Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Большая Арктическая Восьмерка – «за» или «против» России? Заметки канадского архангелогородца

Ну вот почти и отгремели праздники на Западе. Нет, вы, читатель Руснорда, можете продолжать, 
а нам, временно пребывающим в Канаде, некогда застольем заниматься. Труба зовет. К тому же  мало того, что здесь напряжение на 110, футы, инчи, фаренгейты всякие. Так еще расписание  нужно правильно увидеть и понять.

Вот, скажем собрался я Квебек-сити посетить, что в 500 км от Оттавы. Так смотреть надо, товарищ читатель, или господин, извините, p.m в расписании указано или a.m. Чтоб было понятнее, давайте разберемся сразу. Вдруг, надумаете североамериканский континент посетить.

Скажем, поезд или автобус отправляется в 6.30. Что тут непонятного. То в расписании этом и вечером и утром у американцев и канадцев будет стоять в 6.30. Только ма-а-ленькие такие значки после цифр a.m  это утром, а p.m -это вечером. Опоздал на 12 часов - твои проблемы, надо было учить "материальную часть самолета". Это из смешного тогда в 70-х анекдота про
летчика, который вроде и хотел бы поделиться секретами знания своего советского самолета после неудачной посадки в неправильном месте, да не смог.

В моей предстоящей поездке в Квебек-сити и английский язык не поможет. Одноименная провинция Квебек на английском языке говорит мало и неохотно. Но в Конституции Канады указаны два государственных языка - английский и французский. В английской "зоне" Канады почти всегда сможешь найти вывеску на англ. и на франц. А вот в Квебеке - увольте. Только французский, язык Льва Толстого, который мои прабабушки еще знали, но потом утратили. Времена другие настали. Но, как заверили мои квебекские друзья, туристов в полумиллионной столице сырьевой канадской провинции Квебек любят. Давайте не будет называть эту канадскую провинцию сырьевой - сами из такой же родом.

Лучше снов  направимся по Арктическому вектору и уж теперь основательно возьмемся за Big Arctic-7,потому что 8-го участника Арктического совета Российскую Федерацию и ее Арктические инфраструктурные успехи мы с Вами разобрали основательно. Разве не так?

Рад, что многие откликнулись на руснордовскую публикацию добрым советом и небольшими ремарками, на которых  нам, непрофессиональным авторам, не грех и поучиться. Скажете теперь - до конца понятно, что  только аварийно-спасательный флот от Калининграда до Владивостока управляется ФГУП Главморспасслужбой РФ.  Но от этого значимости колоссальной работы в сотрудничестве с другими странами  по охране нашей арктической границы не убавится. Но про то, что у нас не как у всех, можно было и не писать. Это и так, и не совсем так. Например, уже не раз приводил пример из своего длительной зарубежной учебы в норвежском Ставангере на курсах нефтяного менеджмента. Когда выяснил, что российская классификация ресурсов непонятна мировому финансовому миру и не может быть залоговым обязательством перед ведущими финансовым институтами США. Что не понятно, обращайтесь, а мне пора дальше по намеченному арктическому международному курсу двигаться.       

Та декабрьская Исландская встреча Арктического совета в 2012 году многому научила, но и удивила многим. Так случилось, что за дискуссионным круглым столом моим соседом справа оказался канадский руководитель арктической coast guard, а слева американский.  Приветливый американский сосед - босс 50 тысяч тружеников береговой охраны Аляски плотного телосложения Джон и сам был не прочь общаться. Рассказал мне об одесских корнях своих родственников. Эка куда Одессу-маму занесло. Народ мы, русский, любопытный и в возникшей паузе удалось перекинуться мнениями с североамериканскими партнерами. И... задуматься.  После общения с Виктором Ивановичем Черновым в том же исландском кафе и обсуждением российских арктических планов громадья захотелось и у канадско- американских партнеров узнать. Ну, куда же идут Канада и Америка.  Американский босс был лаконичен и очень удивил меня… "Ни  нового арктического порта в Американской Арктике не строим, ни модернизации арктического ледокольного флота не предвидится"- спокойно сказал Джон.

