Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Куда пропадают миллионы ненецких рыбколхозов?

 

Немногие из колхозников знают, что оборот рыбодобычи в Ненецком автономном округе превышает десятки миллионов долларов. Добавьте к этому доходы от рыбопереработки и животнодчества, и станет понятно, почему в советское время без всякой нефти округ прекрасно жил и развивался. Рыбколхозы сами строили траулеры, обеспечивали социальную инфраструктуру сел и деревень, выучивали молодежь. Сейчас нищета, разруха и деградация. Более 15 лет колхозники получают крохи с «барского стола», да и знать не знают, что же на самом деле происходит в родных кооперативах. Особенно жалко ветеранов колхоза, вышедших на пенсию. Они такой жизни точно не заслужили.

Складывается интересная ситуация: квоты и дотации колхозам увеличиваются, в России идет реализация нацпроекта «Развитие АПК», нефтяники готовы дружно вкладывать деньги в социальные проекты в НАО, а жизнь ненецких кооперативов только ухудшается.

За ответом необходимо обратиться к председателю НО «Ненецкий рыбакколхозсоюз» (НРКС) и СПК РК «Андег» Алексею Алексеевичу Дитятеву («хозяину Печоры», как он любит себя величать). Ответа мы дождемся вряд ли, хотя спросить есть о чем.

«Загадочные» отчеты

Дитятевские отчеты - вещь поистине уникальная, что по квотам, что по финансовым и производственным показателям. Одно время отчетность НРКС в местные органы и вовсе не предоставлялась. В 2004 году от реализации договора по совместной деятельности на базе СПК РК «Андег» в округ не поступило ни копейки (!) налогов. При администрации  Алексея Баринова (экс-губернатор НАО. - прим.ред.) с проблемой начали разбираться всерьез. Специалисты окружного управления по сельскому хозяйству провели собственный расчет, какую сумму реально заработали ненецкие колхозы. Помножили вылов на среднюю цену и получили результат в 328,7 млн. руб (!). Дитятев по отчетам показал на 54 млн. руб меньше. 2 миллиона долларов ушли неизвестно куда. На эти деньги можно было не только в Великовосочном провести водопровод, построить баню, да еще выплатить колхозникам всех кооперативов приличные дивиденды.

Отметим еще один момент: везде, где в хозяйствах сохранились молочные стада, они по отчетам терпят сплошные убытки. Работники молокоферм недоумевают: всю жизнь коровы кормили родной колхоз, давали работу и возможность подзаработать на молоке и мясе - а теперь вдруг многомиллионные долги? По предположению независимой аудиторской экспертизы, убытки от продажи сельскохозяйственной продукции могут связаны с необоснованно завышенными расходами. Т.е., по мнению аудиторов, расходы попросту выдумывымаются. Это, во-первых, позволяет Дитятеву и Ко под надуманными предлогами уничтожать коров, выгоняя пайщиков из колхоза, во-вторых, требовать все бОльшие субсидии из бюджета на животноводство. А как же? Убытки-то «растут».

Куда «уплывают» пароходы?

Как мы уже писали, подписание договора о совместной деятельности (ДСД) поставило колхозы в неравные условия. Фактически все решения принимаются на собрании председателей СПК - людей, подконтрольных Дитятеву. Т.е., что «хозяин Печоры» скажет, так тому и быть. Большинство членов кооператива не то, что права голоса не имеет, но и права доступа к документам. Некоторые бумаги приходилось изымать в судебном порядке. Полный контроль над председателями колхозов позволяет Дитятеву лоббировать свои интересы. Особенно сильно пострадал СПК Ленина, ресурсы которого постепенно перетекают в дитятевский «Андег» и другие аффилированные структуры. При странных обстоятельствах началась распродажа рыболовецкого флота колхоза. В 2002 году некоему ООО «ФинПромПроект М» была продано ленинское судно «Иван-город» за 24,9 млн руб. Деньги поступили на расчетный счет СПК РК «Андега», а имущественный вклад СПК им.Ленина в ДСД в результате составил только 6,9 млн руб. Когда прокуратура и УВД допросили А.А.Дитятева, куда делись еще 18 млн руб, тот ответил, что средства были израсходованы на уплату налогов «Андега» (?! - прим. ред.), остальные были возращены в СПК Ленина. Платежных документов, правда, никаких не предоставил. Так и неизвестно, пришли ли деньги? Что же получилось в итоге? Некогда самый богатый колхоз НАО остался без единого судна. Даже если сложить все доли, в каждом из пароходов, у СПК Ленина с трудом наберется 80 процентов. Т.е., при выходе из кабального ДСД колхозники не смогут забрать ни одного траулера. И снова вопрос Дитятеву, законно ли это для кооператива, который внес один из самых больших вкладов в соглашение?

