Для начала вспомним, как всё начиналось. Перестройка, гласность, закон о кооперативном движении, эпоха первичного накопления капитала... Каждый инженер или завлаб, продавший в цепочке первый в своей жизни компьютер, уже мнил себя идейным наследником Ротшильдов по части предприимчивости и везучести. За сим следовало увольнение с госслужбы, составление учредительных документов, открытие банковского счёта, печать частного предприятия, приём на работу длинноногой секретарши...
И тут стоп. Секретаршу нужно было куда-то сажать. В смысле, за стол. Хотя бы в одном кабинете с директором. Дома? Юридически не возбранялось. Но только поймёт ли жена? Да и не безопасно приглашать на домашний адрес клиентов, особенно в те лихие годы. А если нужно поставить станки? Или готовить блюда? Короче, проблема офисов и производственных помещений в 90-ые стояла не просто остро, а супер остро.
А потом, к сожалению, получилось, как в известной поговорке - «не было бы счастья, да несчастье помогло». В стране катастрофически упала рождаемость. Группы в детских садах стали объединять, чтобы пара-тройка детишек не терялась в большом и пустом помещении. Заведующим садиков негласно разрешили пускать арендаторов, чтобы хоть как-то выживать. Потом объединяли сразу несколько детсадов, а освобождённые здания пускали в свободное плавание по волнам бизнеса. В Москве до смешного доходило, собственными глазами видел, как вывеску «Детский сад «Снежинка» в срочном порядке меняли на «Коммерческий банк «Лидер», не успев стереть с оконных стёкол красные носы рисованных Дедморозов. Рядом в помещении бывшего общественного туалета сталинской постройки открывался парфюмерный бутик «Пьянящие ароматы Парижа»...
Но потом, к счастью, ситуация стала выправляться к лучшему. Начали расти нефтяные цены, а вместе с ними и всё остальное - от доходов граждан до индекса рождаемости. По стране пронёсся вихрь офисного строительства, предложения быстро превысили спрос. На этом позитивном фоне очереди в детские сады выросли, как когда-то в Мавзолей - если прямо из роддома придёшь записываться, то к первому курсу института будешь третьим...
Президент Путин обратил внимание на такой перекос и предложил муниципалитетам подумать над возвращением детям их имущества, ранее взятого в аренду взрослыми. При этом настоятельно советовал делать это с умом, чтобы не обидеть и не ущемить представителей малого и среднего бизнеса, которые вот-вот станут основой отечественной экономики и авангардом гражданского общества.
Вот теперь самое время перейти к главному герою этой публикации - к детскому саду «Аквариум», расположенному в Северодвинске по адресу ул. Ломоносова, 73. Собственно, его постигла перестроечная судьба, описанная выше. Построенный больше сорока лет назад на тогдашней окраине города атомных судостроителей и опустевший в середине 90-х, «Аквариум» стал единственным выходом для небогатых коммерсантов без крыши над головой. Сейчас на его площадях размещаются 17 арендаторов. Трактир, парикмахерская, фотостудия, приёмная общественной организации, полиграфия малых форм - не то, что олигарха, ни одного миллионера здесь не встретишь.
Тем не менее, арендаторы ежегодно и исправно приносят в муниципальную казну по 10 миллионов рублей чистого прибытка. Чистого - потому что за свой счёт ремонтируют здание, меняют прохудившиеся коммуникации, некоторые вложили в переустройства более 15 миллионов рублей, так как давно относятся к «Аквариуму», как к своему дому.
Вернуть его детям? А смысл, проще новый построить, здание в теперешнем виде ни одну комиссию не пройдёт. К тому же «Аквариум», когда-то окраинный, теперь находится в деловом центре Северодвинска, рядом с транспортными развязками, экология в этом районе соответствующая. Но мэрия города и не собирается ничего возвращать, хотя при каждой возможности ссылается на слова Путина об отдаче долгов детям. Нет, «Аквариум» хотят просто продать, его продажная стоимость колеблется в диапазоне от 40 до 80 миллионов рублей. К слову, многие из арендаторов в разные годы пытались выкупить занимаемые ими площади, но получали суровый отказ - руки прочь от муниципальной собственности!
Так что изменилось сейчас? Не надо быть ни математиком, ни экономистом, чтобы понять - продажа здания при годовой аренде в 10 миллионов по указанным выше ценам элементарно невыгодна. Если только кто-то не собрался уходить от управления городом, но этот вариант рассмотрим чуть позже. Действительно, у муниципалитета много долгов, но даже несколькими десятками миллионов проблему не решить. Разве что испортить отношения с 17 предпринимателями, за которыми стоит около сотни наёмных работников. А заодно нарушить указание президента о всемерной поддержке малого и среднего бизнеса. Арендаторов же успокаивают тем, что новый собственник, если таковой появится, получит покупаемый им объект «с обременением». Проще говоря, юридически он не сможет никого выселять до истечения срока аренды.
Но лукавство так и просится наружу. Если чем и ценен «Аквариум» для потенциальных инвесторов, так это землёй, на которой он стоит. Снести детсад и построить на его месте что-то монументальное - вот это дело! Так что никто не питает иллюзий насчёт того, что некий добрый дядя, вложивший в собственность под сто миллионов, будет робко ждать, когда у какой-то там парикмахерши или фотографа закончится какой-то там договор аренды. Вариантов ускорить их добровольный уход - вагон. Каких? Об этом даже думать не хочется...
Одна деталь - в скорейшем выселении «Аквариума» заинтересовано первое лицо города - мэр Северодвинска Михаил Гмырин. Недавно он выдал себя, на заседании горсовета устроил чуть ли не истерику в ответ на вопрос о судьбе той злосчастной парикмахерской, что расположена по адресу Ломоносова, 73. С чего бы это, нервы сдают под конец срока?
Тут я позволю себе высказать собственные предположения. Возможно, Гмырин понимает, что его деяния на посту градоначальника не дают ему шансы на борьбу за второй срок. В этом случае суета с продажей «Аквариума» логична - лишь бы успеть.
Но в то же время я не исключаю и нравственную составляющую, вернее, безнравственную. Многие отмечают, что за годы управления городом у когда-то неплохого парня, профсоюзника Миши Гмырина в какой-то момент «сорвало крышу». Иначе, чем объяснить его судорожные попытки, которые он, по слухам, предпринимал, чтобы сорвать похороны своего предшественника Беляева на престижном старом кладбище? В городе хорошо знают, что по многим вопросам они были непримиримыми оппонентами.
Так вот, я доподлинно знаю, что среди арендаторов «Аквариума» есть немало тех, кто не является горячими сторонниками Гмырина-мэра и не скрывают это перед журналистами. Люди они, пусть и не богатые, но известные, с авторитетом. К их мнению прислушиваются, особенно за год до выборов. Налицо - мелкая мстя, не слишком достойная статуса градоначальника колыбели подводной «оборонки».
И ещё Путин задет, его слова интерпретированы. А вдруг как обидится?
Леонид Черток
Фото radiomodern.net