Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Кино, которое мы потеряли? Жив курилка!

Помню, после этого собрания большинство работников "Мосфильма" встретились в знаменитом "тринадцатом павильоне" (на студии съемочных павильонов было двенадцать, тринадцатым называли ближайшую пивную, и творческий процесс там бурлил, как нигде) за кружкой пива и стаканом портвейна. И все были очень задумчивы. Второе общесоюзное место по «бабкам» - это здорово, но вот зарплата работников "фабрики грез" была ну очень средней - от 100 до 200 рублей. О том, чтобы получать проценты с проката, можно было и не заикаться. Объявят диссидентом и упекут в дурдом. Николай Сизов часто любил повторять: "Не нравится зарплата - иди на завод. А здесь вам за кайф еще и платят!" И прав был. Из кино на пенсию уходили в основном «вперед ногами». А зарплата... Во-первых, на студии был негласный закон: "Все, что ты не украл на работе, - ты украл у семьи!" Операторы продавали кинопленку южным фотографам, декораторы строили дачи из "сэкономленного" пиломатериала, ассистенты режиссера проворачивали комбинации с талонами для массовки, костюмеры не знали адресов магазинов "Одежда"... Что творила дирекция кинокартин, и вспоминать не хочется. Просто богатые люди. Во-вторых, была, действительно, гордость за принадлежность к этому волшебному миру. Да, на студии был план 67 картин в год. Да, ВГИК считался одним из самых коррумпированных вузов страны. После МГИМО, конечно. Николай Сизов, на плечи которого партия взвалила груз ответственности за правильную идеологию важнейшего из искусств, в прошлой жизни был комиссаром милиции города Москвы. Но ведь 3-4 картины в год "Мосфильм" выдавал такие, что входили в сокровищницу мирового кинематографа. И не только "Мосфильм". В Ленинграде творил Алексей Герман, в Киеве - Сергей Параджанов, Свердловск гордился Владимиром Хотиненко, Грузия была знаменита не только Киндзмараули и Хванчкарой, но и Отаром Иоселиани и Тенгизом Абуладзе... И так в любой союзной республики. Довели Андрея Тарковского, который являлся лидером любого кинофестиваля, до отъезда на запад, но просвещенный мир все равно воспринимал его только СОВЕТСКИМ режиссером. На родине его обвиняли в "несмотрибельности" и отрыве от простого зрителя. Интересно, а Фредерико Феллинни и Витторио Де Сика были кассовыми режиссерами?! Да их фильмы спонсировались крупнейшими торговыми фирмами, рекламные ролики которых они иногда снимали. Есть такое понятие - фестивальное кино. Кино не для всех. Но без него кинематограф забуксует на месте. Квентин Тарантино перед тем как поставить бешено кассовое "Криминальное чтиво" пересмотрел всех выше названных мастеров и вывел свою аксиому, как надо снимать умный экшн. В нашем кинематографе было масса неофициальных рекордов, достойных книги Гинесса. Комедию Л. Гайдая или вестерн А. Мотыля средний статистический зритель смотрел от 5 до 10 раз. А что ему, киноману несчастному, было делать, если на всех экранах города в течение месяца крутилось два, от силы три фильма? Актеры ставили межконтинентальные рекорды по количеству сыгранных ролей и минимальности гонораров. Какой режиссер в какой стране снял две новогодние киносказки, которые собирают народ у телеэкранов в течение тридцати и пятидесяти лет соответственно? Подсказываю, Э. Рязанов. В СССР. Никогда не поймет их прелесть и тонкий юмор средний янки с пивом и чипсами в руках. В этой тупой Америке даже ностальгической Москве, которая «слезам не верит», дали «Оскара» в номинации «лучшее фэнтэзи». Они никогда не поверят, что простой работяга может выпивать с докторами наук и спать с директором крупного столичного предприятия. А у нас это на каждом шагу. У работяги и деньги на выпивку были, и в постели он рефлектирующему интеллигенту сто очков даст. Хоть и лицо у него при этом будет потомственного дворянина А. Баталова… Перестройка сулила нашему кино небывалый взлет. Еще не наступила эра всеобщей «видеопиратизации», и в многочисленных кинотеатрах огромной страны народ рвался за ликбезом. Мы узнали, что романтическая жизнь сотрудников уголовного розыска первых годов Советской власти была грязна, кровава и сексуально не стабильна (А. Герман, «Мой друг