Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Какой футбол, такое и кино. «Игра» Александра Рогожкина

 

Казалось бы, на такую выигрышную тему снимай кино - не хочу. Однако не снимаем, ни вчера, ни сегодня. На вскидку - хрестоматийный «Вратарь», «Удар, еще удар», криминально-перестроечный «Арбитр», где сама игра осталась за кадром - вот, пожалуй, и все (тому, кто вспомнит что-то еще, буду премного благодарен). А ведь зрительский успех вместе с кассой обеспечен. Феномен какой-то, по-другому и не объяснить.

А еще у нас любят фильмы режиссера Рогожкина. У меня к его творчеству отношение не такое однозначное, как к футболу. Хорошо запомнился дебют в большом кинематографе - «Караул». Черно-белая, предельно жесткая, почти документальная армейская история, в которой солдаты внутренних войск гораздо менее симпатичны подопечных им зеков. С оговорками нравится «Блок-пост», слишком много прямых цитат от Оливера Стоуна. Почти без оговорок - «Кукушка», возможно, имели бы лишнюю «Пальмовую ветвь», не пошли в тот год в Канны вычурный «Дом дураков» Андрона Кончаловского. К «Перегону» отношение более прохладное, но без раздражения. Если все суммировать - не просто крепкий режиссер, а хороший, неожиданный, таких мало.

Но вот что не приемлю категорически, так это его «национальных особенностей». Пытался смотреть и под кайфом, и с похмелья - не смешно, хоть тресни. Скажу больше, рядовая мосфильмовская пьянка в мои молодые годы проходила веселее. Не говоря уже о произносимых в процессе нее текстах - настоящий кладезь народной мудрости. «Операция «С новым годом!» просто что-то с чем-то - двухчасовой видеоклип, навязчиво рекламирующий различную спиртосодержащую продукцию, без единой сверхзадачи.

Так кто же заставляет хорошего, серьезного режиссера периодически становится плохим комедиографом? Частная версия - раз в несколько лет Александра Рогожкина вызывают на ковер в Комитет по кинематографии, и делают предложение, от которого трудно отказаться - ты снимаешь позитивную лабуду, чтобы народ оборжался и отвлекся, а мы тебе за это дадим денег на авторское кино, которое мимо кассы. Иногда в роли заказчика выступает Первый канал, не зря в титрах «Игры» стоит фамилия Константина Эрнста. Присутствие там Алексея Учителя в качестве продюсера я склонен объяснить братской помощью петербуржца петербуржцу.

Или дело в банальном хлебе насущном? По-человечески понятно, но всему есть свой предел, Первый канал рискнул поставить в сетку вещания «Игру» только через полтора года после большой кинопремьеры. Наверное, там резонно решили - покажи подобное массовому зрителю в канун Чемпионата Европы по футболу - у нашей сборной поубавится болельщиков. Зато на прошлой неделе появился удачный момент отбить часть вложенных денег - счет в матче с Люксембургом был достаточно предсказуем. Всё равно, 3:0 радовали наши сердца. И надо же было так подг...ять праздничное настроение.

Спортивные фильмы, особенно игровые виды, снимать архи сложно. Сам работал на двух таких - «Восьмое чудо света» и «Такая жесткая игра - хоккей», как вспомню, так вздрогну. Наверное, из этих соображений создатели «Игры» пошли по более простому пути, оставив саму игру за кадром. Любому обывателю и без того ясно, что основная спортивная интрига развивается в раздевалках, судейских комнатах и на тренировочных базах. Другой вопрос, как это преподать...

В одном из интервью Рогожкин назвал «Игру» своим «самым легким, почти фантастическим фильмом». Спорное утверждение, фантастичность сюжета начинается и заканчивается на фразе: «В этом году Россия впервые стала чемпионом мира и повторила свой успех еще пару раз». О легкости, тем более, о позитивности происходящего на экране вообще речи нет. Ясно же, мы видим наше будущее, пусть не очень отдаленное. И в этом будущем присутствуют молодые филологи, совмещающие основную профессию с уборкой помещений, неприкаянные детдомовцы, вороватые администраторы, этнические преступные группировки, букмекерские конторы, запойные спортивные функционеры... Какой там позитив, жить не хочется! Одна зыбкая надежда на лучшее - российскую футбольную сборную тренирует человек без иностранного акцента, совсем не похожий на голландца. Да, еще наши ворота защищает голкипер по фамилии Цыбульский. Месседж о том, что с Польшей у нас в перспективе все будет хорошо?

