- Все проходящее, политика вечна, на нее деньги всегда найдутся. Только бы большевики не вернулись, - резюмировал он.
А я…. Я сделал интеллигентно-брезгливое лицо и, аристократически оттопырив мизинцы, пошел заниматься очередной ерундой. Правда, скоро пожалел. А именно летом 96-го. В ту страду московские телевизионщики, попавшие в ельцинско-зюгановские синекуры, пересаживались с «Таврий» на «Ягуары» и прополаскивали горло текилой. Но все хлебные места были уже заняты. Прорваться к кормушке удалось только осенью 99-го, но это было уже не то. Нет, на парламентских выборах деньги кое-какие водились, а вот драйва уже не было. Особенно разочаровали президентские. Удивительно, но команда малоизвестного кандидата В. Путина сработал практически на голом энтузиазме. Да и остальные кандидаты особо не тратились, 2-3-5 миллионов $, не более. Грустный начальник предвыборного штаба будущего президента в Красноярске показывал мне недостроенный особняк. В глазах читался вопрос без ответа: и как теперь жить?..
Сегодня еще есть слабая надежда на региональные выборы. Например, последние архангельские довыборы в облсобрание и горсовет еще как повеселили. На федеральные надежды никакой, результат предсказуем. Остается завидовать итальянцам…
Предвыборные баталии Берлускони-Проди претендуют на шоу года. Было впечатление, что в прямом эфире сошлись два Жириновских, разве что не плевались и не обливались соком. И если поведение богатого премьера объяснимо, он по-другому себя и не вел никогда, то неожиданный эпатаж со стороны экс-премьера Европейского парламента несколько шокировал. Казалось, ему логичней было играть на диссонансе. Они действительно разные, хотя оба экономисты по образованию и имеют опыт работы в масс-медиа. Но, по сути: дон Сильвио – яркий образец хозяина-олигарха. Начав со строительства (ну нет нефти в Италии!), он самые большие деньги сделал на телесети и издательской деятельности. Плюс прикупил футбольный «Милан», который, если и не приносит денег, то народную любовь и уважение – обязательно. Наверное, именно тогда появилась мысль идти в политику, с такими дивидендами грех чего-нибудь не замутить. Чей портрет перед нами? Да это же Гусинский с Абрамовичем в одном флаконе!
Дон Романо напротив, образ вечного пахаря. Его опыт удобно преподавать в средней школе. Как мальчик из многодетной семьи хорошо учился, стал профессором и, назло всем богатеям, прославил Италию. Вылитый топ-менеджер левого толка. У меня почему-то ассоциируется с Сергеем Глазьевым, но последнему образования не хватает.
Оба претендента уже были премьерами. Проди в конце девяностых оконфузился, при его социальной политике в стране разразился экономический кризис, зато он сделал все, чтобы Италия стала членом ЕС. Но и при Берлускони многим солоно пришлось, его методы либерализации экономики больно ударили по среднему классу. У обоих примерно равный набор достоинств и недостатков. В чем же дело?
Дело в самой Италии. Как Арбат и Невский – еще не вся Россия, так и Колизей с каналами Венеции – еще не вся Roma. Я пробыл там неделю в начале 90-х, и как всегда с камерой на плече. Все время не покидало ощущение, что здесь я уже был. Сначала грешил на наследственные итальянские корни из XIV века, но, попав в типичный провинциальный городок, понял – ба, да я в Азербайджане 80-х! Кривые улочки, малосъедобные запахи, мусор, крики, размахивание руками, черные волосы, обвес на овощном рынке, уличное воровство, наплевательство на светофоры, грязное море….. Разве что живут лучше. Но это, если не сравнивать с другой Европой. Италия ХХ века – небогатая страна, недаром мощный поток ее эмигрантов быстро захлестнул берега Гудзона. Посмотрите «Крестного отца», там все об этом есть. «Коза ностра» - тоже итальянский подарок США, мафия и сегодня играет важную роль в политической жизни Апеннин. Как и в России, но у нас братва все-таки предпочитает держаться в тени. А у них «доны Карлеоне» на виду, им всенародное почтение. Традиция, их влияние на умы больше декоративное.
От сирости и увлечение идеями социализма. Я очень удивился, когда еще школьником узнал, что итальянская компартия в процентном отношении многочисленней даже КПСС. Это при том, что у нас партбилет в кармане был проездным в кучерявую жизнь, а у них – сплошной геморрой. Потом посмотрел «Дорогу» и «Ночи Кабирии» Феллини и понял, им до своего 17-го года рукой подать, с англичанами и французами сравнивать нечего. Но именно итальянские коммунисты не дали Брежневу реабилитировать Сталина, пригрозив моментальным закрытием партии. За что им мое искреннее спасибо! Их сердца грела лишь абстрактная идея всеобщего равенства, но при полных прилавках, «Фиатах» в свободной продаже, дешевой проституции и прочих Сан-Ремо…
Что принесет рядовому итальянцу такая смена власти? Ничего! Как немцу, датчанину, или французу. Страна полноправный член ЕС, за благополучие ее граждан несет ответственность не только премьер, но и вся Европа. Конечно, жизнь после введения евро стала дороже, когда-то Италия напоминала огромную европейскую барахолку. Что ж, ширпотребом займется Китай, на ее же долю останется доступное прет-а-порте. За ближайшие пять лет народ наиграется в левые идеи и вернется к правым ценностям, еще ни разу в истории страны премьер не переизбирался на второй срок. Берлускони вполне может отсидеться в президентском кресле. Вы слышали когда-нибудь о Карло Чампи? А ведь это 85-летний президент Италии, которого выбирает парламентское большинство. Романо с Сильвио могут договориться, чтобы последний не возникал с пересчетом голосов. О нем вы еще услышите, не такой он человек. И скоро снова в бой! Шоу продолжается…
P.S. В России результаты и парламентских, и президентских выборов вполне предсказуемы. А мне волнительно. К чему бы это?
Леонид Черток