Только не надо представлять себе проблему в рамках голливудских клише: мексиканские нелегалы, рискуя жизнью, пробираются оврагами через границу, или китайские «мокрые спины» доставляют в трюмах сухогрузов. Вчерашний это день, сегодня намного проще прилететь в США по гостевой визе и просто затеряться в крупном городе, купив с рук поддельный social security (социальную карточку, обязательную при приёме на работу). Именно так я и сделал в 90-м...
Обама предлагает провести крупнейший за 30 лет пересмотр национального миграционного законодательства. Эта фишка, ставшая одними из основных предвыборных обещаний президента, подарит нелегалам надежду на получение гражданства США. В американской столице наблюдается подлинное состязание политиков в борьбе за то, кто предложит лучшее решение проблемы иммигрантов, проживающих в стране нелегально.
После выборов, показавших, что большинство избирателей из числа этнических меньшинств, ведомые чувством солидарности, оказывают поддержку политикам, проявляющим заботу об иммигрантах, представители обеих политических партий - Республиканской и Демократической - высказались за проведение реформы иммиграционного законодательства. Однако взгляды на масштабы этого пересмотра неодинаковы. В конце 80-х такая амнистия уже проводилась, но в ограниченных масштабах и сжатые сроки. В итоге она не решила одну из главных проблем - нехватку рабочей силы на тяжёлых физических работах, где в основном используется труд нелегалов.
В минувший понедельник свои предложения на эту тему выдвинула двухпартийная рабочая группа Сената. Она высказалась за решение вопроса о предоставлении нелегальным иммигрантам официального статуса, что означает отказ от депортаций. Однако это возможно лишь при условии улучшения пограничного, визового и других видов контроля. По оценке экспертов, такой подход может растянуть подготовительную фазу реформы на десятилетия, что, прямо скажем, никому не выгодно.
В рабочую группу Сената вошло восемь человек: четыре республиканца и четыре демократа, в том числе давние лоббисты либерализации иммиграционного законодательства, сенаторы-республиканцы Джон Маккейн (конкурент Обамы на первых президентских выборах) и Линдси Грэм. Первую попытку реформы они предприняли ещё в 2007 году, при Джордже Буше-младшем. Тогда умеренные представители двух партий также достигли хрупкого согласия, но законопроект не поддержали ни либералы, посчитавшие его полумерой, ни консерваторы, которые не пожелали дать фору нарушителям закона перед теми, кто приезжает в страну легально.
В отличие от сенаторов, Барак Обама, получивший на выборах наибольшую поддержку именно со стороны различных типов меньшинств, в том числе выходцев из стран Латинской Америки, предлагает более радикальное решение вопроса. В частности, президент настаивает на праве получения гражданства США нелегальными иммигрантами, уже находящимися на территории страны, без предварительных условий. Он также обещает принять меры по сохранению рабочей силы, полезной для американской экономики, и предотвращению разъединения семей. Тут надо уточнить: по американскому законодательству наличие гражданства у родственников «первой руки» ещё не означает его автоматическое получение остальными членами семьи.
Выдвижение предложений по реформе иммиграционного законодательства также не означает, что у неё не осталось противников в Конгрессе. Они мотивируют свою позицию так: если узаконить тех, кто находится в стране нелегально, это будет стоить налогоплательщикам миллионы долларов, а американским рабочим - тысяч рабочих мест, да к тому же поощрит ещё большую нелегальную иммиграцию. В некоторых штатах проблема стоит настолько остро, что их выдвиженцы вряд ли смогут отказаться от «ястребиного» подхода к проблеме без утраты доверия избирателя.
По самым оптимистическим прогнозам, законопроект получит уверенную поддержку в Сенате, что заставит контролируемую республиканцами Палату представителей пойти на компромисс. В результате закон будет подписан до конца года. Что, по прогнозам аналитиков, может ещё больше усилить поляризацию американского общества.
Либеральные демократы выступают за осторожное, регулируемое облегчение миграционного законодательства и амнистию для находящихся на территории США нелегальных иммигрантов и особенно их детей. Их логика ясна - надо найти мужество смириться с неизбежным. Консервативные же республиканцы выражают правые настроения, усиление которых естественно в нынешних условиях, когда, как полагают, к середине века белое население США будет в численном меньшинстве. То есть, раскол в обществе налицо и на ближайшие годы, вряд ли в это десятилетие дело дойдёт до принятия фундаментальных решений.
Впрочем, у
любой проблемы всегда найдётся «двойное дно». В прошлом году Обама сделал
послабления для детей, ввезённых в страну нелегальными иммигрантами.