Особо раздражающий момент, действие невероятно затянуто, падающий из окна сейф, выполняющий роль классического торта в лицо герою, просто взрывает сюжет. О том, каким образом эту махину смогла поднять хрупкая девушка, рассуждать не приходится. Филолог-диссертант Маша в синем халате школьной технички, выполнив задачу открытия основной сюжетной линии, так без дела и мотыляется по экрану до финальных титров, искренне жалко девчушку.

Криминальная составляющая картины вызывает сплошное недоумение своей алогичностью.  Например, шкаф в подвале базы, доверху набитый неденоминированными купюрами 25-рублевого достоинства с портретом Ленина в углу. Наличие оного авторы сценария незамысловато объясняют спешкой бывшего завхоза команды, срочно отбывшего на ПМЖ в направлении исторической родины. Что ж, у каждого свой путь, своя доля. Да только вывозили. В виде бриллиантов или скупали доллары у черных валютных дилеров, а переправляли с помощью иностранных дипломатов. Миллиарды, не мелочь, есть чем делиться. В крайнем случае, оставляли родне и друзьям на бедность. Иначе, зачем было воровать, рисковать, нервничать? Любая фантазия лишь тогда хороша, когда имеет логическое объяснение.

Или история с навороченным кабриолетом форварда сборной, кульминация общей сюжетной линии. Порвал голиадор связки, попросил старшего администратора с говорящими инициалами «М.Д.Звонов» перегнать тачку поближе к дому. Бывает? Бывает. Но когда этот му...звон оставляет ее в залог у непонятно какой мафии, то ли арабской, то ли чеченской, и об угоне сообщают центральные телеканалы, все только руками разводят - кто мог совершить святотатство? А главный прохиндей, у которого всё на лице крупными буквами написано, остается вне подозрения даже у следствия. Не говоря о руководстве сборной, которое и не подумало отстранить его от работы перед решающим финалом. Не администратор, а жена Цезаря, которая вне подозрений.

Правда, в конце фильма этот комбинатор оказывается настоящим патриотом, радость победы затмевает горечь утраты вложенных в тотализатор бабок. И месть проигравшихся мафиози ему не страшна! Вот, оказывается, в чем позитив заключался...

Но больше всего меня резанула проходная линия с детдомовцами. В ней парнишка с явными умственными отклонениями оказывается настоящим русским Гарринча, раз за разом вколачивая «сухие листы» с углового вратарю сборной. О его психических проблемах зрителю напоминается с частотой в 10 минут экранного времени. Я даже не буду проводить аналогию - у нас в России всё держится на дураках - за меня постарался народный фольклор. Но использовать для усиления комедийного эффекта детское несчастье, пусть и придуманное, считаю неуместным, не сказать, отвратительным. Гадкое впечатление не спасает и финальный комментарий - «потом этот юный гений мяча стал самым известным спортивным комментатором». Так его что, насильно в интернате для дефективных держали? Пожалуйста, подробности процесса над карательной психиатрией...

Но больше всего мне стало по-человечески жалко актера Алексея Булдакова. Настоящего талисмана режиссера Рогожкина, играющего в фильмах последнего со времен «Караула». Это ж надо было так безжалостно низвергнуть симпатичного генерала-десантника до уровня спивающегося провидца Карлыча. При этом ни одной новой, не то, что черты, мелкого штриха. Пониманию, актеру неудобно было отказать своему открывателю. Но на добро принято отвечать добром, а тут Булдакову один крупный минус. Или на той съемочной площадке выпивали так же, как и 10 лет назад в лесах Карелии? Однако времена нынче другие.

Хотя, совсем не исключаю, что определенной зрительский сегмент все так же от души ржет, видя на экране знакомых героев в знакомых ситуациях. Эх, господа-товарищи, как бы плакать не пришлось над следующим мировым чемпионатом. Авторская мысль - штука материальная...

P.S. Данная рецензия писалась с одной целью - на время отвлечься от насущных проблем сегодняшнего дня: выборов в Горсовет, митинга врачей и т.д. Поэтому прошу отнестись к нему соответственно, без особых претензий.

 

Леонид Черток       

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (247)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20