Творчество наших читателей: второй голос Валерия Леонтьева
"Тропинка школьная моя..."
Саша, как и подобает младшему брату, всегда тянулся за Сергеем, пытался хоть в чем-то походить на него. Уж не знаю, получился бы из него стоящий футболист уровня Дурнева - старшего, но все задатки у Саши были. Когда-то мы с ним даже играли в одной команде, участвуя в городских соревнованиях на приз "Кожаный мяч". Неизвестно, чем бы закончились футбольные увлечения моего героя, если бы однажды он не запел.
# В начале 60-х в нашей 9-й школе был замечательный пионерский хор, который состоял сплошь из одних девчонок. Руководил им директор детской музыкальной школы № 3 Федор Андреевич Усов. Вот он-то и сосватал меня в эту девичью компанию, да не просто так, а солировать. Выходил на сцену в отутюженных брючках, белой рубашонке и с красным галстуком на шее. Пел весь тогдашний набор пионерских песен: "Тропинка школьная моя...", "Я # первый ученик среди ребят..." и прочее.
# А сам-то был первым учеником?
# Нет, конечно. Хотя по русскому и литературе всегда были "пятерки". А вот по математике больше "тройки" не выходило. Что интересно, у меня ведь и по пению "тройка" была. Не любил на этот урок ходить, а потому частенько прогуливал. Другое дело было заниматься вокалом у Федора Андреевича дома. Он сначала всегда к столу приглашал: "Ну что, ребятки, чайку попьем?" Замечательный человек и педагог был. Именно он в 7-м классе поставил меня в дуэт с Таней Козловой, и мы спели "Венок Дуная". Кстати, на всех областных конкурсах наш хор брал только первые места. А вскоре Саша "сломался", точнее, произошла ломка или, по его выражению, мутация голоса. Наступил вынужденный перерыв, который надо было чем-то заполнить.
Как носили Саше кашу
Александр Дурнев заполнил его спортом. У великого детского тренера Рудольфа Сергеевича Ежкина он стал заниматься футболом и хоккеем с мячом. Его партнерами по юношескому "Северу" стали Слава Иевлев, Женя Веселов, Коля Коснырев # будущие лидеры взрослой команды. Быть может, и юный Саша пробил бы себе дорогу в большой хоккей. Он и служить собирался в спортроте в Талагах. Все могло быть, если бы не музыка. После 8-го класса Александр решил уйти в ГПТУ № 1. Почему туда? Да просто здесь уже учились друзья-товарищи по спорту # Леонид Погребной и Виталий Агафапудов. Тут были классные команды по футболу и хоккею. Но еще в этом училище был свой ансамбль, худруком которого пригласили Евгения Самсонова, в простонародьи Сэма. У него-то и запел Александр вновь. Голос, естественно, был не тот, который когда-то без труда "брал" знаменитую "Джамайку", но и песни стали другими.
# После училища надо было собираться в армию. В голове, конечно, держал спортроту, но все же решил подстраховаться. Съездили с Сэмом, Савой (Александром Савченко) и Зайцем (Сергеем Зайцевым) на "Явах" в Архангельск. Прослушали нас в Доме офицеров и всех четверых взяли к себе. Правда, Сергей вскоре отправился служить в более близкий "домик" # наш северодвинский ДОФ, но зато на целых 3 года. Мы же обошлись годом меньше. Поселились в казарме, устроились рядом: надо мной спал Самсонов, а рядом # Савченко. По сей день благодарен судьбе, что она занесла меня в "домик". Два года пребывания в нем запомнятся на всю оставшуюся жизнь.
# Наверное, репертуар был классическим армейским?
# А как же иначе... "Идет солдат по городу" и т.д., и т.п. Зато где-нибудь в конце выступления можно было позволить себе "Нет тебя прекрасней" или "Воскресенье" из "Поющих гитар". Между прочим, в 1972-м на фестивале "Весна-72" в Питере я был с нашим ансамблем песни и пляски. Вот там-то и довелось познакомиться с "Поющими". Сидели вместе у телевизора и смотрели чемпионат Европы по футболу. Представляешь, рядом с тобой Федоров, Ступаченко, Иваненко, и каждого можно потрогать, о чем-то спросить. Они ведь тогда были в ореоле славы. А какая у них была аппаратура...
