Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Они были не первыми. Поморский взгляд на фильм "Первые"

Признаться, с большой надеждой ждал фильма о первопроходцах научного освоения Арктики – Семене Челюскине и Василии Прончищеве. У нас фамилия «Челюскин» больше ассоциируется со знаменитой полярной эпопеей тридцатых годов, а вот о первооткрывателе самой северной точки Азии массовый читатель-зритель знает мало. Как и о Василии Прончищеве, который путешествовал в суровых северных широтах не один, а с будущей супругой Татьяной (там, в Заполярье и свадьбу сыграли). Жена пережила мужа всего на несколько дней… В мировой истории были подобные прецеденты – вдова испанского адмирала Исабель Баррето после смерти мужа возглавила экспедицию к Соломоновым островам (Интересующихся ее судьбой отсылаю к роману А.Лапьер «Королева четырех частей света»).

 

По пьесе Владимира Федорова «Созвездие Марии» (долгое время путешественницу из-за ошибки картографов называли Марией) режиссер Дмитрий Суворов снял лав стори&трэвелог «Первые». Патриотично, героично, чуть-чуть эротично, звездно (Наиль Абдрахманов, чей кинообраз кажется списанным с командора Иевлева из «России молодой», Евгений Ткачук, Алина Ланина, Валерий Баринов, срисованный с настоящего портрета Витуса Беринга, а не того, который в учебниках географии).

 

Сюжетная канва фильма – любовный треугольник капитан-штурман-девушка в процессе поиска макушки Азии по указу почившего к тому времени Петра («Дедушка умер, а дело живет»). Татьяну, в конце концов,  оформляют судовым лекарем. И она героически разделяет с экипажем все тяготы и лишения путешествия, только что коня на скаку не останавливает (да и откуда на борту взяться коню) и в горящую избу не входит. Естественно, колоритные арктические пейзажи – льды, северное сияние, река Лена.

 

Исторические ляпы? Ну, как без них. Сбежавшую от нелюбимого жениха-иноземца Татьяну хотят оставить на берегу, чтобы в якутском стойбище дожидалась прихода купцов из Мангазеи. Помилуйте, Мангазея к тому времени (начало царствования Анны) уже полвека как лежала в руинах!

 

Главный же ляп – экипаж дубель-шлюпки «Якуцкъ», набранный в Якутске из поморов. Капитан и штурман к бывалым мореходам, осваивавшим Сибирь с ермаковых времен (а возможно и раньше) относятся пренебрежительно: дескать, лентяи, им волю дай – в море не выйдут. И вообще в Якутске каждый первый – каторжный да ссыльный. Вы уж, господа сценаристы, определитесь как-нибудь, кто на корабле – каторжане или вольные поморы?

 

Ведут себя якутские поморы совершенно не по-поморски: иные не знают компаса (быть того не могло, просто компас они ласково именовали «маточкой», а не «компасом»), охотятся на белуху совершенно по-разгильдяйски, в результате чего один из охотников гибнет, пьют «для сугреву» прямо во время исполнения служебных обязанностей (настоящие поморы в море не пили, только на берегу после путины и зверобойки могли сильно расслабиться; застуканного за распитием в море потом бы в артель не взяли). И, наконец, два помора бросают тяжелобольных русских моряков и, прихватив шлюпку, отправляются к берегу и закономерно замерзают в пути.

 

Почитали бы для начала поморские уставы и «правильники», рассказы Бориса Шергина и работы Петра Ефименко о трудовой этике и взаимовыручке поморов, наверное, и изобразили бы потомственных русских мореходов такими, какими они были в действительности. В фильме поморы предстали поддатыми, косматыми полубомжами-полупиратами. Примерно такими геббельсовская пропаганда рисовала красноармейцев. Да, чуть не забыл: поморы, собирающиеся выбросить «бабу» с возу… то есть с корабля за борт – нонсенс. Ибо женщин поморы именовали «жонками», но не «бабами» («Бабами сваи забивают» - гордо отвечали поморки на фамильярное обращение к ним питерского чиновника: «Здорово, бабы!»). Ее наверняка высадили бы на берег (тем более берег рядом), но уж точно не уподобили любовнице Стеньки Разина.

 

В фильме поморы бегут с корабля, а якут возвращается на подмогу гибнущей экспедиции с собачьей упряжкой. Вполне в духе нынешнего неофициального государственного отношения к поморам как потенциальным перебежчикам (норвежскому королю хотят продаться) и непризнание их коренным народом Севера. Одна надежда на то, что государственная политика в России порой склонна меняться на прямо противоположную: вчера просто душили, а сегодня уже душат… в объятиях.

 

А ведь еще в 1954 году по повести Константина Бадигина был снят замечательный фильм «Море студеное» - о поморских робинзонах, проживших несколько лет на ледяном Груманте (Шпицбергене), где сыграла едва ли не треть звезд тогдашнего советского кино. Еще один пример – прекрасный телесериал «Россия молодая» про настоящих поморов, а не перманентно пьяных люмпенов, какими их видят создатели «Первых».

 

Что еще сказать о фильме? Пираты-разбойники, йо-хо-хо и бутылка водки, флибустьерского вида боцман – тоже неясно, то ли помор, то ли каторжник, исходивший Россию от Каспия до Сибири, штурман, демонстрирующий даме сердца секстан и сексуально обнимающий ее (по Фрейду!), еще одна сцена – он и она на носу корабля ловят ветер (по «Титанику», только что Татьяна руки крыльями не раскинула – был бы плагиат!), русский батюшка, храбро стреляющий в разбойников и вместе с членами экипажа долбящий лед, чтобы вывести парусник на открытую воду. Сцена, кстати, трагикомическая, заставляющая вспомнить ношение воды в решете или покраску газона в войсковой части по приказу командира. Но – так было, долбили лед из последних сил, топорами, гарпунами и чем придется.

 

Резюмирую: ждем достойных фильмов об Арктике и первооткрывателях Новой Земли и других арктическихархипелагов, первопроходцах Сибири, рыбаках, зверобоях, зимовщиках, патриотах, как Иван Рябов, Матвей Герасимов, как участники обороны Заполярья и полярных конвоев.

 

А что до женщин-путешественниц… Татьяна Прончищева – далеко не единственная. В 2020 году исполнится сто лет, как покинул сей мир выдающийся русский путешественник Григорий Потанин, который странствовал по горам и пустыням Азии вместе со своей женой Александрой Потаниной, урожденной Лаврской.  Александра Потанина в экспедициях не только решала бытовые вопросы мужа, но и занималась научной деятельностью, за что и была отмечена Русским географическим обществом.

 

Ее история заслуживает того, чтобы снять хороший фильм. Подвижническая жизнь, героическая смерть: уже парализованную, ее многие мили несли на носилках проводники-китайцы. Можно и спонсора найти… из ее однофамильцев. Еще одна русская путешественница Аделаида Ядринцева (Баркова) также заслуживает фильма. Единственное, что может помешать экранизировать их биографии – то, что мужья Александры и Аделаиды в свое время обвинялись в сибирском сепаратизме. Как поморы – в поморском. Ну, так «свой своему поневоле брат» - сказано в совсем другом фильме.

 

Анатолий Беднов


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (278)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20