Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Проект Гудим-Левковича "О тех, кого я помню и люблю": Федор Абрамов - в поисках Бога

«Менее всего, как ни странно, изучен и понятен человек…»
Из выступления Федора Абрамова на встрече с архангельской интеллигенцией 11.10.1981.

«Живя на земле, не забывай смотреть на небо»
Надпись на могиле главного режиссера Архангельского драматического театра Эдуарда Симоняна.

Спустя 30 лет после ухода из жизни Федора Абрамова его творчество вновь на гребне популярности. Это является свидетельством современности произведений мастера, щедро наделенного провидческим талантом. Сам он считал слово «путеводной звездой человека», именно в слове видел «самую великую энергию на Земле - энергию человеческого духа». Многое написанное и сказанное автором тетралогии «Братья и сестры», обретает в наше время новые глубины и смыслы. Федор Александрович в эпоху воинствующего материализма пророчески говорил о том, что «нельзя заново возделывать русское поле, не возделывая души человеческие». Он предупреждал о том, что «закон и совесть должны править в мире», иначе народ встанет на путь погибели. И по-другому невозможно, ибо в начале всего – Слово, Божественный Логос, предвечно воплощающийся в Сыне Человеческом.

Три года назад на телеэкраны вышел первый сериал, снятый по произведениям Абрамова «Две зимы три лета». Но мне хочется вспомнить о первых театральных постановках знаменитых романов, ведь именно со сцены в 1970-80-е годы абрамовские герои говорили совсем не по-советски. Сценическую интерпретацию романов Абрамова одновременно делали в Ленинграде и Архангельске. В 1978 году в Учебном театре ЛГИТМиКа прошла премьера дипломного спектакля актерского курса Льва Додина. В том же году «Братья и сестры» были поставлены Эдуардом Симоняном в Архангельском областном драматическом театре. Абрамов несколько лет не приезжал в Архангельск, у него не сложились отношения с тогдашним руководством области. Но в постановке спектакля Федор Александрович принял активное участие. Работа земляков привела его в восторг. В отличие от партийного начальства, относившегося к Абрамову как чуть ли не второму Солженицыну. Первый секретарь обкома Борис Попов ни разу не пришел, ни на эту, ни на последующие постановки произведений Абрамова в Архангельске.

Своеобразная «борьба за Абрамова» между театрами имела продолжение. В 1980 году Лев Додин поставил в ленинградском Малом драматическом театре «Дом», в 1985 - «Братья и сестры». В Архангельске Эдуард Симонян осуществил постановку спектаклей «Пути-перепутья» и «Дом». Оба режиссера были дружны с Федором Абрамовым, ленинградцы неоднократно ездили в Верколу. Но спектакли по всем четырем романам так и не были сыграны на одной сцене.

Совершенно случайно мне довелось принять непосредственное участие в одном из первых спектаклей по роману «Две зимы, три лета», а точнее – в его телевизионной версии. Идея сохранить для истории замечательную постановку возникла у режиссера Архангельского телевидения Бориса Литвака, а ассистентом у него работала моя мама. В один из моментов спектакля для исполнения роли Гриши Пряслина срочно потребовался мальчик. На меня надели косоворотку и отправили на сцену, благо роль была без слов, а в зале – только телевизионные камеры. И сам Федор Александрович – устремленно-задумчивый, с большими крестьянскими руками, в толстом свитере домашней вязки. Таким я и запомнил знаменитого писателя и его героев, блестяще сыгранных нашими артистами: Сергеем Николаевичем Плотниковым, Светланой Невоструевой, Николаем Войтюком, благодаря искусству которых я сам почувствовал себя Пряслиным…

Свой последний, недописанный роман писатель назвал «Чистая книга». Задуманная им новая трилогия должна была рассказать о событиях, предшествующих тому времени, в котором разворачивается жизнь Пряслиных: накануне революции 1905 года, во время гражданской войны и в 1937 году. Именно здесь Федор Абрамов усматривал истоки многих бед и трагедий, которые постигли Россию. Он предупреждает: «Одна из причин революции, народного мятежа – слишком много было выброшено в народ слов, начинённых взрывчаткой, динамитом». Путь обновления страны лежит не через революцию. Научиться работать – первоочередная задача России. Писатель верил в необходимость, в неизбежность нравственного самосовершенствования людей. «В русском народе живёт предание о чистой книге, книге, написанной самим Аввакумом незадолго до казни. Чистая книга написана в кромешной темноте, в яме, но она вся так и светится, потому что она написана святым человеком. Человек, сподобившийся прочитать эту книгу, прозревает на всю жизнь. Из слепого делается зрячим. Он постигает всю правду жизни, и он знает отныне, как жить, что делать». Но, Чистая книга даётся только чистому человеку. И до неё надо дорасти. То есть – стать чистым.

Творчество в Православии - это всегда попытка нарисовать и постигнуть созданный Богом мир. А самая важная и самая интересная для писателя тема - тема спасения человеком своей души. Федор Абрамов, конечно, советский писатель и именно таким его в ХХ веке трактовали литературоведы. Но духовная биография его незаурядной личности - это рассказ о том, как «корежилась душа» художника, зажатого в рамки коммунистической идеологии, но всю жизнь пытавшегося жить по совести. В сущности, это рассказ о многих из нас… С величайшей правдивостью и необыкновенной художественной глубиной Абрамов создал эпопею о русской, задыхающейся без веры душе. Может быть потому, что в детстве мечтал стать похожим на своего односельчанина, жившего за четыре столетия до него, на святого Артемия Веркольского. Антигерой и антитеза праведного Артемия – Микша в напечатанной уже после кончины писателя повести «Поездка в прошлое» с восхищением говорит о дядьях, что «им отправить человека на тот свет ничего не стоит. Ух, идейные». Наверное, это самая страшная книга Абрамова. В ней определена точка национального и духовного опустошения, после которой почти невозможно ни возрождение страны, ни собственное возвращение к Богу. Как бы на ощупь искал он нравственные опоры. И только храм русского языка, созданный православным народом, нравственно укреплял его. Более того, это и позволило ему - об этом свидетельствуют и его книги, и сама его жизнь - найти в себе Артемия.

Став комсомольцем-вожатым в пионерлагере, располагавшемся в поруганном Артемиево-Верокольском монастыре, молодой Федор Абрамов вместе с ребятами ломал сохранившиеся там кресты. Потом он всю жизнь страдал при воспоминании об этом поступке, пытался обрести цельность души. После кончины писателя в его родной Верколе появился первый крест - его поставили на могиле своего знаменитого земляка односельчане. А через полгода началось возрождение святой обители…

 

 

 

 

 

 

 

Для транспортировки газа или нефти используются специальные трубы. Вашему вниманию представлена труба в вус изоляции цена на которую указана на сайте http://hcm.su. Качество продукции гарантировано.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (289)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20