Иван Лапшин», с точки зрения автора статьи – лучший фильм за всю историю отечественного кинематографа), что история России делалась не только головами, но и другими местами, о которых не принято говорить при дамах («Агония» Г. Панфилова), что суровыми, но справедливыми у нас могут быть не только секретари парткомов («Воры в законе» В. Кара). Но самый большой резонанс в обществе произвела легендарная «Маленькая Вера» А. Пичула. Я лично был свидетелем, как на закрытом просмотре в Доме Дружбы в Москве дородная жена забальзаковского возраста во время показа известной эротической сцены била своего номенклатурного мужа по лысине и в голос орала: «Какой акт, они играют в индейцев, она же сверху, идиот!!!». Кто бы мог подумать, что через несколько лет… Через несколько лет отечественный экран захлестнула волна чернухи и полупорнухи. Во-первых, наши режиссеры просто одурели от того количества творческой свободы, о которой так мечтали. Можно спокойно снимать фильмы о копрофагии, зоофилии и инцесте с правнуками и быть спокойным, что этот «пир духа» увидят, в лучшим случае, только члены творческой группы. Прокат был практически разрушен, а деньги в производство вкладывали «реальные пацаны». Подобные сценарии им были близки по духу, а деньги возвращались в виде «откатов». То есть уже не пахли кровью, героином и пороховой гарью. Мастера или умерли, или потерялись среди общего разгула «творческого поиска». На помощь кинематографистам, как-то выжившим за счет рекламы и музыкальных клипов, пришли сериалы… Страна быстро устала от латиноамериканских страстей и захотела «своего». Своего героя, который оказался родом из «Бандитского Петербурга», свою переживающую непонимание мужа и большинства окружающих героиню по фамилии «Каменская», своих кумиров, наставников молодежи, зарабатывающих на жизнь собственными руками и головой, свято верящих в дружбу и называющих себя гордо «Бригадой»… Симпатичны или нет вам вышеперечисленные герои, но они спасли творческий потенциал нашего кинематографа. Именно нашего, российского, ибо союзные киностудии, в лучшем случае, стали производственной базой столичных мастеров экрана (снимать в Минске намного дешевле, чем в Москве, даже с учетом переездов, оплаты гостиниц и суточных), или стали домашними студиями местных кинематографических баев (мой сокурсник, Юсуп Разыков, стал директором «Узбекфильма». Студия снимает в год по одной картине. Угадаете с трех раз фамилию режиссера?). Народ опять стал любить ходить в кино не только на американцев. Они сами долго ставили нам в пример страницы собственной истории, когда Америку от Великой депрессии спас Голливуд. Им просто повезло, что их экраны не заполонили фильмы Эйзенштейна и Пырьева. Жили бы сейчас при социализме и коллективизации. Наши успехи за этот год: первые призы на Венецианском и Московском кинофестивалях. Хотя оба фильма явно подпадают под гриф «кино не для всех», но нас ценят и под не кассовое кино начали давать деньги. Доходы от единицы отечественного проката переваливают за миллионы долларов. В одном случае агрессивная телевизионная реклама спасла от финансового краха невнятные «72 метра» и навороченный, но до зевоты скучный, «Ночной дозор». Во втором привела зрителя «Водителя для Веры» на достойнейшее кино, не подпадающее под кассовое понятие «экшн», но продолжающее лучшие традиции отечественной социальной драмы. А на подходе второй фильм В. Машкова «Папа». Первый, «Сироту казанскую», трудно было плохо снять с такой беспроигрышной троицей, как Гафт, Дуров и Табаков. Сейчас в «звездах» он и молодой Е. Бероев. Очень хочется посмотреть, хотя автор пьесы «Матросская тишина» А. Галич, по мотивам которой и снят фильм, известен, прежде всего, как бард и поэт, хотя реклама утверждает обратное. Будем надеяться, что Машков – режиссер не разочарует, как и весь наш кинематограф, без которого так скучно жить. P.S. Пользуясь случаем, автор статьи поздравляет с днем рождения единственного режиссера киномонтажа на территории Архангельской области Елену Шнайдер, которую угораздило родиться именно 27 августа. Леонид ЧЕРТОК

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (302)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20