# А если вернуться к "домику", где ты пел на танцах...
# Это было что-то! Три раза в неделю - среду, субботу и воскресенье - мы могли снять форму и от души попеть что-нибудь из "битлов" или Антонова.
# Кстати, как признался Саша Ковалевский из группы "Тени", ваш командир весь этот подпольный репертуар слушал по динамику в своем кабинете, а наутро делал оргвыводы.
# Было такое дело. А он не признался, как вместе с Юрой Ивановым таскали нам кашу, какао в казарму?
# ?!
# Мы же с Сэмом и Савой были дембелями, а Саша с Юрой только начинали служить. Вот и выходило: дружба дружбой, а армия - это армия. Зато смена выросла хорошая (смеется).
Узнал я от Александра и о том, что танцы в Доме офицеров были в то время самыми популярными в городе. Все болгары с Архбума приезжали только в "домик". Именно они подарили аккорды тогдашнего шлягера "Mummy Blue". А как-то в буфет привезли чешское пиво.
# У нас проходило заседание штаба 10-й армии, и два ящика пива предназначалось для генералитета. Мы, конечно, узнав о пиве, да еще чешском, сразу в буфет: "Марья Ивановна, дай хоть по бутылке!" Выпросили по одной, а потом как пошло... Словом, достался генералитету лишь один ящик. Вот так служили "Биармы" (самая известная группа в Северодвинске в 70-80-е годы # авт.) и примкнувший к ним Дурнев. Знаешь, к нам ведь частенько и Володя Корельский наведывался. Ну не спалось ему в общаге родного пединститута, вот мы и проводили его к себе. Возьмем винишка, нахлобучим Вовке пилотку на голову - и в казарму. Два года в "домике" пролетели, как два дня. Дали мы последний концерт перед дембелем и отправились на гражданку.
Изя и Валера
Вернувшись в родной Северодвинск, Александр задался немаловажным вопросом: куда податься, куда пойти петь. Самсонов и Савченко ушли в ресторан "Белые ночи". В "Волне" в то время вовсю гремели "Родники" во главе с Володей Карчевским. Это был уже свой вполне сложившийся коллектив. Пришлось задуматься Саше Дурневу. На его счастье, объявился вновь Сергей Зайцев и предложил петь в ансамбле Валерия Охапкина в ДК Ленкома.
# ДК Ленкома много мне дал. Одни ребята чего стоили: Юра Шешин, Валера Охапкин, Саша Новик, Сережа Суетин, Витя Удалов, Сережа Зайцев, Саня Бараев и, конечно, Наташа Орлова. У Наташи ведь была страсть # "Shocking Blue". Она буквально обожала Маришку Вереш # солистку этой голландской группы. Поэтому 5-6 песен из ее репертуара постоянно пела на английском. К сожалению, Вити Удалова и Наташи уже нет в живых. Классные были исполнители.
Совсем забыл: я ведь к тому времени уже в музучилище учился, на дирижерско-хоровом отделении. Каждое утро с Сэмом, Савой и Чарли (Юрой Костылевым) брали такси # и в Архангельск. За 1 рубль 15 копеек могли себе это позволить. А в 1976 году произошло в моей жизни одно событие, которое могло круто изменить судьбу. В мае в ДК Ленкома выступал ансамбль "Эхо" из Сыктывкара. Руководила им Изабелла Исакович, а пел у нее в составе еще молодой Валерий Леонтьев. Кстати, сама Изабелла играла на бас-гитаре. Кто-то что-то ей "напел" про меня, и после концерта они всем коллективом остались во Дворце, чтобы послушать, как я пою.
