Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Не будь лапшой. Рецензия на фильм «Большой» Валерия Тодоровского

Профессиональный балет не тема, а жесткач. Если судить по фильмам типа «Танцующие призраки» или «Чёрный лебедь» (получается, что и здесь, и там), а не по телеверсии «Лебединого озера» в день путча.

Впрочем, и по рассказам очевидцев тоже. Была у родителей идея запихнуть меня в школу при Большом театре, когда стало ясно, что серьёзная наука ребёнку не впрок, даже блат нашёлся. Но тот же блат и отговорил, объяснив все риски этой профессии (инфантильность, травматичность, в том числе сексуальная, ранняя пенсия при неудовлетворённых амбициях). И то… даже для москвичей жизнь, как для суворовцев – в казарме с редкими увольнениями. Соответственно, и пороки закрытого коллектива… ну, вы догадываетесь.

Но у Тодоровского этого нет, успокойтесь (одни прозрачные намёки).

Фильм о балете сложно снимать. Или это будет история околобалета с соответствующими нюансами драматургии, или спрос на картину будет ограничен сравнительно небольшим количеством поклонников этого элитарнейшего из сценических искусств (я, например, не отношусь).

Валерий Тодоровский выбрал первое.

Тодоровский-младший – крепкий режиссёр, за его картины не стыдно («Стиляги», «Оттепель»), как часто бывает с другими детьми известных родителей. Таким же был и его папа-Пётр… не Тарковский и не Герман, но вполне смотрибельный и не из прогибающихся. Ну, а кто сказал, что все должны снимать только авторские шедевры… на них отечественный кинематограф не построишь, а киноиндустрия просто сдохнет от безденежья.

Признайтесь, вам же хотелось заглянуть за кулисы нашего балета, который, как известно, впереди планеты всей? Вот Тодоровский и приподнимает задник, как делал в сериале «Оттепель», потихоньку запустив зрителя в мосфильмовское закулисье, рассказав о том, о чём многие догадывались, но стеснялись спросить вслух. Только там он родился, в кино он свой… а вот в балете…

Фильм начинается с нервотрёпки при поступлении. Чем манит балет, вернее, манил во времена советской власти? Отставим разговоры о служении музам - манил тем, что даже кордебалет выезжал на зарубежные гастроли. А это суточные в валюте – две недели в Париже практически гарантировали год безбедной жизни в Москве… ну и просто посмотреть на Эйфелеву не глазами Сенкевича.

В те несвободные времена нас относит фигура бывшего балеруна, издали похожего на спившегося Домогарова, что привёл за руку юный талант хрен-знает-откуда. «Ты не смог пережить, что тебя не взяли на гастроли в Нью-Йорк!», - гневно бросает ему бывший педагог по танцу, сразу воссоздавая образ убежавших Нуреева, Барышникова, Годунова. Понять это можно, только круто завернул невыездной, допился до репетитора стриптиза в каком-то Шахтинске. А вообще фигура колоритная, единственный мужик в фильме с ярко выраженной гетеросексуальной ориентацией… ко всем остальным есть вопросы.

То есть, мы живём во времена, когда заграница доступна (в теории) практически всем, а деньги можно делать не только ногами. Тогда зачем такие страсти, даже истерики, среди детей вполне обеспеченных родителей? Жить без Большого не могут? Есть в фильме такая линия, на мой взгляд, очень перспективная. Одна из выпускниц балетной Академии с облегчением уходит из профессии из-за непомерно растущей груди, которую так больно утягивать. И находит себя в… костюмерах, оставаясь среди своих. Примерно то же про себя рассказывал в интервью Андрей Ростоцкий – «если бы не стал актёром-режиссёром, пошёл бы в осветители, в пиротехники, лишь бы жить и работать в кино». В «Большом» эта тема осталась проходной. А жаль, именно она выворачивает суть людей, работающих в искусстве, наизнанку. Что ещё нужно думающему и неискушённому обывателю, на которого ориентировано это кино…

С самого начала фильм вселяет надежду на два нескучных часа. уж больно хороша главная героиня своей непосредственностью, вполне себе партнёрша маститым Теличкиной и Фрейндлих. Этакий чертёнок в трогательных трусиках, разговаривающий языком улиц Шахтинска. Так и ждёшь, как её начнут… ломать. Да-да, по-другому артисток (и артистов) не делают… вот дорастёт до уровня Плесецкой-Улановой, тогда пусть и пальцы гнёт. Это же основа, я сам из актёрской семьи, в курсе всей кухни.

Чем в кадре и занимается педагог по танцу, обзывая всех – «дурами безымянными». С расчётом на то, что кто-то взъярится, начнёт доказывать обратное… к этому всё и идёт. Вернее, шло…

…до того момента, когда нам показали повзрослевшую шпанистую героиню, которую играет уже другая актриса. Куда что делось… даже внешне не похожа, и пластика другая, и характер, и взгляд.

А фильму перестаёшь верить. Авторы вообще с правдой жизни особо не церемонятся, у них Большой не террариум единомышленников, где могут насыпать битое стекло в балетные туфли, а компашка задушевных подружек, чего в театральной природе не встречается. Которые, если и соревнуются между собой по гамбургскому счёту (фуэте на крепость вестибулярки после бутылки красного из горлА, то блюют потом (миль пардон) в соседние унитазы.

Конфликт, вроде, есть. Конфликт двух прим, одна дочь шахтёра, другая – олигарха. И расположение, вроде к первой, но… Бывшая шпана с испуганными миром балета глазами творит непозволительные вещи – не приходит на генеральный прогон, провалявшись в койке со случайным любовником из электрички (лишь бы порвал) и подведя под монастырь своего главного ангела-хранителя с болезнью Альцгеймера. О которой, типа, все знают, но все молчат из уважения к былым регалиям.

Здесь, позвольте, опять не поверить. Не думаю, что при всём нашем бардаке и раздолбайстве кто-то доверит работу с детьми женщине, у которой приступами провалы в памяти. Даже той, которая по молодости спала то ли с главой Президентской администрации, то ли с САМИМ (есть в «Большом» и такой прикол… даже симпатичный).

К концу я неожиданно почувствовал симпатию к той, что по всем канонам должна быть антигероиней. Девочка со средними способностями пахала, как чёрт, иначе бы не было этого соперничества с шахтинской шалашовкий. Да, папа богат, но не он ей ноги купил, и репетиции тоже не отменял. Пожертвовала личной жизни ради ВЫСОКОЙ ЦЕЛИ, что всегда достойно уважения. Весёлая, целеустремлённая (пусть и гордячка) в отличии от своей унылой товарки, которой в руки шло, да она про… вы поняли.

А уж позитивная концовка вообще её возвышает… а зрителя (меня в частности) окончательно разочаровывает. Но это сейчас востребовано, новую перестройку с гласностью ещё никто не отменял.

Вот картинка на экране сочная, оператору респект.  Хотя я в наш век высоких технологий скорее оценю скупую эстетику оправданного сценарием черно-белого кадра, чем буйство красок и море огней (от осветительных приборов).

Не удержался и посмотрел рейтинги «Большого» среди кинокритиков. Удивительно, но почти не хвалят и почти не ругают… рейтинг 50-60.

Согласен, просто крепкое кино. На четвёрочку. С во-о-от такенным минусом!

 Леонид Черток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Освещение улиц - основа в обустройстве города. Что для этого необходимо? На сайте http://ladogaship.ru вашему вниманию представлены граненые конические опоры. Заходите и выбирайте.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (218)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20