Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Патология «Жестокости» с Ренатой Литвиновой, или Все бабы су…

 

Случались и настоящие женские шабаши. Я на одном работал, «Люби меня, как я тебя» назывался. Крайне неудачный эксперимент с жанром музыкальный мелодрамы. Там не только режиссер юбку носила, но и директор картины, и даже оператор, по этой причине кран на площадку не вызывали. Съемочная группа за глаза называлась «вечное Восьмое марта». Что получилось? Вот центральная ария главного героя, решившего покончить с бренной жизнью из-за неудавшейся любви в аптечном интерьере:

                                        Умоляю, как награду,

                                         Дайте яду!

                                         Вижу, скляночки стоят,

                                         Значит, есть в аптеке яд?

- но все заканчивается хорошо. Эту кинобредятину даже скудное советское телевидение показало раза два, не больше.

Возрожденное российское кино на этом фоне демонстрирует чудеса демократичности полов. Муратова до сих пор фаворитка престижных кинофестивалей в номинации «Кино не для всех», Суриковой тоже иногда дают деньги. Появилась новая очаровательная поросль - Райская, Яцура, список длинный. Казалось бы, все логично, кому еще снимать бесконечное слезливое «мыло»? Ан нет, наши женщины не только избу и коня, они и серьезные темы поднимают. Иногда ТАКОЕ получается...

В старой памятке начинающим голливудским сценаристам написано примерно следующее: «Через десять минут экранного времени в вашем сценарии должны обязательно кого-то убить, изнасиловать или выбрать в президенты. Иначе это будет не блокбастер, а никому не нужное кино для яйцеголовых».

Марина Любакова, режиссер и соавтор сценария фильма «Жестокость», показанного в вечерний прайм-тайм по НТВ в последний день слякотной зимы, уже на третьей минуте берет быка за одно место. Нескладный подросток Вика смотрит на большой мир страстей и соблазнов с крыши обшарпанной пятиэтажки через длиннофокусный объектив дорогущего «Никона». Там, напротив, за окнами пентхаусов, изменяют женам при свечах и вешаются от неразделенной любви. А у нее самой, как в «Маленькой Вере», разве что папа-алкаш отсутствует. Зато есть холодильник хрущевского выпуска, смежный санузел, дерганная мать-одиночка и стервозная соплюха-сестра. Стоп, такой набор я уже видел в очаровательном «Ребре Адама», только там еще и парализованная бабушка была. А здесь ее и быть не может, эти три фурии удавили бы старушку еще в реанимации...

Главным объектом кухонных скандалов является все тот же роскошный фотоаппарат, который юная хулиганка зажилила у своего дружка. Я понимаю праведный социальный гнев этой семьи - в доме жрать нечего, а здоровая дурища даже на работу не думает устраиваться, только затвором щелк да щелк. Мне уже грешным делом стало казаться, что это некий фаллический символ в ее руках, тоска по настоящему мужчине. Погорячился, в сексуальном плане там еще более запущено. Однако фотик выполняет свою связующую роль в киноповествовании, с него все и начинается.

Вика делает компрометирующие кадры адюльтера и пытается ими шантажировать не очень осторожного топ-менеджера. Он отвечает стандартной схемой лихих 90-х, насылает на девчушку «быков». Те ведут себя, как настоящие свиньи, лицо бьют, не насилуют, да еще фотик ногами пинают. И, главное, становится понятно, что никакие 10 «тонн» баксов ей не светят, очень плохой старт для начинающего папарацци. Но есть еще в загашнике кадры самоубийства. Викуля, как опытная «мисс Марпл», выясняет, что одинокая женщина покончила с собой от неразделенной любви все к тому же «козлу с быками». Вот здесь бы и копать, вариантов для авторской фантазии немеренно. Глядишь, через десяток лет выросла бы новая Настя Каменская. Однако это слишком простой путь, недостойный прогрессивного автора. Вчерашняя школьница берется за действующую любовницу «козла», живущую все в том же доме. Что ж, и такое бывает, мой двоюродный дяде по материнской линии тоже выбирал объекты для нечастых встреч исключительно по территориальному признаку. В этом же конкретном случае все происходит по одной причине - не хотелось ломать голову над сюжетными связками, и так сойдет. Быстрее к главному!

А главное в «Жестокости», это странная дружба состоявшейся начальницы юридического отдела крупной фирмы с вчерашней двоечницей. Именно последняя учит старшую подругу жизни. В том плане, что весь мир го..., а все мужики сво.... Ох, и дали они жару тому «козлу»! Для начала новую белую «Вольву» угнали, по дороге иномарок немало покоцали, а в концовке сбросили дорогую «тачилу» в пруд. Стоп, опять ассоциации, где-то я это уже видел? Где-где, у Ридли Скотта в «Тельме и Луизе», в конечных кадрах такая же белая «тачила» вместе с загулявшими пассажирками летит в пропасть Великого каньона. Только там все логически оправдано. Двух американок серьезно обидели их американские «козлы», они мстят, впадают в беспредел, не могут остановиться, и гибнут свободными без всяких хэппи-эндов.

