Но на этот раз всё прошло не гладко, причём для всех. Предварительные итоги парламентских выборов грозят Италии неуправляемостью. Левоцентристскому блоку, которому все пророчили победу, удалось лишь с минимальным преимуществом зафиксировать победу в нижней палате парламента. В сенате же ни у одного из участников гонки не набралось большинства. Таким образом, разворачивается худший из предвиденных политологами сценариев, при котором, по общему признанию, настоящим победителем оказался Беппе Грилло - комик, популист и блогер, итальянская реинкарнация Жириновского. Возглавляемое им популистское «Движение 5 звёзд» набрало 25, 5 процентов голосов, показав лучшие результаты среди участвующих в выборах партий. В очередной раз редкую политическую выживаемость продемонстрировал Берлускони, совсем чуть-чуть отставший от своего основного противника Пьера Луиджи Берсани, бывшего коммуниста, вовремя перекрасившегося в левоцентриста.
Нынешние парламентские выборы в Италии впервые за много лет проходили не по биполярной системе. Однако третьей силой на их проявился не центристский блок Марио Монти (как надеялись ставившие на обновление Италии европеизированные элиты), а уличное «Движение 5 звезд», выступающее под лозунгом «Долой всех!». Типичная анархия дала свои плоды. Набрав 25,5 процентов в палате депутатов и получив 57 мест в сенате, оно заявило о себе как о новой политической силе, с которой будущему парламенту придется считаться. По консолидированному мнению итальянских журналистов, именно Беппе Грилло является истинным победителем нынешних выборов. Так и хочется перекреститься...
Однако это только одна из составляющих наихудшего из возможных сценариев, предсказанных политологами, по которому развернулись нынешние выборы. Формальная и при том минимальная победа (Берлускони уже признал своё поражение, но с ехидцей в голосе) одержал на них левоцентристский блок, набравший большинство голосов в палате депутатов, (29,6 процент против 29,1 процентов у правоцентристов) и в сенате (31,6 процента против 30,7 процентов у правого центра ). Потому что согласно тому, как построен избирательный закон, крайне неудачный, по всеобщему признанию, но остающийся неизменным с 2005-го года, в сенате у левого центра, как впрочем, и у правого, большинства, для которого надо иметь более 158-и мест, нет. У блока Пьера Луиджи Берсани в сенате набирается 119 место, тогда как правому центру, возглавляемому Сильвио Берлускони, отходит 110 кресел. 57 мест получает «Движение 5 звезд», отличный задел для торговли с фаворитами, хоть аукцион устраивай. При этом 17-и кресел, которые отходят Марио Монти, недостаточно, чтобы правый или левый центр в группировке с ним мог получить необходимое большинство в сенате. Теоретически выходом из этой ситуации может быть формирование так называемого «широчайшего парламентского большинства», где на одном полюсе будет Беппе Грилло, а на другом - Сильвио Берлускони, с которыми, как и с Марио Монти, придётся уживаться Пьеру Луиджи Берсани. Но это в теории, никто не даёт такому большинству больше года жизни, слишком хрупки и ненадёжны точки соприкосновения членов подобной коалиции. В то же время, наблюдателям повторные выборы в разгар кризиса тоже не представляются приемлемым выходом. Заявление одного из лидеров Партии демократов Энрико Летты о том, что левый центр как победитель в палате депутатов возьмёт на себя ответственность по разрешению сложившейся ситуации, мало кого успокоили.
Результаты голосования показывают, что Сильвио Берлускони рано списывать со счетов, как уже многие пытались и не один раз. К всеобщему удивлению, он отстал от своего главного противника Берсани меньше, чем на один процент, как в палате депутатов, так и в сенате. При этом его блок одержал победу в важнейших для результатов выборов четырех областях - Ломбардии, Кампании и Сицилии. Показательно, что Берлускони обошел Берсани в его родном городе Бетоле, а также одержал победу в области Апулия, губернатором которой является Никки Вендола, чья партия «За экологию и свободу» находится на левом крыле левоцентистского блока. Это ещё раз подтверждает правоту политологов, называющих эти выборы протестными. Ну, а что следует за такими, хорошо известно жителям Архангельской области по губернаторству Николая Киселёва - безвременье и застой во всех сферах.
Впрочем, и предыдущее правительство Монти с самого начала считалось техническим. На время, пока шалунишка Сильвио не отмоется от обвинений в коррупции и адюльтерах. На это много времени не надо - экспансивная и откровенная Италия живёт по другим нравственным законам, чем ханжеская Америка.
Потому теперь всё внимание на Сильвио. У Берлускони свой взгляд на экономическую политику страны. Так, накануне выборов жители Италии получили от его имени письма с обещанием вернуть налог на недвижимость, выплаченный гражданами страны в прошлом году. В общей сложности эта сумма составляет 40 млрд. евро, и Берлускони не уточнил, где он намерен ее взять. Но ему верят. Потому что богатый и не щепетилен в способах добыче денег. Таков итальянский менталитет.
Берлускони является классическим примером политика, который ставит своей главной целью найти ключи к сердцам избирателей в данный конкретный момент. Как правило, у него это хорошо получается. Он может делать заявления, которые не вполне подтверждаются реальными возможностями Италии как государства. Даже в случае, если политическая партия Берлускони придёт к власти и на этот раз, обещания будет выполнить сложно.
Помимо такого стремления угодить избирателям в ситуации экономического кризиса, которая сложилась сегодня в Италии, Берлускони является харизматичным политиком. В свои 75 лет он выглядит моложе, ведёт активную жизнь, с успехом отбивается от разного рода упреков и обвинений, включая даже следствие по ряду уголовных дел, ну и обладает какой-то особой волей к победе, готовностью ради неё пойти очень многое. Всё это стоит за его политическим долголетием и способностью возрождаться, как птица-феникс, буквально из пепла. К тому же он является самым ярким и раскрученным примером для итальянской молодёжи из серии «каждый способен добиться успеха и разбогатеть». Ну и как за такого не проголосовать?
А ещё Сильвио является адептом лёгкой и беззаботной жизни. Именно это в нём больше всего и пугает Евросоюз. За более чем полтора десятка лет, что Берлускони присутствует на верхних этажах политики, Италия, в отличие от других стран Европы, не испытала сколько либо значимого экономического роста. Зато позволяла себе многое. Вот и сейчас Берлускони говорит о том, что не надо экономить, надо жить хорошо, как жили. За счёт чего? За счёт остальных членов еврозоны. Думаете, это им нравится?
Возможно, что главной темой новой каденции итальянского парламента под влиянием Берлускони станет возврат к национальной валюте, которая позволила бы Италии продолжать политику инфляционного роста, практиковавшуюся на протяжении десятилетий до введения евро. Но это не более чем популизм, поскольку выход Италии из еврозоны, скорее всего, положит конец всей еврозоне. Значит, этому будут противостоять. Как? Кормить Италию...
Кстати, сам Берлускони при любом раскладе не собирается возвращаться в премьерское кресло, претендуя, «разве что», на пост министра экономики. Но итальянская партийность характерна именно партиями «вождистского» типа. Что и доказал успех длинноволосого шута Беппе Грилло.
Чем привлекло избирателей его «Движение»? Отрицанием всех и вся, лозунгом «Давай, дор свидания!». Более 25 % населения Италии продемонстрировали, что не верят никому, что политики надоели хуже горькой редьки. Однако речь идёт об обычных политиках, характерных для цивилизованной Европы. А если к власти придёт какой-нибудь фашист, чему у страны есть печальный опыт?
Вот, что страшно...
Леонид Черток