Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Штирлиц, no smoking! «Подарочек» ко Дню кино

 

В кино пили и курили всегда. В кадре и за кадром. Что характерно, если это и отражалось на качестве исходного продукта, то только в лучшую сторону. Про человека, наливающего в стакан минералку не по медицинским показаниям, а по принципиальным соображениям, моментально расползался слух: скрытый наркоман. Полету творчества мешало совсем другое - идеологическая цензура. Очень часто она принимала бредовые формы. Например, Марка Захарова заставили выкинуть из «Того самого Мюнхгаузена» совершенно безобидное восклицание: «Куда из наших рек делась рыба?!». Бдительный дядя посчитал его ненужной ассоциацией с советской действительностью, и никакие ссылки на Германию ХVIII века и детскую сказку не возымели действия. Или «Ищите женщину», где Алла Сурикова со слезами на глазах отстаивала Леонида Ярмольника с надетым на голову круглым аквариумом: «Очень на космонавта смахивает, а это наше всё...». Да просто мелочи, в сценах на танцплощадках обязательно гремела музыка советских композиторов, даже почти официальный «Бони М» мог грозить лишней сменой переозвучания.

С перестройкой стало легче, но не во всем. Думаете, проблема выхода на экран «Маленькой Веры» связана исключительно с откровенной постельной сценой? Ничего подобного, там постоянно пили. Причем не бутылками, а банками. Да еще самогон, изготовление которого приравнивалось к диверсии против душевного здоровья нации. Но больше всех от нового витка официального идиотизма пострадали «Любовь и голуби», одна из немногих картин, участием в съемках которой я могу гордиться. Снимать начали в спокойном и пьющем 83-ем, режиссера Владимира Меньшова больше беспокоила общая безыдейность картины - запойный болтун дядя Митя в исполнении Сергея Юрского вызывал у зрителя исключительно симпатии. Плюс курортный адюльтер примерного семьянина, несовместимый с моральным кодексом строителя коммунизма. Пока смонтированная картина проходила многочисленные худсоветы, пришел Горбачев с гласностью и «новым мышлением». На экранах страна загремели старожилы цензурной полки Госкино «Агония» и «Тема». А вот нашему разочарованию не было предела. Открою тайну - «Любовь и голуби» должны были выйти в двух сериях, столько было снято материала, от которого съемочная группа каталась по полу мосфильмовского павильона. Но... центральной фигурой всех гэгов был все тот же неунывающий и пьяненький дядя Митя, в одночасье превратившийся из стареющего Теркина в главного врага здорового образа жизни. Знаете, сколько потерял популярнейший фильм от подобного секвестирования? Даже вспоминать горько...

Потом настало время чернухи. Это можно понять и простить, мы просто устали от лакировки неприглядной действительности, посредственные «Воры в законе» смотрелись настоящим откровением. Так продолжалось достаточно долго. До того момента, как у страны появились деньги не только на оплату внешнего долга. Официальные данные - сегодня участие государства в подавляющем большинстве кинобюджетов составляет от 30 до 70 процентов, в особых случаях все 100. Это нормально, ни один национальный кинематограф не способен на равных бороться с голливудской экспансией. Другое дело, что хотят за эту помощь? Когда на экраны выходит качественная и патриотическая «Звезда», я подобную помощь только приветствую. Благодаря ей, мой маленький сын узнает о той войне не только по черно-белым рассказам своих дедушек, ему более доступен современный киноязык. Но руководству страны этого мало, хочется непосредственного участия в идеологической составляющей. Какой? Много ли вы знаете сериалов, где допускается хотя бы легкое сомнение в правильности путинского курса? Я, например, ни одного, даже скучно. Снимать современный вариант Павки Корчагина из «Молодой гвардии» или «Наши»? Еще не время. Но с чего-то надо начинать, дать в очередной раз почувствовать свободным художникам твердость указующего перста. Вот и начали...

Под  светлый праздник кино в официальных СМИ было озвучено нововведение. В ближайшее время государство собирается предъявить свои права акционера, ограничив экранное выпивание и закуривание до полного исключения из режиссерских сценариев. Ох, знаю я, что за этим последует! Легендарный разведчик Штирлиц, большой любитель смачно затянуться сигареткой в смутное время и в одиночку отметить День Рабоче-крестьянской Армии под самым носом у Мюллера, будет нервно вздрагивать пустой рукой, запрещенный к показу продукт аккуратно вырезан ножницами монтажера. Хотя, зря я наговариваю, при современном развитии компьютерной графики мы даже не заметим склейки. Но будем помнить первоисточник, от этого все ностальгическое очарование пропадет. А как будут проводить свой досуг славные менты? С кефиром и бубликами? Тьфу, глаза бы не смотрели...

Советское кино было идейно выдержанным, никакого вольнодумства. Но был социалистический реализм, «Правдивое отображение окружающей действительности» (цитата из материалов ХХIV съезда КПСС). Когда радовались - выпивали, когда тосковали - закуривали, хоть какое-то проявление нормальных человеческих реакций. При этом остальная составляющая даже не поддается анализу. Похоже, наступает очередной перегиб, смысл которого я вижу только в одном - на деле показать, кто в доме хозяин. Можно долго иронизировать над американцами, доведших борьбу за здоровье нации до абсурда, завтра там штрафы будут накладывать за курение в собственной ванне. Но даже этим ханжам не приходит в голову вложить в руки «крепкого орешка» Брюса Уиллиса вместо «Кэмэла» Чупа-чупс. Опять хотим стать мировым посмешищем? Или показать, что плевали на любое мнение, кроме своего? Так для этого другие формы есть, более достойные и полезные людям.

На самом деле, вкладывать деньги в отечественное кино государству престало совершенно по другой причине. Ни для кого не секрет, что настоящие произведения кинематографического искусства никогда не окупаются в прокате. Ни Тарковский, ни Феллини, ни Гинуэй, ни Бергман. Зато именно по ним определяется качество этой культурной составляющей той или иной страны, своеобразный «гамбургский счет». А по нему трижды руганный и конъюнктурный советский кинематограф держал твердое второе место после итальянского, отправляя хваленых и смотрибельных американцев к концу первой десятки. Из сотен плевел раз в год обязательно рождалось хотя бы одно жемчужное зернышко. Вот этим гениям, от которых сегодня воротят нос прокатчики, и нужны наши с вами нефтегазовые деньги. А там, пусть обкурятся...

Хотя кино мы любим не только за это...

 

Леонид Черток          

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (228)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20