Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Последняя миля, или Узаконенное пиратство в сфере электроэнергетики

 

Конечно, этот фразеологизм - «последняя миля» - не имеет никакого отношения к ни к морю, ни к морским разбойникам. Но по ряду существенных моментов, таких как изъятие денежных средств, его все-таки можно отнести к узаконенному пиратству.

Рассмотрим, что такое «последняя миля» и не ложится ли на нашу промышленность скрытый налог - перекрестное субсидирование в электроэнергетике. По некоторым данным доля скрытой дополнительной нагрузки на тариф от перекрестного субсидирования составляет до 30% от стоимости электроэнергии. Многие предприятия и организации, в том числе и финансируемые за счет бюджетов различных уровней, агропромышленный комплекс и т.д., относятся к так называемой группе «прочие потребители». Тарифы на передачу электроэнергии для них устанавливаются региональным (областным) регулирующим органом (РЭК) на основании экономически обоснованных затрат с учетом частичного перекрестного субсидирования населения. При этом Федеральная служба по тарифам РФ (ФСТ РФ) своими приказами ежегодно утверждает предельные максимальные (минимальные) тарифы, в которые и должны уложиться региональные регуляторы. В случае, если региональный регулятор, принимая тарифное решениеЮ устанавливает, что величина тарифов для региона (речь в данном случае ведем только о тарифах сетевых компаний) выходит за пределы, установленные ФСТ РФ, то решается вопрос о субсидировании за счет средств федерального бюджета.

Как отметил председатель Комитета по энергетике Юрий Липатов, «Механизм перекрестного субсидирования в тарифе на передачу электрической энергии по распределительным сетям, реализованный через существующую в регионах договорную схему «последняя миля», позволяет равномерно распределить компенсационную нагрузку на всех потребителей в регионе и направлен на снижение тарифной нагрузки для населения».

Возникает законный вопрос: почему компенсационная нагрузка должна ложиться «равномерно» на регион? И насколько законно это распределение? Вернемся вновь к понятию «последняя миля» в электроэнергетике, определив для себя, что же такое. По договору «последней мили» Федеральная сетевая компания (далее ФСК) передает в аренду объекты электросетевого хозяйства соответствующему филиалу акционерного общества, входящего в холдинг Межрегиональных сетевых компаний (далее - ТСО). Кажется, что ничего «пиратского» в этом нет. Но что же действительно передается в аренду? Посмотрим на примере одного из типовых договоров, заключаемых ФСК с ТСО, действующей на территории любого из субъектов РФ.

Арендуется:

- ячейка с выключателем К-ХПс ВМП-10 К-600-20, МВ фидера Л-6-45-16 расположенная в подстанции ПС110/35/6;

- ячейка с выключателем ВМП -10 пВЛ-10 №1 ячейки №1 подстанции ПС -220/35/10 кВ... и т.д.

 

Иными словами, ФСК передает в аренду ТСО часть своих устройств, находящихся на своей же подстанции, продолжая этим же устройством пользоваться. Ближайшая аналогия: владелец автомобиля сдал в аренду владельцу шиномонтажа одно из колес, не снимая его с машины и продолжая её эксплуатировать. Добавим к этому абсурду еще одно условие: шиномонтаж в районе один (так сказать, естественная монополия), потребителям кроме этого шиномонтажа податься некуда. Что в такой ситуации делает владелец шиномонтажного заведения? Он, прикинув выгоду от увеличения в его бизнесе оборотных средств, включает стоимость эксплуатации арендованного колеса в стоимость услуги по шиномонтажу. Каждый из потребителей его услуг теперь оплачивает частичку аренды не нужного ему колеса, ибо деваться-то некуда! А что делает владелец автомобиля? Он удовлетворен на все 100 процентов, получая арендную плату за свое колесо и не расставаясь с ним ни на минуту. Так и в случае с «последней милей». Имущество, используемое ФСК, оплачивают потребители, расположенные на территории соответствующей ТСО через установленные тарифы.

Но вспомним ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями), которым, кстати, и распространено действие этого понятия до 2014 года. Согласно закону, объекты электросетевого хозяйства - это линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное, предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование; а услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Из смысла закона следует, что оказывая услугу по передаче, ТСО обязана выполнить весь комплекс действий, обеспечивающих передачу электроэнергии потребителям, технологически присоединенным к точкам «последней мили».

Посмотрим, что же действительно делает ТСО с арендованным имуществом, как оказывается услуга по передаче этим имуществом. Из закона «Об электроэнергетике» следует, что оперативно-технологическое управление - комплекс мер по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства не включены субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, в отношении которых осуществляется выдача оперативных диспетчерских команд и распоряжений. Ясно, что оперативно-технологическое управление со стороны ТСО в отношении указанных выше арендованных объектов (ячеек на подстанции) осуществляться не может. Работой подстанции ФСК управляет соответствующая оперативно-диспетчерская служба на основании соответствующих договоров. ТСО в этих договорах не присутствует. Вернёмся к примеру с шиномонтажом: управлять арендованным колесом отдельно от автомобиля нельзя.

Но может со стороны ТСО осуществляется какое-то техническое обслуживание этих ячеек и эту работу потребители оплачивают в составе тарифа? Нет и еще раз нет. Ответы Ростехнадзора свидетельствуют о том, что обслуживание арендованных «частей» объектов, отнесенных нами к «последней миле», осуществляется исключительно ФСК. Никаких затрат на обслуживание, содержание объектов «последней мили» ТСО не несут. Что за затраты включены в тарифы ТСО? За что платят потребители, занимаясь «выравниванием» тарифов? Формально они оплачивают «воздух». Узаконенный налог на воздух! Чем не «пиратство»?

Вернемся снова к шиномонтажу. Его интерес в аренде - это еще и оборотные средства. Но кто и как их может проконтролировать? Какие инвестиции может вложить ТСО в чужие сети? Вопросы, вопросы, вопросы...

И не случайно сегодня в стране начались судебные споры о признании незаконными договоров аренды, о взыскании неосновательного обогащения с ТСО. Все больше и больше потребителей поручают гарантирующим поставщикам урегулировать отношения по передаче электроэнергии не с ТСО, а с ФСК, выкидывая эти пресловутые «ячейки» из договоров.

Может, стоит окончательно разобраться с подобным «пиратством»? Бизнес не хочет больше «кошмариться» проблемами «большой энергетики», правовая чистота и добросовестность которых вызывают глубокое сомнение.

 

Борис Сергеев, эксперт-аналитик

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (306)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20