- Самым подходящим приветствием для всех, кто принимает участие в работе этого семинара, было бы уважительное «земляки». К такому простому, но, незаслуженно забытому термину обязывает и название самого семинара, и выступления, прозвучавшие на нем, и тема этого круглого стола.
Мы рассуждаем о национальной, культурной и духовной самоидентификации, пытаясь нащупать тонкие, но прочные нити сотрудничества того многонационального многоголосья, которое и есть Русский север, как неотъемлемая часть России.
Для меня лично важной составляющей, показательным вектором, если хотите, очень непростого диалога культур, религий и укладов являются то, как складываются отношения участников этого диалога с одной стороны, со средствами массовой информации - с другой.
Даже беглый взгляд на информационное поле Архангельской области позволяет говорить о том, что сейчас в развитии конструктивных и последовательных отношений с региональными СМИ больше заинтересованы сами участники этого диалога, нежели те, кто контролирует и финансирует региональные и, если речь идет о телевидении, федеральные СМИ. Таким образом, те важные идеи, взгляды и точки зрения по позитивному развитию межнациональных и межконфессиональных отношений, которые, в принципе, и должны формировать общественное мнение, выплескиваются на неподготовленную почву. Журналистское сообщество пока не готово к тому, чтобы информационными поводами стали не межнациональные конфликты, а позитивные шаги в достижении определенных моментов, отражающих процессы движения в сторону согласия и примирения.
Совсем недавно в СМИ было опубликовано заявление Алексия II, в котором он выразил глубокую озабоченность философией деятельности средств массовой информации. Ответы акционеров и руководителей центральных телевизионных каналов на это мудрое и взвешенное обращение появились мгновенно. Но, по сути, тону и форме все они сводились к тому, что рейтинг диктует условия и правила игры. Игра - это, прежде всего, рейтинг, а рейтинг это, прежде всего, в прямом смысле, «горячие» новости: взрывы, поджоги, межнациональные конфликты. Рейтинги же диктуют и то, что прайм-тайм отдан на откуп злу и порождающему страх насилию.
В руках СМИ - мощный аргумент: уже сейчас в каждой третьей семье есть компьютер, подключенный к глобальной сети. А к 2010 году компьютер будет в каждом доме (по крайней мере, об этом заявляет глава Мининформсвязи Леонид Рейман). В каждой семье есть хотя бы один телевизор. Статистика утверждает, что каждый житель России смотрит его хотя бы одну минуту в день.
Печатные СМИ, как региональные, так и федеральные, если их бездумно не распихивать по ящикам, тоже имеют свою стойкую читательскую аудиторию. Не такую впечатляющую, как Интернет и телевидение, но стабильную и, в прямом смысле, грамотную.
Объединив эти три составных части четвертой власти в одно целое, мы получаем мощную боевую машину, которая способна как поддержать, так и превратить в пыль любые самое благое намерение.
Если наше общее намерение заключается в том, чтобы не только разобраться в тонкостях межнационального общения, но и найти алгоритм межнационального согласия, необходимо вести постоянный диалог со СМИ. Если хотите, нужно заинтересовывать журналистов, руководителей телевизионных каналов и Интернет-ресурсов во всестороннем и объективном освещении таких тем, как «Национальная, культурная и духовная самоидентификация», например.
В качестве практического шага к началу такого общения со СМИ я бы предложил подумать над созданием единого межнационального и межконфессионального пресс-центра, сотрудники которого бы вели постоянный диалог со СМИ. Такое сотрудничество обязательно привело бы к увеличению в разы публикаций о деятельности участников диалога, созданию новых форматов на телевидении и повышению интереса со стороны СМИ.
Сейчас ситуация такова, что абсолютное большинство откликов в поисковой системе Google (765 000) можно получить на запрос «Межнациональные конфликты».
«Межнациональное согласие» -- 289 000 откликов.
«Межнациональные инициативы» -- 444 000 откликов. Согласно статистике все того же поисковика.
Но абсолютное большинство ответов на последние два запроса так или иначе касаются не согласия и инициатив, а обсуждению все тех же межнациональных конфликтов. Причем, если официальные и информационные сообщения о тех или иных событиях подаются в рамках морали и терпимости, то на форумах информационных агентств и гостевых книгах процветает дух национализма и махрового шовинизма и национальной нетерпимости.
По мнению фонда «Общественное мнение», в целом россияне далеки от единства в вопросе о том, насколько детально должны освещаться средствами массовой информации различные эксцессы, происходящие на межнациональной почве. Но все же опрошенные втрое чаще заявили, что подробное освещение межнациональных конфликтов в СМИ ведет к усилению межнациональной розни, чем к ее ослаблению (31% и 10% соответственно). Еще 32% респондентов полагают, что детальное освещение конфликтов на уровне межнациональной розни не сказывается.
Приведенные выше ссылки на опрос ФОМ заставляют задуматься над тем, что есть рейтинг и что есть правда. Мы видим мир глазами СМИ, но есть ли у нас шанс определить видим ли мы то, что происходит на самом деле.
Нам, собравшимся здесь, близки идеи сохранения межрегионального и межконфессионального мира и согласия. Но, если эти идеи останутся достоянием небольшой группы интеллектуалов, грош им цена. Поэтому, необходимо прилагать определенные усилия не только для того, чтобы постоянно расширялся круг участников подобных мероприятий, но и что бы они получали достойное место и время в СМИ всех уровней.