Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Дети дефицита. Рожденные в СССР плохо понимают проблемы экологии

Российские зуммеры (люди в возрасте от 14 до 24 лет) по разным причинам участвуют в экологических акциях чаще, чем представители старших поколений, одна из них — желание решить проблему изменения климата, которую они считают одной из самых важных на данный момент. Между тем, нынешние 35—40-летние (представители поколения Х) ведут себя гораздо пассивней: не сортируют отходы, одержимы потреблением и одноразовыми вещами. Они плевать хотели на изменения климата? Не совсем так. Многие из них зрелом возрасте развивают у себя экопривычки. Но если бы делали это с детства, результат был бы гораздо лучше.

Экологичность напоминает о нищете

Многие граждане СССР сдавали в переработку макулатуру и стеклотару, носили продукты в плетеных авоськах, чинили сломанные предметы и использовали множество вещей повторно. Они давали друг другу читать книги, хотя и не называли этот обмен буккроссингом.

Власть планировала объемы товаров и услуг, их качество и цены, но не давала производствам самостоятельно развиваться. Это приводило к единообразию. По всей стране люди ходили в одинаковой неказистой обуви и тусклой мешковатой одежде. Это приводило к тому, что за любой импортной вещью мгновенно выстраивались очереди.

Когда СССР пал, страна изменилась. В нее, помимо прочего, хлынули невиданные прежде полиэтиленовые пакеты и блоки трудноразлагающейся жевательной резинки, леденцы на пластиковых палочках, напитки и сладкие батончики в неперерабатываемой упаковке.

В 90-х годах экономика страны разрушилась, мы пережили несколько финансовых кризисов. Но затем, кое-как встав на ноги, люди захотели избавиться от травм советского прошлого и забыть об унизительной нищете и «совковом» дефиците. Множество разнообразных товаров первой необходимости, изобилие одежды, а также одноразовые предметы, избавляющие нас от необходимости мыть, стирать и ремонтировать, стали ассоциироваться с жизненным комфортом. Возможно, нам требовалась избыточность в терапевтическом смысле. Никому не нравятся голод и нужда. А ведь именно с этим сложным периодом жизни у «рожденных в СССР» ассоциируются экологические практики.

«Что же вы нам ничего не сказали?»

Советская система сбора вторсырья не была идеальной. Но это все же была система. Люди знали, что стекло, бумага, металл — ценный ресурс, который можно собрать и обменять на деньги или какой-нибудь дефицит. Но после развала СССР в школах практически перестали собирать макулатуру и металлолом, из дворов исчезли пункты приема стеклотары, а из подъездов — ведра для пищевых отходов. По всей стране стали разрастаться мусорные полигоны, часто стихийные. Люди много лет жили в логике «берем, производим, выбрасываем».

Впрочем, учиться собирать хрустящие пакетики от конфет, сдирать наклейки с канистр из-под геля для стирки, споласкивать бутылки и стаканчики от йогуртов — все это не имело никакого смысла без системы раздельного сбора и переработки вторсырья на уровне страны. А система возникает только сейчас.

Можем ли мы учиться сами и учить детей?

Судя по опыту Швеции и других скандинавских стран, взрослые люди осознанно разделяют отходы и заботятся о каждом клочке природы, потому что учатся этому с детства. Писатель Фредрик Бакман, автор бестселлеров «Вторая жизнь Уве», «Тревожные люди» и других, в своих книгах критикует родную шведскую модель. Но ведь недостатков нет только там, где нет самой системы. Например, в России.

Нынешнее состояние и содержание экологического образования в России не соответствует современным глобальным вызовам и масштабам экологических проблем. У нас не внедрена эффективно действующая государственная система непрерывного экологического образования, несмотря на ряд поручений президента и требования федерального законодательства. Ни в детском саду, ни в школе, ни в вузе детям и молодым людям только не объясняют, чем грозят человечеству климатические изменения и другие глобальные экопроблемы.

Неполученные в детстве знания — одна из важнейших причин усугубления экологических проблем, как и вошедший в моду пластик. Скольких проблем мы могли бы избежать, если бы с детства учились беречь ресурсы планеты!

Какую работу над ошибками нам стоит провести, чтобы исправить сложившуюся ситуацию? Как сделать так, чтобы наши дети осознали, что планета — их дом, а значит, сфера их ответственности? Должны ли экологические знания и компетенции стать неотъемлемой частью образования на протяжении всей жизни? Сложно представить, что сразу многие станут лоббировать изменения в образовательной системе, связанные с экопросвещением. Зато более вероятно, что, не ожидая этих изменений, мы сами займемся просвещением наших детей и друг друга. Можно просто сортировать мусор дома, чтобы дети это видели.

Если не объяснять всем и каждому, что ресурсы Земли ограничены и потому их надо беречь, шеринговая экономика (когда люди делятся друг с другом транспортом, инструментами, бытовыми приборами, книгами и так далее) по-прежнему будет вызывать у большинства наших соотечественников лишь воспоминания о коммуналках с дискомфортным общим бытом.

Подготовили Елена Дудукина и Алина Пен 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Январь 2022 (189)
Декабрь 2021 (406)
Ноябрь 2021 (353)
Октябрь 2021 (354)
Сентябрь 2021 (365)
Август 2021 (366)



Деньги


все материалы
«    Январь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Top.Mail.Ru
Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20