Конвенция ООН по морскому праву, к которой на сегодняшний день присоединилось 140 государств, определяет внешнюю границу государства по 12-мильной зоне, а экономическую - по 200-мильной. Расширение экономзоны допускается лишь в случае, если границы континентального шельфа (подводная окраина материка) простираются за пределы 200-мильной экономической зоны.
Чтобы претендовать на расширение границ своей экономической зоны в Арктике до того гигантского треугольника, который указан пунктиром на советских и российских картах, Россия, ратифицировавшая Конвенцию в 1997 году, должна научно обосновать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы. Иначе пунктирные точки на картах, определяющие российский сектор вплоть до Северного полюса, останутся ими лишь на бумаге. Признавать их другие страны не обязаны.
И хотя масштабы углеводородных запасов, хранящихся в полярных широтах, пока точно не изучены, речь идет о гигантском потенциале. По данным Всероссийского научно-исследовательского института геологии и минеральных ресурсов Мирового океана (ВНИИ океанологии, Санкт-Петербург), в Северном Ледовитом океане за пределами 200-мильной экономической зоны Россия «с большой долей вероятности сможет прирастить континентальный шельф на 1,2 млн. квадратных километров с потенциальными запасами углеводородного сырья в объеме не менее 9-10 млрд. тонн условного топлива».
По мнению замдиректора ВНИИ океанологии Анатолия Опекунова, его институт готовит геолого-физическое обоснование того факта, что российский сектор, который сегодня обозначен пунктиром на карте, является продолжением континентального шельфа. «Сейчас мы в спешном порядке готовим второй вариант нашей заявки и к 2008 году она будет вновь вынесена на рассмотрение ООН, - отметил Опекунов. - Правда, срок, в течение которого будет вынесено конкретное решение, назвать пока очень сложно...» Проблема, по его словам, действительно серьезная, поскольку каждое из государств-претендентов может предъявлять права на определенную территорию, при этом возможны различные варианты раздела Арктики.
Россия выступила первой в этом вопросе, и теперь Норвегия, Дания и Канада с интересом изучают ее опыт, тем более что им также предстоит пройти подобный путь. Впрочем, как считает Опекунов, с этими соседями договориться будет гораздо проще, нежели с США. «Их претензии пока очень расплывчаты, но главный момент, который раздражает американскую администрацию, - несоразмерность доли полярного шельфа, поскольку Россия, по их мнению, получит слишком большой кусок, - отмечает эксперт. - В то же время согласие с правилами и нормами Конвенции ООН даст юридическое право США либо развивать деятельность в плане обозначения своих интересов, либо противодействовать другим идеям в этом направлении. Но противодействием они занимаются уже сегодня, находясь вне рамок Конвенции». Впрочем, наличие «серых зон», не закрепленных юридически, позволяет, например, Норвегии по-своему трактовать положения Конвенции уже сейчас. Например, в районе Шпицбергена она определила свою 200-мильную экономическую зону, чего не признает Россия. В результате периодически возникают конфликтные ситуации по типу прошлогодней погони норвежцев за российским траулером «Электрон», занимавшимся промыслом в спорной зоне. Тогда траулер убежал от норвежских пограничников, несмотря на наличие норвежских таможенников на борту, а затем моряков оправдал российский суд.