Канадский руководитель береговой охраны, как всегда, немного отличается во мнении от своего американского коллеги. Без обид сказано, а то еще выгонят из страны Кленового листа "без права переписки с семьей дочери". Не улыбайся, читатель, мы все в стеклянном доме живем. Мой же встречный вопрос заставил теперь удивляться и американца , и канадца, которые пришли на свою руководящую ответственную работу после прохождения всей иерархической лестницы.

Что ту непонятного?  Нет денег в федеральных бюджетах этих стран на арктически программы, потому что нет ясности по срокам окупаемости новых арктических проектов.  "Вот и не строим пока ни флота ледокольного, ни порта арктического." - почти в унисон "пропели" американец и канадец.  

"Вот она, наша 77-летняя пауза (время существования СССР - В.Х) в экономическом мышлении где сказывается", - подумалось мне тогда. И, наверное, Виктору Ивановичу тоже.  Нужно было Гагарина запустить - запустим, нужно было чуть раньше Америки спутник запустить - вперед. И   ведьза ценой не стояли. Лукавить, правда, не надо. И Гагарин, и спутник - это все ниточки одной о-о-очень дорогостоящей борьбы с американским империализмом, которая потом и сломала СССР. А не Афганистан вовсе, как "рыжий" думает. Но не наш, а американский. Нашего и сейчас считаю умнейшим человеком постперестроечной поры, который из продавцов цветами выбился в вершителя кадрового вопросов страны. И это не я сказал, что кадры решают все.

Но теперь уж точно вперед, в Арктику международную -  теперь бесповоротно.

Американской арктической стратегии по существу нет сейчас, она и вообще бы не существовала. Если бы еще в 19 веке Российская империя не продала Аляску Америке. Седьмая  по бездарности в истории человечества сделка, которая перечеркнула адский труд каргопольского купца Николая Баранова. Уж и не знаю, довел ли до конца дело установки памятника на родине первого губернатора Аляски  нынешний Архангельский губернатор Игорь Орлов или нет. Михальчук бы довел точно, как реконструкцию Гостиных Дворов когда -то - до победного конца. А про Игоря Анатольевича сказать ничего не могу.

Но Аляску продали . В 90-е даже песню сочинили про Америку, чтобы она "не валяла дурака". Помните? Сами тогда инженеров на рынок выгнали, а Америку жить учили. Но попса на то и есть попса. Тут как везде - каков слушатель - такова и музыка. Одумались - вот теперь и равняемся на китайцев, которые 5 миллионов дипломированных инженеров в год выпускают и статус наблюдателя, с проходящим без всяких согласований своих "Красных Драконов" по трассе СМП,  в Арктическом Совете имеют. 

Арктическая стратегия же американцев в четком программном документе пока  не выработана.
Может от того, что Аляска -Арктическая часть США -  не имела победы Великого Октября и развивается планово и последовательно.

Недавнее декабрьское 7-ми бальное землетрясение в Анкоридже пережили мужественно и стойко. "Помятые" дороги и мосты, здания Арктической Америки-Аляски восстанавливаются быстро и решительно. Полученная страховка хозяевами американских домов не заставляет американцев бегать перед экранами телевизоров и показывать американскому зрителю- налогоплательщику: "здесь, де, вот плесень, здесь все разрушено".  

Уводит меня Аляска от конкретной арктической темы. Хотя может жизнь рядового жителя арктического региона мира и должна стать приоритетом любого арктического правительства всей Big Arctic 8. Разве не так?  И стран, имеющих статус наблюдателя в Арктическом совете - Польши и Китая - тоже.

Да, единственный "тяжелый" американский ледокол не участвовал в последних международных арктических учениях. Да, американцы, как и канадцы, объявили мораторий на новые проекты в Арктическом шельфе. Да, канадцы еще во времена недавнего премьерства консерватора Стивена Харпера "успешно" провалили 20-миллиардную программу модернизации своего  ледокольного флота. А норвежцы так и не пошли дальше завершения в прошлом году единственного ледокольного судна "Принц Хокон" для своей береговой службы охраны. 

Финны в своей арктической программе и вовсе ставку сделали на свое уникальное искусство строить уникальные ледоколы, которые могут продавливать лед в самых непроходимых участках Северного морского пути и Северо-западного пути - двух очень перспективных морских трасс в случае глобального потепления.  Вот почему украинский кризис не остановил ни один серьезный арктический проект в этом направлении.  И не остановит.

