Участник Ассоциации «Вольное дело» блогер и независимый гид Олег Кoдола:
На Соловках идут дни памяти - Мемориал, куча журналистов, блогеров, иностранцев... В итоге, гиды нашего бюро в эти дни много рассказывали о Соловецком лагере - я водил по Соловкам группу немцев и я был несколько удивлён представительным составом группы - директора музеев и институтов политической истории, профессора, общественные и политические деятели Германии... Вчера вечером немцы собрали вместе Юрия Бродского, "Независимых гидов" (Татьяну Амброче, Анастасию Шаронову, Валерия Стрижакова и... я опоздал, но пришёл - у меня экскурсия была) и Дашу Морозову, дочь соловецкого историка Сергея Морозова. Таким образом, в зале присутствовало 6 историков).
Немцы подготовились основательно - у каждого был свой вопрос, задавали их строго по очереди, и, хотя мы продлили оговоренное время на один час, все вопросы задать не успели. Так или иначе, но все немцы крутились у таких тем, как:
- как вам живётся на руинах Лагеря?
- что в России происходит с религией?
- непонятно, что вообще происходит в России?
На вопрос "как уживаются потомки жертв и палачей?" мне, несомненно, очень понравился ответ Юрия Бродского, цитировавшего нестяжателя Нила Сорского: "не грешники должны быть порицаемы, а грехи". Несомненно, сколько бы мы не говорили о системе Лагерей и репрессиях, но главные грехи - коммунистическую (марксистско-ленинскую) идеологию, Сталина лично и репрессивный аппарат чк-огпу-нквд-мгб-кгб-фсб мы так и не осудили. Удивила точность образа Соловков, построенного Татьяной Амброче, как подводной лодки, внутренние отсеки которой задраиваются в момент опасности... В каждом отсеке - своя команда... И никто не придёт друг другу на помощь. И очень повеселил комментарий Даши, что многие праздники мы празднуем вместе, но думаем о них по-разному.))
Я на три немецкие вопроса ответил так:
- как вам живётся на руинах Лагеря? Там, где сами камни "кричат"?
- Вам нас не понять. Представьте, что в Германии стало негде жить, и вы вынуждены жить в бараках Бухенвальда или Освенцима. Что бы вы ощущали? Да, так случилось, что в России "негде жить" и некоторые семьи проживают в бывших лагерных бараках. Но это их быт, в нём нет места думам о Лагере. Если бы обычный житель (да и я в том числе) постоянно думал об ужасах, творившихся на Соловках (причём - не только в лагерное время, но и в монастырское) - мы бы сошли с ума... Вы как себе представляете: ловлю я рыбу, а в этот момент думаю о бедных заключённых? Нет. Я думаю о рыбе. Другое дело - осознание истории места - это удел профессионалов, никоим образом не связанный с бытовым мироощущением.
- что за фигня у вас с религией? Почему везде попы, религия в школах, вузах, и что это значит? Довольна ли церковь сложившимся положением?
- У вас смешались в головах совершенно разные вещи с нашей точки зрения... 1. Есть государство, система которого устроена так, что каждое решение требует идеологического обоснования - не умеют они по-другому.)) Так как никакой (национальной, государственной, философской, социальной) идеологии придумано не было, фсбшник Вова решил наступить на старые грабли - РПЦ, поведение которой было одной из причин революции 1917 года. Государство пиарит идеи РПЦ, думая, что это поможет объединить народ. 2. РПЦ, на деле, дурит государство, потому что реально "воцерковлённых" в стране может, процента 2. И никаким реальным влиянием на массы они не обладают. Но, так как любая религия - это бизнес, православному бизнесу повезло, потому что государство – профан, и его можно пока разводить на любые бабки. Кстати, РПЦ - крупнейший владелец недвижимости в России. 3. Народу же пофиг эта религия - он вяло отбрыкивается, надеясь, что "авось пронесёт".
- что вообще за хрень происходит в России?
- В России происходят последние конвульсии умирающей ленинско-сталинско-лагерной системы. Эта система пытается восстать из пепела и требует жертв... Правда, Россия уже включена в международное сообщество, поэтому до массовых расстрелов не дойдёт, но самые ретивые будут сидеть по тюрьмам. Это как конвульсии умирающего питона - они очень сильные, но прекратятся, как только закончатся деньги в бюджете.
На вопрос немцев, могут ли нам чем-нибудь помочь, попросил, чтобы передали Ангеле, чтобы больше не жала руку Вове.
Вечер прошёл в дружественной, весёлой обстановке.))
И, кстати, мне, например, не нравится, когда на памятных венках написано "жертвам политических репрессий". Это были просто репрессии, и жертвы далеко не всегда занимались политикой. Это был просто геноцид. (выделено редакцией)