Где глаз людей обрывается куцый,
главой голодных орд,
в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
В. Маяковский
Совпали полностью календари 1916 и 2016 годов. Будут ли «близнецами» по содержанию 1917 и 2017 скоро узнаем. А пока, читая номера газеты «Архангельск» за январь 1916 года, попытаемся разглядеть некоторые приметы грядущих переломных событий с «нашей колокольни». Ибо прав Публилий Сир: «Всякий день есть ученик дня вчерашнего».
Мировая война – главная новость всех номеров. Лаконичны они. От 28.01.1916: «Наши миноносцы у Анатолийского побережья открыли сильный огонь по подводной лодке. Та быстро погрузилась. Результат не известен».
Не было в те времена дронов, спутников и зомбоящиков с отчётами о победах. Зато авторам тех сообщений вполне могут позавидовать и современные журналисты. Пример – новость в номере от 31 января: «Наше продвижение продолжается, причём все наступательные попытки противника прекращаются огнём».
Универсальная фраза, к любым событиям можно применять.
Лаконична и заметка в номере от 19 января «О капитуляции Черногории»: «Страна занята. Черногорские войска разоружены. В Австрии торжествования по поводу огромного политического значения этого факта».
Год 2016 - торжества по случаю вступления Черногории в НАТО.
Война требует жертв. Погибших, если была возможность, на поле боя хоронили, увечные солдаты домой отправлялись. О них говорится в «Положении о пенсиях нижним чинам, утратившим способность к труду вследствие ран, повреждений или болезней, полученных ими от прохождения военной службы». Годовой оклад при полной (100%) утрате способности к труду назначался в 168 рублей, при «слабой» (от 10 до 40%) – 30 рублей. Пенсии назначались на срок от одного до трёх лет, с условием переосвидетельствования. Вдруг нога вырастет новая?
Кстати, в пользу двуногих фронтовиков весь январь проходили в городском торгово-промышленном собрании концерты «На сапоги солдатам».
Из рекламных объявлений того времени узнаём, что свинина и гусь продавались в архангельских лавках по 40 копеек за фунт. То есть военный инвалид мог приобрести на пенсию в 30 рублей примерно 34 кг. свинины или гуся, на 168 рублей – в 5,6 раз больше, то есть 190 кг. Нынешний пенсионер может купить в наших магазинах на среднюю пенсию в 12 тыс. рублей примерно 48 кг. свинины. Почувствуйте разницу.
Мяса много не бывает в трудные времена. Да и откуда ему взяться, если главный кормилец ушёл на войну. Потому в Петрограде на январском заседании Особой комиссии по продовольственному делу предложено рассмотреть вопрос «о сокращении потребления мяса населением по всей Империи», с установлением трёх дней, в течение которых «не разрешалось бы употребление в пищу мясных продуктов всех сортов», равно и торговля ими.
Вот оказывается, кто виноват в мясных страданиях нашего народа, длившихся более восьми десятков лет?
Мяса мало, цены - выше. И потому правление Общества потребителей «Борьба с дороговизной» извещает членов о дне и месте собрания. Демократия в действии?
И не только в гражданском сообществе. Об этом заметка раздела «В уездах», в которой рассказывается о ходатайстве священника Лисестровского прихода П.Сергеева перед местным епископом о назначении формального следствия против священника того же прихода Иоанна Фёдорова, обвиняемого в «предосудительных действиях по службе и против него».
Не узнал о выводах следствия другой нижний чин церковной иерархии, некролог об уходе которого из суетного мира гласит: «28 сего января волею Божею тихо скончался заштатный диакон Павел Николаевич Абрамов».
Следует сказать, что церковь в те времена состояла на государственной службе, управляясь Святейшим Правительствующим Синодом, возглавлял который назначаемый императором обер-прокурор из светских чиновников. Здания, сооружения, свечные заводики, лавки, хоругви, иконы и прочие церковные атрибуты находились в государственной собственности. Находились граждане несознательные, покушавшиеся на неё и в те годы. В заметке «О святотатстве» читаем о проступке студентов Киевского университета Шумейко и Герасимова, похитивших бриллианты (!) с иконы Божией Матери в первой Гомельской гимназии. Не иначе на дело революции конфисковали драгоценности у школяров будущие комиссары? Приговорены за это они к четырём годам исправительных арестантских отделений.