Да, приглашать Россию на встречи Арктического совета стали менее охотно. Так и во время моей координаторской работы в проекте ЕС-Северный морской коридор (СМК) роль Мурманской, Архангельской областей и НАО была минимальной. Уж теперь можно говорить, как мы провалились с пробной транспортировкой состава с углем из Китайского угольно-добывающего района до 4-го в Европе норвежского металлургического комбината в норвежском Тромсе. Потеряв при этом 3 недели и в Архангельском порту при  "пароходной" перегрузке  и затерявшиеся 20 вагонов у углем то ли в необъятной Сибири, то ли Казахстане. Как пробный контейнерный рейс так и затерялся на просторах Европы, дойдя лишь до Мурманска, но не дойдя до порта Экономия. 

Не спешите обвинять первый морской порт России - Архангельск… Угольные китайские таможенные документы были оформлены на родном могучем китайском и не соответствовали правилам таможенного оформления транзитных грузов в ЕС и Норвегию. И ни при чем тут только еще начинавшееся электронное таможенное декларирование.  А неудача контейнерного рейса напрямую связана с ограниченным грузопотоком на Севере России.
Импортер угля - Королевство Норвегия,  мудро сказав "нет" вступлению в ЕС в 1994 году на своем норвежском  "брекзите", по-прежнему  остается членом всех европейских институтов. А нам еще предстоит немалая работа над ошибками по умению работать с транзитными грузами и унифицировать таможенное законодательство со странами Евросоюза и всего мира  

Шведская Арктическая программа нацелена на Балтику. Ну, какая это Арктика - спросит читатель. Здесь на Балтике, несмотря на глобальное потепление, без ледоколов  тоже не обойтись.
Исландская служба береговой охраны  и вовсе  льдов на своей береговой линии не видит .  А ведь эта страна с   300 тысячным населением - тоже весомая составляющая Big Arctic 8.

После провально-кризисного 2008 года название гейзеров и вулканов, которое без логопедической тренировки  и не выговорить, Исландия сейчас номер 1 в рейтинге привлекательности для жизни.

Это, чтобы не подумал читатель, что  мы с Виктором Ивановичем только и делали , что скрывали правду-матку и секретничали в исландских кафе, где и впрямь после 7 вечера  не наливают. На встрече Арктического Совета исландские коллеги сами пригласили Чернова  и меня посмотреть и свой офис, и то, чем  действительно можно гордиться. Новенький, только что спущенный с чилийских стапелей исландский спасательный "пароход" национальной исландской  береговой службы, стоимостью 40 миллионов долларов. Чуть позже банкет участников АС был именно там, на пахнущем новизной плавсредстве исландской  береговой охраны с новейшим навигационным оборудованием, которым могла бы гордиться любая страна Арктической восьмерки.  

Давайте завершать.

Программа международного арктического сотрудничества во многом свернута сейчас. Не надо делать хорошую мину при плохой игре. Но и грустить не надо. В апреле прошлого года в канадском Квебеке собирался представительный форум Big Arctic 8, где обсуждались главным образом вопросы охраны окружающей среды и арктических биоресурсов.

Вот и еду по горячим следам в Квебек. Все-таки именно там сложились американо-канадские добрососедские отношения по коммерческому мореплаванию по северо-западному проходу во время встречи президента США Рональда Рейгана и премьер министра Канады Брайана Малруни в далеком 1988 году.

И не удивляйся, читатель, если на предстоящем в Архангельске в апреле очередном форуме "Арктика - территория диалога" вдруг появятся канадские Вольво, сделанные на заводе Квебека. 
Может и позже, все -таки путь доставки неблизкий. Да и бизнес транспортно-торговый - дело непростое…

Я же ко времени Архангельского форума основательно подготовлюсь и расскажу, как в прошлый раз. Насколько России удается от арктического международного монолога перейти к диалогу.

Включайся и ты, читатель. Успех арктического международного сотрудничества от всех нас зависит.
Владимир Харлов



ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Июнь 2019 (212)
Май 2019 (239)
Апрель 2019 (250)
Март 2019 (252)
Февраль 2019 (243)
Январь 2019 (213)



Деньги


все материалы
«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20