Деревянное наследие Севера не ценится людьми, принимающими решения в Архангельске. Об этом заявил московский урбанист Святослав Мурунов в столице Поморья на дискуссии «Обшивать ли Кижи виниловым сайдингом?» в рамках VI гражданского форума «2B SUSTAINABLE. Урбанистика».
«То, что строится здесь, показывает непонимание того, как устроен сложный город, того, что плохая архитектура будет выживать отсюда творческую интеллигенцию. Мне кажется, какой-то дух временщичества в Архангельске поселился среди тех, кто принимает решения. Это грустно», — считает эксперт.
По словам Святослава Мурунова, во многих городах России утеряна культура строительства, предполагающая преемственность архитектурных традиций. «В связи с этим появляются такие прецеденты, как обшитые сайдингом исторические здания, глухие заборы в частном секторе, абсолютно не ориентированная под климат городская мебель, абсолютно не учитывающие цветовую гамму и световой день города фасады торговых центров. Тут виноваты не материалы и не строители, и даже не люди, которые здесь живут. Они, возможно, выживают чисто экономически в этом городе, у них нет специальных компетенций. Они не задумываются об эстетике. А вот профессиональное сообщество, архитекторы, инженеры-конструкторы, заказчики, власти и бизнес, конечно же могли бы договориться, обсудить, что строить и как строить», — сказал урбанист.
Эксперт привел примеры некоторых практик городского взаимодействия в разных регионах: «В Новосибирске, например, градостроительный совет состоит из трех городских сил: девелоперы, архитекторы и градозащитники. Мэр города возглавляет совет, он запирает этих людей на совещаниях, и пока они не договорятся, не выпускает. После этого любые градостроительные решения похожи на консенсус, не на компромисс, а именно на хороший консенсус. В Иркутске бизнесмены нанимают профессионалов, делают сложные концепции, и уже с ними выходят на согласования с администрацией города. Много в России городов, где появились бизнесмены, думающие на перспективы, осознанно подходящие к проектам, однако эта осознанность появилась лишь в последние годы».