Новый скандал в мире российской культуры. Причём с участием двух известных фамилий… точнее трёх – Нуреев, Серебренников, Мединский (это я их выстроил по степени значимости). Первый – невозвращенец и гей, второго недавно допрашивали по делу о хищениях… да и вообще, что ни премьера, то шумиха, третий – разговор отдельный.
Как эти люди собрались вместе? А вот: Большой театр перенес премьеру балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова на май следующего года по личному распоряжению министра культуры РФ Владимира Мединского.
Министру, видите ли, показалось, что в спектакле есть пропаганда нетрадиционных сексуальных ценностей. Не знаю насчёт пропаганды – «я спектакля не смотрел, и осуждать не вижу смысла» - но говорить о феномене Рудольфа без упоминания его наклонностей довольно таки проблематично. Всё-таки не Чайковский, которого мы любим не только за это.
Увы, но в этом смысле балет – искусство повышенного риска. Классу к пятому окончательно стало ясно, что наука – не моя стезя. Для театральной сцены и экрана, так сказать, по родительским стопам, совсем неподходящая дикция. Пение… о, лучше вам этого не слышать. Ещё в первом классе профильный учитель (интеллигентный грек из политических беженцев) посоветовал «петь маме и папе», но ставил пятёрки по договорённости только открывать рот при хоровом пении.
Зато я неплохо двигался под музыку, имелось чувство ритма, и мама отвела меня к подруге, что-то там преподававшей в балетной школе при Большом театре. Всё-таки именно это искусство было почти гарантированной форточкой на зарубежные гастроли, а там… как бог даст. Та полчаса выворачивала мне суставы. «Ну что, подруга, конечно, он не премьер по физическим данным, но на второй ряд вполне сгодится (до сих пор так и не выяснил, что имелось в виду), через экзамены я его протащу. Однако не удивляйся, если лет в 16 найдешь в его кровати не одноклассницу, а одноклассника… это наш профессиональный риск». Я тогда ничего не понял… но мама подумала-подумала… и оставила в родной спецшколе. Спасибо ей за это!
Я помню разговоры на кухне про отъезд Рудольфа Нуреева (лет пять с того момента прошло, а всё волновало, имя-то на слуху)… вернее, не отъезд. Он – классический пример невозвращенца, оставшегося на Западе во время гастролей. Первым из советских артистов выкинул такой фортель. Почему не уехал как все, через ОВИР? Потому что не еврей… была у нас такая привилегия (ей, кстати, многие завидовали). Да и не было её – эмиграции - в 61-ом. С 65-го постепенно стали выпускать - по капельке, а ручеёк на Запад потёк только в 72-м.
То есть, Нуреев в деле предательства идеалов коммунизма практически первопроходец. Почему-то мне кажется, что о его нетрадиционности было известно всегда. И не только коллегам по цеху. Сейчас уже общеизвестно – это было отличным поводом для вербовки органами – или на зону в соответствующем качестве, или стучи. Подло, не спорю. Рудольф свалил… и прославил на весь мир советскую балетную школу. Барышников, Годунов и десятки других, с менее громкими именами, сваливших балетных лишь его благодарные последователи.
Умер от СПИДА. Полный классический набор гламурного гомосексуала. Однако Башкирия (современная) не стесняется называть его именем фестивали, улицы городов, хореографические колледжи. Министр культуры стесняется… может, это у него латентное?
Кирилл Серебренников, постановщик скандального балета (всегда уважал тех, кто разбирается на профессиональном уровне в том, в чём я и на любительском ни бельмеса)… о нём, кажется, всё сказано. Путин, считай, ему индульгенцию выписал своими небрежными дадураками. Директор студии уже в СИЗО мается, а режиссёра даже на допросы не вызывают. И правильно… пусть нас боятся всякие… с такой-то «крышей»!
Но, видимо, министр Мединский не входит в понятие крыша Серебренникова. Он для неё слишком патриотичен, несмотря на занимаемую либеральную должность. Вот и пакостит по-мелкому (моё сугубо личное предположение), а кремлёвский шеф посмеивается в кулачок. И есть с чего… «Рудик не может жить без свободы. И он опять упорхнул», - пишет режиссёр в своём блоге об отмене премьеры. То есть, Мединский - тот ещё Аракчеев… хуже Фурцевой, консервативней Демичева.
Тут вклинивается директор Большого. По словам Урина, единственной причиной отмены постановки стала неготовность ее хореографической составляющей. Хореограф Юрий Посохов признал неготовность подготовки артистов только с хореографической точки зрения и заявил, что ему нужен еще месяц для ее доработки. И всё состоится. Только попозже, 4-5 мая 2018 года (даже странно, почему не 9-го).
Вообще-то, более сильного промоушена постановке придумать сложно. Дело в том, что за ХХ век всего три раза отменяли премьеру. В 30-х годах запретили «Болт» Шостаковича, в 1969 году Фурцева закрыла «Лебединое озеро» в постановке Григоровича: трогательной даме очень не понравился трагический финал балета. А в 70-х годах аннулировали по решению худсовета премьеру балета Микаэла Таривердиева «Девушка и смерть». Но чтобы за три дня до объявленной премьеры… достойно отдельной статьи в энциклопедии.
Ой, чуть о третьем нашем герое не забыл… о министре Мединском. А что Мединский… после Швыдкого России очень не везло с кандидатами на эту должность. Но этот что-то особенное…
Я помню Мединского в ранге депутата Госдумы. Обратил на него внимание, когда он на одном из ток-шоу стал рассказывать про школу своего сына. «Самую простую… в ней целых семь Героев Советского Союза учились, а носит имя какого-то старорежимного критика Белинского»». Это же моя школа… и простой она никогда не была, потому что в ней учились дети из Ударника (Дома-на-Набережной). И имена героев хорошо известны - Ибаррури, Микоян, Каманин… С одной стороны, показатель, что в Великую Отечественную, действительно, воевали все. С другой - возникают ненужные вопросы: почему именно этим сыновьям дали Героев, а другим только звезду на кладбищенской пирамидке. Мы это ещё в школе понимали-обсуждали… министр, видимо, не дотумкал.
Вот и дальше за ним наблюдаю. Похоже, этот министр пытается снова максимально политизировать всё, до чего дотягивается – историю, литературу, кино, балет… так и до цирка дойдёт. То есть, возвращает нас во времена и нравы СССР, из которых с таким трудом вырвались.
Говорят, Мединский у кого-то списал свою диссертацию. Это я обсуждать не хочу за бессмысленностью. У нас теперь это модно – что ни министр, то с докторской (хотя это чисто административно-хозяйственная функция), что ни политик, то с академической мантией. Пусть балуются… лишь бы не воровали.
Я не могу обсуждать балет «Нуреев» на том основании, что его не видел. По тем фотографиям, что гуляют по интернету… да, зрелище на любителя. Я хочу узнать о борьбе художника за свободу творчества, а не за свободу подставлять собственную задницу… пардон, дамы. Наверное, Серебренников решил совместить эти две ипостаси одного гениального танцовщика. Значит, предупреждайте зрителя заранее, вывешивайте аннотацию, вводите норму «дети до 21-го».
Но не запрещайте. Иначе завтра запретят вас. Так всегда в истории случается…
Леонид Черток