Это делают все, кому не лень. Еще понятен энтузиазм северодвинцев Игоря Годзиша и Игоря Скубенко, для которых родной город - по определению «лучший на земле», а кроме него, они нигде больше не работали. Теперь к общему хору «приводящих в пример Северодвинск» присоединился и руководитель Агентства по транспорту Вадим Кривов.
Но вначале пару слов о самом Кривове. Из официальных биографий не совсем понятно, откуда он появился в Архангельске. Уроженец Донецка (земляк самого губернатора Орлова, кторый, впрочем, почти отрекся от своей малой родины), выпускник Военного инженерного института им. А. Ф. Можайского, он в 1992 году покинул армию и занялся бизнесом. В 1999 году получил второе образование, на этот раз экономическое. Дальше в его послужном списке значится работа в коммерческих структурах в должностях от бухгалтера до гендиректора. В каких и где - неизвестно. Следующие упоминание - оказывается, что до 21 июня 2012 года (правда непонятно с какого времени) он трудился в качестве советника заместителя губернатора - руководителя администрации Архангельской области. Напомним, что на тот момент таковым был некто Александр Костомаров, покинувший область в октябре 2012 года. Затем бывший радиоинженер и бизнесмен Кривов становится руководителем «Архавтодора», а с апреля 2014 года - возглавляет Агентство транспорту. Именно он как глава Агентства организовывал закончившиеся громким скандалом торги на закупку двух пассажирский судов ледокольного класса, которые после журналистских публикаций не состоялись. Подробности по этому адресу - http://arhsvoboda.ru/?p=20924.
Сегодня Кривов - «главный по автобусам» в правительстве области. Именно ему поручено озвучивать почему региональные власти самоустраняются от решения проблем пассажирских перевозок. В итоге г-н Кривов запустил уже многократно проигранную пластинку на тему «Северодвинск лучше Архангельска».
Как пишет областной рупор официоза «Dvinanews»: «Вадим Кривов привёл в пример опыт Северодвинска, где благодаря совместным усилиям муниципалитета и автотранспортников удалось вывести пассажирские перевозки на качественно новый уровень.
- В Северодвинске в 2014 году приобретено 14 низкопольных автобусов марки «МАЗ», в текущем году планируется приобрести ещё минимум шесть таких автобусов, - сообщил руководитель агентства. - Кроме того в Северодвинске основной перевозчик находится на общей системе налогообложения и выплачивает налогов в бюджеты всех уровней более чем в два раза по сравнению с основными перевозчиками Архангельска, которые находятся на едином налоге на вмененный доход.
Касаемо последнего - любому экономисту известно, что хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают систему налогообложения в рамках действующего законодательства. Если у г-на Кривова есть основанное на законе средство по понуждению самостоятельных хозяйствующих субъектов к смене выбранной ими системы налогообложения, то пусть он о нем расскажет.
Но не это главное. Суть в том, что сопоставление Архангельска и Северодвинска в контексте проблем общественного транспорта некорректно, ибо в итоге сравнивается несравнимое.
В Архангельске действует 44 городских маршрута длиной 740 километров. На них по договорам с мэрией, заключенным по итогам открытых конкурсов, работает 31 перевозчик - 2 МУПа, 19 предприятий малой формы собственности, 20 индивидуальных предпринимателей. При этом муниципальные предприятия и один частник эксплуатируют 56 больших ЛиАЗов. Остальные перевозчики - примерно 450 автобусов малого класса типа «ПАЗ», «Хендай», «Мерседес». Таким образом, в Архангельске автобусы большого класса составляют 10% подвижного состава.
В соседнем Северодвинске в два с лишним раза меньше маршрутов - 21. Пять перевозчиков по договорам с мэрией используют 114 автобусов - 14 больших ЛиАЗов, 14 средних МАЗов. Все остальное - автобусы малого класса, в большинстве своем марки «ПАЗ». Таким образом, на долю больших автобусов марки «ЛиАЗ» приходится те же 10% подвижного состава, что и в Архангельске.
Согласно официальным данным мэрии города корабелов, в 2014 году перевозчики приобрели 49 единиц техники, в том числе 10 автобусов «МАЗ-206» вместимостью до 72 человек и 39 автобусов типа «ПАЗ» различных модификаций вместимостью от 45 до 55 пассажиров. Таким образом, перевозчики Северодвинска определились со своими предпочтениями: 80% новых автобусов составляют так критикуемые в Архангельске ПАЗы. При этом в Северодвинске уже нет муниципального автотранспорта - местный СПАП - обанкрочен.
Сравнивая пассажирские перевозки в Архангельске и Северодвинске необходимо отметить принципиальное различие маршрутной сети в двух городах. Во-первых, протяженность маршрутов в Архангельске в три раза больше. Во-вторых, маршрутная сеть столицы Поморья гораздо более диверсифицированна, в отличие от города корабелов, где основной пассажиропоток можно описать одной фразой: «От подъезда до заводской проходной». И в-третьих, по территории Архангельска проходят 20 из 84 межмуниципальных маршрутов, регулированием которых занимается областное агентство по транспорту. Самый яркий пример - 138-й межмуниципальный маршрут Северодвинск - Архангельск. Он должен заканчиваться на МРВ, а перевозчик работает до Соломбалы. Областное агентство никак не может повлиять на это. Возникает вопрос: почему, с одной стороны, нам говорят, что в Архангельске много «Пазиков» на дублирующих маршрутах, а с другой стороны, не принимается мер по их сокращению там, где это входит в компетенцию областных властей?
И это в условиях явного неравенства при установлении тарифа для Архангельска и Северодвинска. Если в городе корабелов один пассажир за 22 рубля проезжает в среднем 3,4 километра, то в Архангельске за 21 рубль - 6 километров.
Так стоит ли г-ну Кривову упражняться в сравнении несравнимого? Может лучше инициировать принятие областного закона, по которому будет установлена ответственность для перевозчиков, работающих на маршрутах без договоров с мэрией, как это сделано во многих регионах России? Или потребовать от Управления Росавтонадзора лишить таких перевозчиков лицензии, что автоматически уберет «нелегалов» с улиц Архангельска? Пока ни то, ни то областным Агентством по транспорту не сделано...
(на фото: губернатора Орлова с Северодвинском многое связывает)
Сейчас можно получить недорогое лечение грыжи позвоночника лазером. С каждым днем найти такие клиники все проще, ведь такой метод лечения обретает все большую популярность. Что касается стоимости, то благодаря нарастающей конкуренции, лазерное лечение становится все доступнее для всех граждан.