Переизбравшись, он немедленно продолжил либеральные преобразования. На прошлой неделе
Пентагон разрешил женщинам-военным участвовать в боевых действиях, тем самым
открыв для них 237 тыс. вакансий. Судя по всему, президент пытается подключить
к своим реформам часть республиканцев. Так, компромиссным шагом стало
номинирование республиканца Чака Хейгела на пост министра обороны. Однако
подобный популизм вряд ли многих введёт в заблуждение. Ведь, по сути, Обама продолжает
проводить социал-демократическую, а не двухпартийную внутреннюю политику, и в
этой связи, безусловно, будет сталкиваться с противодействием со стороны
республиканцев.
Так в чём насущность обсуждаемой проблемы? Напомню, в стране с численностью населения в 315 миллионов человек количество нелегальных иммигрантов составляет примерно 11 миллионов (по-моему, у нас в одной только Москве их больше). По данным Министерства внутренней безопасности США, в последние годы из страны ежегодно депортируют приблизительно пятьсот тысяч нелегалов.
Американские законы безоговорочно запрещают находиться в стране и, тем более,
получать здесь работу и социальные услуги, людям, находящимся в Соединенных
Штатах незаконно. Незаконный переход государственной границы и нарушение
визового режима считаются тяжкими преступлениями. Однако ситуация осложняется
тем, что многие нелегалы прибыли в США в детском возрасте, выросли в стране, и,
естественно, считают её своей родиной, готовы защищать американские интересы с
оружием в руках. Ещё один немаловажный фактор - они как можно быстрее стараются
забыть свой родной язык, и даже внутри семьи общаются только на английском.
Другие вступили в брак с гражданами США, и их высылка приведёт к разрушению
семей.
Общепризнано, что пребывание в США столь большого числа людей без документов и
без прав приводит к множеству проблем: нелегалы не платят налогов, однако их
семьи пользуются социальными услугами (например, их дети ходят в школы).
Нелегалы опасаются контактировать с полицией, из-за чего в их среде успешно
скрываются преступники (при этом сами нелегалы крайне осторожны в общении с
законом и его охранителями). Нанимая нелегалов, работодатели получают
возможность платить меньшие зарплаты и экономить на налогах, что негативно
отражается на рынке труда и социальной сфере. Этот перечень можно продолжить...
Я попал в США как раз в их «золотой период» нелегальной иммиграции. В том смысле, что шёл распад социалистического лагеря, с выездом стало попроще, многие наши соотечественники рванули за океан в поисках себя в Америке. К тому времени многие поляки, у которых всегда был щадящий визовой режим, жили по системе «2 на 2» (два года на заработках - два года дома). Конечно, у них были сложности с получением повторной въездной визы после просроченной, но как-то решали, например, въезжали через Канаду. А дальше, кому как повезло с проживанием родственников и знакомых - кто-то на стройках Нью-Йорка вкалывал за 12 баксов в час, а кто-то за 5 на полях Аризонщины горбатился. И все подрабатывали на чём только можно - убирали, косили, перевозили. Потом закупались дефицитной в ту пору на Востоке техникой, тоже неплохой вклад в американскую экономику.
Но не для таких, как мы, была пресловутая рейгановская реформа. Ибо под неё попадали только те, кто нелегально оставался в США больше пяти лет. Это, конечно, не во всесоюзном розыске находиться, но тоже волнительно. Водительские права получить без проблем, они там заменяют удостоверение личности. Однако уже пришла эра повальной компьютеризации, любая незапланированная встреча с их гайцами грозила крупными неприятностями в виде депортации. Вещи собрать дадут, заработанное не отнимут, но и пинка дадут для ускорения. Ещё та реформа содержала просто издевательский пункт - право на натурализацию получают нелегалы, ухитрившиеся в этом статусе закончить высшие учебные заведения США. Я таких не только не знал лично, но никогда о них не слышал...
Но со временем в бывшей социалистической Европе всё более-менее устаканилось, и волна нелегалов спала. И из России уехали все, кто хотел, некоторые теперь возвращаются. Если способный, есть голова и руки, здесь точно больше заработаешь, чем на американской подёнщине. Поэтому Обама, говоря о потоке нелегалов, имеет в виду, прежде всего «цветных», а конкретно - «латинос», которые по данным последней переписи уже обогнали афроамериканцев. Именно они сделали ему победу на выборах, ибо братья по цвету кожи давно стали скептически поглядывать на своего Барака. Он, видите ли, не воплотил в жизнь их заветную мечту - сидеть целыми днями в кафе, покуривать «травку» и иногда шалить, пока белые вкалывают, искупая перед ними вину за десятилетия рабства и сегрегации.
И как к этому относится остальное население, которое принято называть «англосаксами»? На удивление толерантно, более 60 % опрошенных выступают за амнистию для нелегалов. Что объясняется исторической памятью - Америка страна иммигрантов, созданная иммигрантами.
Ох, и получат они за своё прекраснодушие, помяните моё слово...
Леонид Черток