не вывозили их тогда за рубежи родины, не прятали по оффшорам, пропивали лишние в родных кабаках, в карты проигрывали и на своих женщин тратили. Патриоты. Сутягин решил вложить заработанные капиталы в строительство собственного жилья. Место для него освободили конкуренты, спалившие родительский дом, хозяйственные постройки, а заодно и три автомобиля, принадлежавшие начинающему бизнесмену.
В 1992 году приступил. Построил двухэтажный дом.
Маловатым он показался хозяину романтичная натура возжелала высоты. Набросал проект башни карандашом на тетрадном листе, склеил макет из картона. И воплотил его в жизнь.
Взметнулось деревянное чудо над городом архангела. Стало его неотъемлемой достопримечательностью. Снимки дома попали в отечественные и зарубежные издания.
Туристы потянулись к объекту. Иностранцы после выхода из автобуса впадали в лёгкий шок от увиденного, молчали и затем без устали щёлкали фотокамерами, поминая вслух загадочную русскую душу.
Тринадцатиэтажный жилой дом высотой в тридцать восемь метров, полностью созданный из дерева, аналогов в мире не имел. Его называют «домом Сутягина», «Соломбальским небоскрёбом», «Wooden Skyscraper» (деревянный небоскрёб) и даже «Gangster’s House» (дом гангстера). Британская газета «The Daily Telegraph» назвала здание «смесью японской пагоды, гигантского скворечника и злого сказочного персонажа».
Равнодушных не было. Дом вошел во все справочники-путеводители по Архангельской области и в российскую книгу «Диво» (аналог Книги рекордов Гиннесса) как самый высокий в мире деревянный дом".
На международной конференции в норвежском Тронхейме, посвященной деревянному строительству в северных городах, «Дом Сутягина» признали сенсацией и предложили внести в Книгу рекордов Гиннеса за 2008 год. Увы, не успели. «Вдруг» выяснилось, что дом строился без утверждённых планов, документов, разрешений. Надзорные органы тоже озаботились, засуетились и обнаружили кучу нарушений. В июне 2008 года суд признал строение незаконным, так как оно было возведено без предварительных согласований, необходимых для строительства высотных зданий из дерева.
В ноябре 2008-го приставы через СМИ объявили аукцион на снос сутягинского небоскреба. В декабре рабочие взялись за дело и разобрали дом до уровня четвертого этажа. Остальное в мае 2012-го уничтожил пожар. От достопримечательности остался только фундамент.
Ломать - не строить. Разрушено «восьмое чудо света». Так называли архангелогородцы Дом Сутягина. «Пролетел» Архангельск мимо книги Гиннеса, лишился единственного бренда мирового уровня.
Кто виноват?
На этот вопрос прозвучало множество ответов, нет смысла их повторять.
Что делать?
Увы, не восстановить разрушенное. Но можно хотя бы воссоздать дом в виде макета. Именно так поступили в национальной школе архитектуры «Malaquais» в Париже, назвав выполненное с чрезвычайной точностью творение «SHABASHNIK». Жесты чудаков бывают разными.
Так же как и те, кому они адресованы. Николай Сутягин, возводя дом, вряд ли думал о человечестве, но жест его запомнится на века.
Александр Чашев