Состоявшаяся в Архангельске конференция собрала российских и норвежских экспертов по охране окружающей среды Арктики.
Как сообщает «Мурманский вестник», цель создания этого национального парка (НП) - взять под надежную государственную опеку и защиту огромную территорию в высоких широтах, что включает архипелаг Земля Франца-Иосифа (ЗФИ), находящийся западнее его остров Виктория, северную часть Северного острова Новой Земли и прилегающую к названным географическим объектам акваторию моря. Общая площадь парка составит, согласно проекту, 6 миллионов 200 тысяч га. Он станет одним из крупнейших в мире.
Наблюдаемое нынче энергичное освоение арктических земель и вод, их природных ресурсов требует, с точки зрения экологии, сбалансированного подхода. А поскольку в западном секторе российской Арктики сейчас практически отсутствуют охраняемые территории, то рождение «Русской Арктики» является делом более чем актуальным.
Главной целью создания такого национального парка, как заявил на конференции Анатолий Миняев, другой представитель Росприроднадзора, является обеспечение экологического баланса на большой арктической территории. Это предполагает сохранение уникального природного и культурно-исторического наследия, имеющегося на арктических территориях, с включением их в международную систему экологического туризма. Важнейшей является также цель обеспечения российского присутствия в районах Арктики. Тем более в связи с появившимся в приарктических странах стремлением по-своему поделить полярный «пирог».
В частности, планируемый национальный парк - это территории, на которых жизнь развивается в наиболее экстремальных природно-климатических условиях, а, значит, требует особой охраны. Тем более, что многие обитающие в высоких широтах животные являются уникальными. Территории будущего НП неповторимы и потому, что представляют собой районы, наименее измененные человеком. В то же время в связи с увеличением потока туристов усложняется задача сохранения этой природной зоны.
Российская сторона в работе над этим проектом надеется на помощь норвежской. Коллеги из страны фиордов, к слову, проявили к нему большой интерес и выразили готовность помогать. Об этом заявили, в частности, Фредерик Тэйсен из министерства Норвегии по охране окружающей среды, Сусан Барр, его коллега из управления культурного наследия, и другие норвежские эксперты.
Норвежцы обладают богатым опытом сохранения культурного и природного наследия, имеющегося на Шпицбергене.
К делу можно привлечь и межправительственные финансовые структуры вроде «Глобального экологического фонда», которые готовы помочь деньгами в сохранении хрупкого природного наследия. Правда, отдельным странам они такую помощь не оказывают. Международным же сообществам, вроде российско-норвежского, получить ее по силам.
Поскольку проблемы управления арктическими охраняемыми природными территориями участники конференции обсуждали на примере заказника «Земля Франца-Иосифа» (ЗФИ), то российские специалисты рассказали о том, как поставлено дело у них, а норвежские посвятили свои доклады состоянию дел на Шпицбергене.
ЗФИ, открытая лишь во второй половине XIX века, имеет относительно короткую историю, на большую часть которой к тому же приходятся годы фактической закрытости архипелага. Там отсутствует постоянное население, а научные исследования и работы по поиску и охране памятников природы и культуры возможны лишь в короткий промежуток арктического лета.
Тем не менее, по словам руководителя отдела охраны заказника «ЗФИ» Геннадия Данилова, все известные и вновь обнаруженные объекты природного и культурно-исторического наследия здесь поставлены на учет, сотрудники используют любую возможность для их восстановления. Часть памятников природного и культурного наследия демонстрируют туристам, посещающим с 1996 года архипелаг в круизах на Северный полюс на атомных ледоколах ММП.
Шла речь и о возможной целесообразности объединения некоторых туристских потоков: курсы части круизных судов, приходящих на Шпицберген, могли бы проходить и через ЗФИ. Ведь Шпицберген посещают в год до 40 тысяч туристов, в то время как на ЗФИ высаживается их ежегодно не более пятисот.
«Семь лет я работала на Шпицбергене, - рассказывала Квистен Овэрейн из Норвежского полярного института, - и все это время губернатор архипелага мечтал наладить контакты с администрацией Земли Франца-Иосифа. Сейчас эта мечта, похоже, сбывается».
В сотрудничестве с властями и учеными, связанными с нашим арктическим архипелагом, действительно заинтересованы сейчас разные структуры в ряде стран. Одна из причин - стремление к эффективному обеспечению экологического равновесия в этой области планеты. И российских, и зарубежных экологов, в первую очередь, беспокоят те «горячие точки», которые имеются в Арктике. В том числе и на ЗФИ. В частности, на острове Гофмана оставлены военными 20 тысяч тонн авиационного топлива, разрушенные строения, металлолом, на острове Грэм-Балл - 19.300 тонн остатков нефтепродуктов в бочках и в больших емкостях, а также аэродромная техника и строения. Там же пляжная зона значительно загрязнена нефтепродуктами. На острове Хейса, где располагалась гидрометоб-серватория имени Кренкеля, остается 2 000 тонн нефтепродуктов в емкостях по 50 и 1000 кубометров, а также много разрушенных строений. Во всех названных пунктах брошены промышленные и бытовые отходы. До сих пор ни военные, ни ученые, ни правительство РФ не выделяли средств на экологическую реабилитацию этих территорий.
Продвинуть конкретные проекты по экологической реабилитации загрязненных участков на Земле Франца-Иосифа будет более реально после организации национального парка «Русская Арктика», дирекция которого станет самой заинтересованной стороной в подобной работе.
Эксперты - участники конференции подготовили рекомендации для совместной программы двустороннего сотрудничества. В том числе российско-норвежские исследования, направленные на сохранение ключевых природных объектов арктического региона (крупных морских млекопитающих, белого медведя, околоводных птиц и других), осуществление на особо охраняемых природных территориях Баренц-региона программы исследований состояния биоразнообразия, которая была бы включена в систему всеобщего арктического мониторинга флоры и фауны. А проект плана управления будущего национального парка решено использовать в качестве модельного для разработки планов управления охраняемыми природными территориями Баренцева региона.
Фото Н.Гернета