Приз вручен ему за фильм "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", участвовавший в основном конкурсе. Это фильм о жизни российской деревни, связь которой с миром осуществляет местный почтальон Тряпицын. В главной роли снялся непрофессиональный актер - почтальон Алексей Тряпицын. Фильм снимался в Архангельской области на натуре и в естественных интерьерах. Почти все роли в картине исполняют местные жители.
"Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" продолжает серию работ Кончаловского о русской деревне, которую режиссер начал картиной "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж", а затем продолжил фильмом "Курочка ряба".
Кончаловский участвует в Венецианском кинофестивале не впервые. Его дебют в 1966 году - фильм "Первый учитель" - входил в основной конкурс, а в 2002 году он получил здесь Гран-при за картину "Дом дураков". Стоит отметить, что среди профессионалов и критиков этот кинофорум считается одним из наименее политизированных, призы на нём вручаются за чистое искусство.
В первых же интервью после награждения маститый режиссер признался, что он просто "наблюдал за жизнью и людьми", а сценарий уже сложился при монтаже отснятого материала.
"Это - просто попытка снять фильм другим методом, максимально дешево, максимально независимо от рынка, максимально не отвечая ни перед кем за то, что ты делаешь. Это освобождает внутренне человека, и тогда начинаешь экспериментировать, что является главным для искусства", - сказал он.
Кончаловский рассказал, что уже и не помнит, почему главным героем стал сельский почтальон. "Мы решили снять историю про человека, который имеет какую-то профессию, позволяющую ему общаться со многими людьми. Когда я это решил, думал, врач, может быть, еще кто-то, а потом - почтальон", - вспомнил режиссер.
Кстати, фильм начинается с отборного мата, вырывающегося из уст главного героя ленты в адрес своих земляков. Удивительно, но это не вызвало негативной реакции министра культуры РФ Владимира Медицинского, тоже искупавшегося в лучах чужой славы на престижном международном кинофоруме. Известный поборник кинонравственности сказал, что не видит особых препятствий к выходу "Почтальона Тряпицына" в широкий прокат.
Впрочем, и сам создатель ленты на этот прокат не рассчитывал с самого начала, о чем не раз писалось в сообщениях нашего агентства. Еще задолго до венецианского триумфа Андрей Кончаловский говорил, что его вполне устроит интернет: "Совсем необязательно, чтобы все слушали и понимали "Лунную сонату". Всё-таки "скромность" всегда была отличительной чертой клана Михалковых...
В фильме кроме ненормативной лексики присутствует и пьянство, тот набор, что мешает выходу в широкий прокат лауреату последнего Каннского фестиваля "Левиафану" Андрея Звягинцева. Однако в случае с "Белыми ночами почтальона Алексея Тряпицына" это стало "солью земли русской" (из интервью с Кончаловским).