Послушали и укатили в Архангельск. Вдруг от них следует приглашение о переговорах, и вот после музучилища я еду в "Юбилейную". Стучу в дверь номера. Слышу: "Это Саша?" # "Он самый". # "Заходи. Я # Изя. А это # Валера". Вижу, как Леонтьев у зеркала красоту наводит. Вдруг ушам своим не верю: "Саша, давайте работать вместе. Вы работаете в 1-м отделении, а Валера # во втором. Ему тяжело оба брать на себя". Между прочим, я уже тогда недоумевал, почему Леонтьев поет в каком-то Сыктывкаре. По всему чувствовалось, что это будущая звезда. А на предложение Изи я согласился. Она же, в свою очередь, пообещала перевести меня в Сыктывкарское музучилище: "Сдавай экзамены за 3-й курс и в июне звони в Горький. Мы будем там. Не жмись, лети на самолете. Все оплатим". Пожали руки. Потом я сдал экзамены и уехал... в Ялту. Почему так поступил? Много причин. Молодой был, летом хотелось моря и зрелищ, благо, для этого существовали все условия. И еще одно понял: жить все время в гостинице с кипятильничком, плиточкой и вечным запахом жареной картошки - это не для меня.
# И "Эхо" больше не отозвалось в твоей певческой душе?
# В начале 80-х пришел в Сочи на их концерт. После него заглянул за кулисы: "Я к Изе". Пропустили. Смотрю # Изабелла выплывает: "Вы не из Архангельска?" # "Из Северодвинска" # "Ой, Валера, иди сюда. Это же Саша". Леонтьев подошел и то ли пожурил, то ли пошутил: "Что ж ты, сукин сын, я все связки из-за тебя чуть не надорвал. Ну, где ты сейчас?" # "В ресторане" # "Нормально. Все будет хорошо. Рад за тебя".
Я нашел свою нишу
Но до ресторана была еще Москва, куда в 1977 году Саша приехал по приглашению Михаила и Роберта Болотных из ВИА "Синяя птица". Представляя Куйбышевскую филармонию, они осели в Москве, первыми поняв, что вся музыка делается в столице. Александр Дурнев еще в Северодвинске дал себе слово: "Если уеду в Москву, обязательно зацеплюсь". И он зацепился. Его сразу же пригласили в ансамбль "Надежда" после того, как он спел на прослушивании "Там, где клен шумит..." Позвал не кто-нибудь, а Михаил Плоткин # "крестный отец" Аллы Пугачевой, вытащивший ее из заштатного Липецка. Саша думал, а тут еще последовало приглашение от "Гусляров" из Бобруйска. После некоторых размышлений выбрал Александр белорусов и укатил с ними на полгода в Подмосковье, Могилев, Борисов и, конечно, Бобруйск. Деньги получал неплохие, сопоставимые с северодвинскими, но что-то было не то. Не хватало друзей, родного дома, в конце-концов того же "брода" # проспекта Ленина, и он вернулся.
# Пришел сразу в "Волну" и стал петь с бывшими "Родниками": Володей Карчевским, Валерой Ночвиным, Витей Заборским и Юрой Кузнецовым. Мне всегда хотелось, чтобы у нас был свой слушатель, стабильный репертуар, хотя бы на 2 года. Когда отменили цензуру, наступил какой-то ужас. Нет, я против политической цензуры, но двумя руками за текстовую. Тот же Лещенко всегда не нравился как вокалист, но уж текстовой порнухи он не допускал никогда. Про своих ребят, про себя могу сказать одно: мы нашли своего зрителя и заняли свою нишу. Так что 23 года в "Волне" не прошли даром. Сейчас все чаще задумываюсь над тем, что когда-то надо и заканчивать. Но, прежде чем уйду, мысленно скажу всем, с кем связала меня судьба: "Спасибо за все. Спасибо за то, что вы нашли меня, а я - вас. Дай Бог вам счастья!" И еще об одном. Никакого полноценного счастья у меня и в помине не было бы без моей Татьяны и детей - Вадима, Сергея и Полины. Жить с ними под одной крышей, любить и заботиться о них - это и есть настоящее мужское счастье.
Максим СВЕТЛОВ, Северодвинск
Фото автора