Славное начало биографий революционных.
Не думали о скорых сменщиках царедворцы, помогая им материально. В номере от 19 января помещена заметка «Забота об улучшении положения ссыльных». Из неё узнаём, что десять тысяч рублей переслано по телеграфу в распоряжение Тобольского губернатора «на устройство складов и лавок в районах водворения ссыльных, чтобы приблизить к ним пункты, где они могли бы приобрести продовольствие по доступным ценам». Кроме того, поручено организовать горячее питание по пути следования ссыльных. Переведены также суммы для выдачи ссыльным пособий на пропитание и одежду.
Умиляет царская забота о революционных кадрах.
С врагами Отечества боролись не только штыками и пособиями. Главным начальником Петроградского военного округа издано обязательное постановление, запрещающее использование немецкого языка в объявлениях, рекламах, этикетках, бланках и т.п. надписях. Нарушителей ожидало заключение в тюрьму или крепость до трёх месяцев, либо денежный штраф до трёх тысяч рублей.
Рядом с этим актом опубликовано весьма своевременное объявление: «Желаю брать от англичанина или англичанки уроки английского».
В следующем номере переориентировавшиеся на английский мир сограждане извещались о выходе в свет первого номера «Известий общества сближения России с Америкой». В разделе «Объявления» журнала 16 американских фирм предлагают свои изделия.
Через два года доставят. Для хранения концентрационные лагеря на севере организуют,казнями и расстрелами людей запомнятся интервенты.
Имеется в наши дни крайнее мнение - вредят нам их потомки. Может, запретить язык американский? Вот тогда уж счастье обретём? Или хотя бы его иллюзию.
За ними стремились наши предки в электротеатры. Звучат иногда пророческие и всегда поэтические нотки в названиях картин январского 1916 года репертуара: «Счастье вечной ночи»; «Трагедия близорукости»; «Ценою крови, ценою по жизни»; «И все сердца слились в одно»; «Слёзы любви и радость любви» и сверх программы - «Женские истерики»; «Любовь статского советника»; «В тисках азарта»; «Закон дикаря»; «Бурей надломленный нежный цветок»; «Я и моя совесть»; «Бездомные»; «Во имя Отчизны»; «Любовь героя».
О последней сказано в рекламе: «Боевая картина, сильная патриотическая драма в трёх частях».
В какой из частей мы нынче обретаемся?
На хлеб и зрелища надо зарабатывать. Объявления по теме: «Нужна девушка для комнатных услуг»; «Нужна опытная бонна»; «Складу требуется писец (можно барышня)»; «Специальный конюх ищет место» и, наконец, занявшее первое место негласного рейтинга образности: «Молодец требуется к лошадям при перевозке грузов». Поэзия! Это вам не из наших скучных дней - «ищем трезвых грузчиков».
Зрелища стоят денег и потому доходы от них можно в суровые времена налогом обложить. С 1 февраля 1916 года введён в действие налог с билетов для входа на публичные зрелища и увеселения.
Маловато будет. Добавили налог на тотализатор, на конных бегах он будет собираться, лишь «на время войны».
Несправедливо и сверхприбыли иметь в дни бедствий – придумали и ввели «временный» налог с прибылей, превышающих 3%, и размеры его от 20 до 40% прироста.
Увы, веселее не стало. Об этом заголовок статьи: «Недостаток сахара и пшеничной муки». И как вопль отчаяния: «Окончательная распродажа 50 шт. канареек».
Находились в те дни непатриотичные сочинители, якобы лившие словесные воды на мельницы врага. И потому: «Вологодский вице-губернатор действ. стат. сов. Фукс назначен цензором драматических сочинений при главном управлении по делам печати».
В наши дни назначений не требуется, нагайками можно цензурировать театральные драмы.
В разделе «Происшествия» газеты «Архангельск» от 29 января привлекла внимание небольшая заметка «Скрывшаяся девочка». В ней приведена краткая информация об одиннадцатилетней крестьянской девчушке, определённой прислугой в город, заканчивается она словами: «забрав в узелок свои вещи, днём вышла из квартиры, никому не сказавшись о своём уходе, и до сего времени не возвратилась». Тоскливо и просто.
Так ведь и жизнь проста. Всё, что необходимо - произойдёт.
Александр Чашев