В детстве бабушка рассказала мне историю, про то, как человек напал на искусство. Шёл мужчина по Третьяковской галерее, увидел «Иван Грозный и сын его Иван», да так впечатлился, что с воплем «Хватит крови!» искромсал её ножом.
- Его посадили? – с замиранием сердца спросил я, поражённый такой силой искусства.
- Что ты, лечиться в Кащенко (знаменитая московская психиатрическая больница) отправили, он же такой после фронта, понимать надо.
Последнее многое объясняло. Да и картина не из простых, с таким подтекстом, с такой энергетикой, что друг художника Всеволод Гаршин, с которого Репин рисовал царевича Ивана, сошёл с ума, а у самого Ивана Ивановича в конце работы отнималась рука, державшая кисть. Да и само полотно через несколько месяцев убрали из экспозиции из-за истерик посетителей, и только через три года вернули.
Но вот история про фронтовика с ножом оказалась байкой, долго ходившей по Москве. По-моему, это пиар в то время, когда и такого слова в обиходе не было. Однако работало, я потом несколько раз в Третьяковку специально на «Ивана Грозного» ходил.
К чему я вспомнил эту историю? К тому, что случилось в прошлые выходные в московском «Манеже». А именно, погром, учинённый «православными активистами» (это они так себя величают, хотя в официальной прессе чаще звучит определение «околоцерковные») из движения «Божья воля». Лично у меня подобное название вызывает ассоциацию с черносотенцами… уж и не знаю, почему.
Хотя… художники, чьи произведения вызвали гнев «активистов» носят «нетитульные» фамилии - Вадим Сидур, Николай Силис и Владимир Лемпорт. Главный среди их гонителей тоже не Иванов – он Энтео. Правда, как утверждают его подельники (надеюсь, дело о злостном хулиганстве в публичном месте дойдёт до суда), это не настоящая фамилия, а псевдоним. Да и какая разница… дело в сути.
А суть такова. «Околоцерковников» возмутили некоторые выставленные работы, в которых они узрели «надругательство над христианскими святынями». Но успокойтесь, не было там изображения распятого Христа с головою Микки Мауса, бравый американский мышонок был никем в СССР в середине 60-х, когда создавались полотна.
Как раз о художниках. Сидур, Силис и Лемпорт относились к нонконформистам, в 60-70-е годы их искусство считалось неофициальным, полузапрещённым, они были малоизвестны в нашей стране. Работали втроём, создав что-то вроде небольшого художественного объединения под названием ЛЕСС (Лемпорт, Силис и Сидур). После Перестройки, когда рухнула цензура, их творчество получилоширокую, в том числе, и международную, известность. Сегодня их знают во всём мире как классиков отечественного искусства, стоимость их работ на международных аукционах – сотни тысяч долларов. То есть, произошедшее в «Манеже», это громкий международный скандал, международный позор России.
А теперь о главном. Сидур и Лемпорт – фронтовики, заглянувшие в ад. Командир пулемётного взвода Сидур после ранения три года мотался по госпиталям, пережив несколько операцией. Что эти люди видели и пережили в те годы, можно только догадываться.
И их абсолютное право, как после пережитого относиться к религии, к церкви. Кто-то уходил в монастырь и совершал постриг, отмаливая свои грехи и молясь за спасение души своих врагов. Кто-то, наоборот, окончательно терял веру. Последнее произошло со многими евреями, прошедшими и чудом выжившими в концлагерях, они пришли к убеждению, что, если бы Бог действительно был, он бы не допустил Холокоста. Именно поэтому Израиль создавался как религиозное государство, ради сохранения веры, так, по крайней мере, мне кажется.
Разве у нас, у потомков, есть право судить этих людей, бросать камни в их военное прошлое?
Кстати, обращение трёх художников к религии в своих произведениях в те годы было сродни гражданскому подвигу, ибо тема веры в советском искусстве находилась по идеологическим запретом. Да, уже не сажали, как в 30-40-хх, но обрекали на безвестность и безденежье. Этого Энтео с братками, конечно, выяснить не удосужился…
Однако я бы не стал сравнивать бескультурных недоумков из «Божьей воли» с ИГИЛ, как это сейчас делают правозащитники. По той простой и понятной причине, что боевики «Исламского государства» не только убивают и громят, они сами готовы умереть за свои безумные идеи. Наши же доморощенные «борцы за веру» врываются в музеи, к интеллигентам, они уверены, что там, если и получат отпор, то только укоризненным словом.
Ну, а мёртвые сраму не имут. Это я о художниках, над чьими творениями надругались.
Кстати, главный погром был совершён в пятницу, братков-«поборников» тогда забрали в полицию. И они вернулись к «Манежу» уже в воскресенье, значит, их отпустили и толком не пригрозили. А, может, получили моральную (и не только) поддержку с какой-нибудь «заинтересованной» стороны. Ну, а что, есть же агрессивная мото-бригада «Ночные волки», всегда готовых «порвать за Путина».
Кто в курсе, место «православной дружины» в этом секторе ещё вакантно, или уже идёт подковёрная борьба между Энтео и какими-нибудь «хоругвиносцами»? У первого есть преимущество – он и его сторонники относятся к «геоцентристам», которые считают, что не Земля вращается вокруг Солнца, а наоборот, Земля является неподвижным центром и осью вращения Вселенной, и Солнце вращается вокруг неё. А это уже психиатрический диагноз, наверное, и соответствующая справка от врача имеется. Такие даже убьют – только в санаторий поедут, тем и опасны.
Впрочем, в жизни я встречал немало вполне нормальных и расчётливых людей, которым было выгодно косить под идиотов. Подобным «геростратам» тоже нужна раскрутка, вон, кое-кто Энтео уже с Хрущёвым сравнивает, Манеж ему в помощь. Забвение и наказание, вот рецепт борьбы с подобными явлениями. Неплохо было бы РПЦ публично отлучить проходимцев от церкви, а не просто откреститься на словах. Иначе общество российское быстро получит Pussy Riot наоборот, что не менее противно и постыдно.
А оно нам надо?..