Квоты налево

Другие суда также по инициативе Дитятева сдаются в аренду, и начинается песня: «ловить не на чем, будем квоты переуступать». И уходят ненецкие квоты к мурманским предприятиям, в том числе в ООО «Баренц-Био», который возглавляет брат «рыбного короля».

Многие колхозники просто не представляют, каким богатством являются рыбные квоты, и какая за них идет борьба в рыбодобывающей промышленности.

Ранее мы уже говорили, что только в 2005 году, по оценкам экспертов, рыбколхозы продали сырца на сумму более 12 млн долларов. А представьте, если не было переуступок квоты и продажи судов, какие деньги пришли бы в колхозы? Недаром А.А.Дитятева так любят в Мурманске. Да, он - настоящий благодетель для всяких сомнительных мурманских ООО, которые сейчас живут за счет квот НАО. Да даже если бы колхозы полностью прекратили рыбодобычу, то на одной продаже своих квот получили значительную прибыль, и, как следствие, дивиденды. До 2005 года дивидендов колхозники и вовсе не видели, потом стали получать какие-то крохи. При зарплате по округу в 30 тысяч рублей, колхозники получают нищенские зарплаты. И хотя Дитятев утверждает, что в среднем зарплата в кооперативах доходит до 15 тыс рублей, в этом есть определенное лукавство. Зарабатывает руководитель предприятия 100 тыс руб, а уборщица - 1 тыс руб, значит, по статистике выйдет по 50,5 тысяч на каждого. Но разве это честно отражает получки начальника и его работницы?

Отметим еще 2 ярких примера деятельности председателя НО «Ненецкий РКС».

Колхозное добро за копейки

Ненецкие рыбколхозы являлись совладельцами акций ОАО «Мясопродукты» - одного из самых крупнейших и рентабельных пищевых предприятий НАО.

В 2006 году не без участия «Хозяина реки» акции мясокомбината распродаются  фактически за копейки (по нашему мнению) неким лицам. Так председатель СПК РК  «Имени В.И.Ленина» Александр Дитятев продает неизвестному гражданину из поселка Васьково (Архангельск) А.А. Гасюте 679 акций за 1,35 млн. рублей наличными. Стоит отметить, что ни аукцион, ни аудиторская проверка по продаже акций не проводились. Выиграл или проиграл колхоз на этой сделке? Нам кажется, что проиграл. Неизвестно, сколько по этим акциям начислялось дивидендов (а эти деньги тоже должны были получать колхозники!), неизвестна реальная рыночная цена акций. А ведь члены кооператива как акционеры могли бы получать если не дивиденды, то мясопродукцию по льготной цене. Поговаривают, что проданные колхозами акции сейчас сосредоточились в руках одной группировки, которая таким образом получила полный контроль над прибыльным мясокомбинатом.

Подобным образом ненецкие рыбколхозы с подачи Дитятева за несколько сотен тысяч рублей (читай, тоже копейки - прим. ред.) распродали свои доли в импортном холодильнике на 2 тысячи тонн, построенном в Архангельске на средства Архрыбакколхозсоюза. Специалисты утверждают, что сдача в аренду такого терминала - сверхприбыльное дело, особенно в условиях острой нехватки свободных терминальных мощностей в Архангельском порту. Как признался в разговоре с нами один из экспертов, «да рыбколхозы могли бы жить припеваючи  только на одном терминале!». Но холодильник был продан, и неизвестно кому теперь принадлежит.        

В своей статье мы даже не будем затрагивать проблемы с прибрежными и внутренними квотами, которые Дитятев не вылавливает сам и простому народу не дает. Не станем говорить и про деятельность ООО «Ненецкий Рыбсоюз», зарегистрированного в Мезени, но почему-то «жирующего» на ненецких квотах. И про дитятевский «Аргус», который стал окружным монополистом по рыбопереработке, но не вылезает из убытков. Все эти темы заслуживают отдельного разговора.

Не будем подсчитывать, какие миллионы «Дитятев и Компания» заработали на дефолте 1998 года, когда рухнул рубль, и стоимость продаваемой в Норвегию за валюту рыбы взлетела в разы. Колхозники этих денег все равно не увидели. Вместо вложений в развитие инфраструктуры поселков, сверхприбыли шли на обогащение определенного круга лиц.  

Сейчас эти лица ездят на дорогих иномарках и строят коттеджи. А народ в Великовисочном, Неси, Пеше и т.д. продолжает вымирать и спиваться, в нищете и без надежд на будущее. И это села, где градообразующими предприятиями являются рыбколхозы-миллионеры.    

Николай Брусникин

(Санкт-Петербург - Архангельск - Нарьян-Мар)


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (313)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20