Что мы имеем в российском варианте? Испорченного ребенка из семьи бюджетницы, мечтающего о красивой жизни, имя ей легион. Удивительно, как с таким ущербным детством она ухитрилась научиться водить иномарку, да еще проехать на ней по московским пробкам пол города? Мастерство обращения с «Никоном» я великодушно списываю на логичность данной модели. Скажете, придираюсь к мелочам? Но именно бережное отношение к ним - точный показатель большого кино. Сколько раз пересматривал сложнопостановочный шедевр Сержо Леоне «Однажды в Америке» и всегда поражался - в кадре ни одного «МакДональдса», ни одного «Адидаса», ни одного таксофона. А у нас? Вика за весь фильм совершает один человеческий поступок - хочет сообщить в «03» о повешенной. И делает это по уличному аппарату с диском, я по таким своим одноклассницам названивал. Понимаю, это еще один символ убогости жизни, но откуда он взялся в самом центре Москвы в районе Таганки?! Бережнее, мадам Любакова, надо быть с деталями, бережнее...

А что сама Вика? С первых кадров лично у меня она вызывала устойчивое раздражение, которое никак не хотело трансформироваться в сочувствие. Потом случайно увидел интервью с исполнительницей главной роли Анной Бегуновой. Теперь понимаю, Аня - гениальная актриса, такие манерные дуры даже на первом курсе ВГИКА редко встречаются. Или Марина Любакова хороший дрессировщик. Тогда, может, в цирк?..

А Рената.... А что Рената? Литвинова всегда играет саму себя, будь то забайкальская медсестра, стюардесса, «богиня», или современная Офелия. По сути, она не актриса, не режиссер и не сценарист. Она - культурное явление, если нравится - сиди и смотри, если нет - я бы поостерегся. Но здесь явный перебор. После всего того дерьма, в которое окунула ее малолетка, она вдруг признается усталой матери-бюджетнице - ваша Вика научила меня жить. Нет, чтобы самой отодрать ремнем и сдать хулиганку дружинникам. Вместо этого без лишних слов бросается во все авантюры. Полная размазня, по сравнению с ней Женя Лукашин из первой «Иронии» настоящий стоик. Я его не зря вспомнил. Когда героиня Ренаты исповедуется соплячке в своей тяжелой женской доле, перед глазами незримо встает родная нашему народу Надя из Ленинграда. Так же бесполезно ждала любимого женатика по выходным, проморгала свое счастье. Только той по человечески сочувствуешь, а этой - так тебе и надо! Потому что первая не хотела разрушать крепкую советскую семью, а вторая просто ничего не хотела. Это каких же бесхребетных юристов выпускают из МГУ!

Вообще, в фильме я не нашел для себя ни одного положительного персонажа. С моей точки зрения, в нем все бабы су..., разве что повесившуюся жалко. Мужики, кстати, не лучше. Или бьют, или пьют, или плачут, а то и педофилы встречаются. Один только казался приличным парнем, да и тот с голубым уклоном. Но с этим хотя бы дружить можно, он не жадный и не пристает. А вот с любовью, из-за которой все и началось, совсем плохо. Я постель имею в виду...

Весь фильм я ждал, КОГДА? Согласитесь, когда диалоги периодически прерываются противным «пи», можно ожидать, что ненормативные эпитеты воплотятся на экране визуально. Однако нет, спать не с кем. Тогда вперед, однополые связи сегодня в чести. Тем более что Вика еще не испытала радостей секса с мужчиной и сама облизывается на Ренату. Но та кремень, и режиссер тоже, на корню пресекает глупости. Мне уже стало казаться, что вот-вот, и продвинутая школьница вовлечет матерого юриста в детские иллюзии самоудовлетворения. Или, зачем это все снималось? Оказывается, для другого.

Концовка фильма: в конце распоясавшуюся Ренату омоновцу вяжут в открытом окне захваченного подругами особняка, ей даже не хватило духа покончить с собой. Снизу из толпы на нее удовлетворенно смотрит ее подельница, она не при делах. Да, юрист бальзаковского возраста узнала «жизнь по Вике», теперь будет осмыслять ее в колонии общего режима. Там ее быстро к лесбиянству приучат. Но даже в ватничке и старушечьем платочке Литвинова выглядит гламурно и сексуально. Чего не скажешь о Вике, дефилирующей в модном прикиде вдоль интуристовской гостиницы. Какая там интердевочка, максимум, плечевая, шавка шавкой. Или мужиков себе покупать, благо, ренаткиных денег хватит. Но кого, когда кругом одни пид...сы?

Так о чем была эта «Жестокость»? Я понял так: жизнь - г..., все мужики - сво..., все бабы - су.... Очень опрометчивая трактовка за два дня до президентских выборов. Алло, Центризбирком, вы нам всю правду сказали насчет процента явки?

С наступающим Женским днем, девочки, мы вас любим! Даже кино за вас снимем...

Леонид Черток       


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (246)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20