Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Синдром исторической обиды: Данные о взрывчатке на останках самолета польского президента взялись из менталитета нации

Результаты новой экспертизы, которую провели около месяца назад, известны польской стороне с середины октября - и вот только сейчас она решилась поделиться ими с публикой, заявил в беседе с журналистами генпрокурор страны Анджей Шеремет. Откуда взялась такая не свойственная полякам скромность, пан Анджей тоже не пояснил.

Тем не менее, польская пресса напоминает, что у их прокуроров с самого начала были претензии к российской пиротехнической экспертизе: по их словам, её результаты «не отвечали процедурным требованиям». Польские эксперты даже отказали в подписании окончательного акта о причинах катастрофы без тщательного обследования места крушения, настаивая на новом выезде в Смоленск. Эту просьбу они мотивировали тем, что у предыдущей группы поляков в распоряжении было лишь небольшое число химических проб - недостаточное для того, чтобы полностью исключить присутствие взрывчатых веществ на месте трагедии.

В итоге в Смоленск вместе с прокурорами отправилась группа специалистов-взрывников из Центральной криминалистической лаборатории и Центрального следственного бюро. В командировку они взяли с собой новейшее оборудование. И уже первые пробы, взятые как с внешней, так и с внутренней части обломков воздушного судна, были положительными. Всего следы взрывчатых веществ были найдены на примерно 30 обломках, сообщают польские издания.

Впрочем, эксперты пока не берутся однозначно утверждать, откуда на обломках самолета могли появиться следы взрывчатки. По одной из версий, это могло случиться в результате контакта фюзеляжа с землей, в которой до сих пор находят многочисленные боеприпасы времен Второй мировой войны. Из истории известно, что в окрестностях Смоленска шли ожесточенные бои, полное разминирование местных лесов не закончено и по сей день.

Тут уместно вспомнить предысторию сегодняшней сенсации (так и тянет прибавить слово псевдо-). 10 апреля 2010 года самолет польского президента Леха Качиньского, который направлялся на памятные торжества в Катыни, разбился под Смоленском. На борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа - все они погибли. В число пассажиров Ту-154 входили представители государственной власти, вооруженных сил и известные общественные деятели Польши.

Межгосударственный авиационный комитет 12 января прошлого года обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования. Согласно ему непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, принятое под давлением первых лиц государства, находившихся в тот момент в кабине пилотов вопреки всем правилам и инструкциям, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Позже выяснение причин катастрофы завершила польская правительственная комиссия, которую возглавлял министр внутренних дел Ежи Миллер. Польские и российские эксперты пришли к выводу, что основной причиной катастрофы стало снижение ниже допустимого предела при тех погодных условиях, а так же запоздалое решение экипажа правительственного борта идти на второй круг.

Однако партия братьев Качиньских «Закон и справедливость» сразу же выдвинула версию, что президентского лайнера мог стать жертвой теракта, направленного на обезглавливание польской «верхушки». Так, парламентская группа по расследованию причин крушения Ту-154 под Смоленском, состоявшая в основном из оппозиционных депутатов, в сентябре обнародовала собственную версию событий, согласно которой крушение произошло в результате взрывов. Об этом якобы свидетельствовали результаты экспериментов, проведенных экспертами, задействованными авторами доклада.

Авторы также ссылаются на результаты проведенных привлечёнными ими экспертами исследований, экспериментов и реконструкций. Главными экспертами доклада оппозиционеров стали два американских ученых польского происхождения: Веслав Биненда и Казимеж Новачик.

По их данным, столкновение самолета с деревом не могло привести к разрушению крыла, а параметрический регистратор полета якобы зафиксировал два «сильных сотрясения» на борту. «Как следует из этой реконструкции, наиболее вероятной причиной трагедии были взрывы, которые уничтожили самолет в воздухе, а значит, непосредственную ответственность за трагедию несут не пилоты или атмосферные условия, а до сих пор не установленные лица», - говорится в докладе. На вывод о том, что это были именно взрывы, оппозицию натолкнули «следы на земле, разброс обломков самолета и состояние останков жертв».

Кроме того, группа Мачеревича, так же участвовавшая в расследовании, собрала показания 25 свидетелей, прежде всего граждан России. «Да, конечно, никто из них не присутствовал непосредственно при взрыве, но их показания ясно говорят именно о взрывах». Не видели, но говорят... вершина польской логики...

В то же время генеральная прокуратура Польши  опровергла домыслы о спланированном покушении на тогдашнего главу государства, сообщив, что сотрудники правоохранительных органов не обнаружили доказательств того, что крушение президентского Ту-154 было терактом.

Но вот, что подозрительно - в минувший понедельник бортинженер польского Як-40 Ремигиуш Мусь, который являлся одним из ключевых свидетелей по делу о крушении польского Ту-154 под Смоленском. был найден повешенным у себя дома под Варшавой. Погибший в своих показаниях утверждал, что дежурный разрешил президентскому самолету снизиться до «высоты принятия решения» в 50 метров, несмотря на густой туман.

И так, были ли действительно следы взрывчатки на обломках польского борта № 1? Возможно, что да, слишком рискованно для кого бы то ни было фальсифицировать улики в таком резонансном деле. Ведь, если докопаются кто и зачем, конец любой карьере однозначно. При подобном раскладе, я склоняюсь к мнению, что это отголоски той войны. Трудно представить, на леса в местах былых боёв до сих пор забиты неразорвавшейся дрянью. Во время моей службы саперы Кантемировки каждое лето ездили разминировать Калужскую область и говорили, что работы там - поле не паханное, а ведь шёл уже 78-ой год. Да, прошло уже более тридцати лет, с поверхности неразорвавшиеся снаряды могли и убрать (хотя я лично в этом не уверен). А то, что лежит на полметра под землёй, на метр, на полтора? Представьте себе силу удара падающего самолёта о землю. Артиллерийский склад и тот бы с детонировал, не говоря уже о ржавых смертоносных железках.

В то, что правительственный самолёт «зарядили» ещё на земле, верится с большим трудом - такой размах не для маленькой, пусть и очень склочной Польши. И уж кому это на руку, когда до выборов было рукой подать, так это проигрывавшему по всем статьям «Закону и справедливости». Вдруг пожалеют и проголосуют «за» родственников и соратников погибшего президента? Но как представишь, что это брат брата угробил, пусть и для высшей цели... нет, ну её на фиг, такую конспирологию.

И главный вопрос - почему вышеприведённые сведения обнародованы только сейчас, когда с момента катастрофы прошло более двух лет? Я ещё могу допустить, что наши специалисты не взяли необходимых проб на наличие следов взрывчатых веществ, не беря такую дикую версию в голову, а польские взяли. Но зачем молчать столько времени и заново бередить больное?

Тому у меня есть только одно объяснение. Значительная часть польского общества, тем более, его истеблишмента, живёт в постоянном ощущении угрозы со стороны России. Когда отношения между странами улучшаются, что бывает не часто, они чувствуют внутренний дискомфорт, и начинают искусственно удобрять это своё самоощущение, вспоминая былые обиды. По-моему, это как раз тот случай.

 Одно не понятно - кто же и за что повесил бортмеханика?..

 

 Леонид Черток

 

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (246)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20