Деловая пресса обрела нового лидера
Вчера представители ведущего делового журнала «Эксперт» объявили о том, что сделка по выкупу работниками журнала 41,5% его акций у медиахолдинга «Проф-Медиа» завершена. После этого события, по мнению генерального директора «Эксперта» Александра ПРИВАЛОВА, журнал станет совершенно уникальным явлением на российском рынке печатных СМИ – столь «чистой» структуры собственности не имеет больше ни одно крупное деловое издание. Теперь, убеждены представители «Эксперта», наконец-то сбудется их главная мечта, и все без исключения жители страны станут правильно отвечать на вопрос о том, какой журнал является ведущим деловым изданием в России. Впрочем, отмечает г-н Привалов, после того как журнал избавился от финансовой опеки «Интерроса» («дочкой» которого и является «Проф-Медиа»), коллектив собирается активно развивать неиздательскую составляющую бизнеса, используя в качестве «зонтичного» бренда раскрученную марку «Эксперта». Именно такой бизнес, по прогнозам журнала, должен стать финансовым локомотивом издательской группы в ближайшие годы.
Историю создания журнала «Эксперт» можно назвать почти что романтичной. Как рассказывает сам Александр Привалов, в 1995 г. у творческого коллектива нынешнего «Эксперта» начались серьезные разногласия с журналом «Коммерсантъ», где тогда трудились журналисты и редакторы. «Мы фактически вышли на улицу без единого рубля», – вспоминает А. Привалов. После чего оставшиеся безработными журналисты обратились за спонсорской поддержкой к Владимиру ПОТАНИНУ, который, как это ни удивительно, дал им денег – буквально лишь «под гонор и имена». С тех пор журнал «Эксперт» входил в структуру «дочернего» медиахолдинга «Интерроса» – «Проф-Медиа». На данный момент «Проф-Медиа» – один из крупнейших холдингов в стране; он владеет, в частности, пакетами акций в газетах «Известия», «Комсомольская правда», «Советский спорт», в «Экспресс-газете», радиостанциях «Авторадио», «Энергия», «Диско», а также в компании «Сегодня-Пресс» (распространение периодики) и сети кинотеатров «Синема Парк». Сами представители «Эксперта» признают, что секрет их успеха – явление синтетическое. «Нам очень повезло, – отмечает г-н Привалов. – Мы собрались в удачной группе, нашли удачного партнера, попали в точку ожидания удачной аудитории. Наша аудитория во многом специфична и очень устойчива, именно в этом наш бонус». «Действительно, – добавляет генеральный директор «Проф-Медиа» Рафаэль АКОПОВ, – журнал все эти годы жил на свои деньги и исправно платил дивиденды».
Более того, как сообщили журналистам г-н Акопов и г-н Привалов, практически никаких принципиальных разногласий в ходе более чем девятилетней совместной работы между акционерами и коллективом не возникало. Причиной же, побудившей сотрудников «Эксперта» все-таки выкупить у столь понятливых хозяев свой пакет, г-н Акопов и г-н Привалов назвали «разногласия относительно дальнейшей стратегии развития журнала». Дело в том, говорит Рафаэль Акопов, что холдинг берет курс на избавление от тех активов, где не имеет контрольного пакета акций. В «Эксперте», по его словам, ситуация была именно такой, в результате представители холдинга фактически не могли влиять на редакционную политику журнала. Вместе с тем г-н Акопов честно признался, что иметь в своем портфеле такое издание, как «Эксперт», не отказался бы, поэтому предложил сотрудникам журнала либо самим выкупить свои акции у него, либо продать их ему. В результате руководство «Эксперта» взяло кредит и выкупило акции журнала у холдинга. Вырученные деньги «Проф-Медиа» собирается потратить на покупку чего-нибудь «развлекательного, чтобы не было так скучно», хотя г-н Акопов не исключает, что эти средства пойдут и на приобретение не связанного с издательской деятельностью бизнеса.
Дальнейшие планы журнала (который все больше считает себя не просто отдельным изданием, а информационной группой) более чем амбициозны. «В той нише, в которой работает «Эксперт», у нас конкурентов нет никаких, хотя это и не хорошо», – уверен г н Привалов. Впрочем, признает он, на рекламном рынке (а именно доходы от рекламы и составляют основную статью доходов журнала) конкуренция очень даже большая. И хотя гендиректор «Эксперта» не перечислил своих главных соперников поименно, аналитики сходятся во мнении, что, скорее всего, к ним можно отнести журналы «Профиль» и «Карьера» (ИД Родионова), русскую версию журнала Forbes, журналы «Деньги» и «Власть» (ИД «Коммерсантъ»), а также пока еще относительно молодой журнал «Секрет фирмы». Впрочем, как признают сами представители «Эксперта», вряд ли доходы непосредственно от издательской деятельности (которые сейчас составляют примерно две трети всей выручки группы) будут существенно расти в ближайшие годы. Как поясняют издатели, все дело в законодательных ограничениях количества рекламных площадей в журнале – по утвержденным Думой правилам площадь, отводимая под рекламу, не должна превышать 40% всей емкости издательского продукта. «Сейчас в каждом номере мы уже и так «выбираем» этот предел, так как общий объем журнала фиксирован, и ожидать существенного роста за счет рекламы не приходится», – считает г-н Привалов. По оценкам компании Ernst and Young, в ноябре 2002 г. оборот всей группы оценивался в 17-19 млн долл., а стоимость бизнеса – в 25-27 млн долл. Точные оценки на текущий период Александр Привалов дать отказался, отметив, однако, что за эти два года «Эксперт» «не потерял в стоимости».
Кроме того, «Эксперт» собирается расширить сеть своих региональных изданий, которых у него на данный момент пять. Так, 29 ноября выйдет в свет украинская версия «Эксперта», тиражом не менее 5–10 тыс. экземпляров. После этого события, по мнению Александра Привалова, журнал выйдет в абсолютные лидеры по тиражу (общий тираж «Эксперта» перевалит за 100 тыс. экз.) в стране, и тогда российские граждане перестанут путаться, отвечая на вопрос, какой журнал является ведущим деловым изданием России (сейчас высокое звание главного делового издания страны удерживает журнал «Деньги», имеющий более широкую аудиторию). Кроме того, планируется, что в скором времени выйдут еще два приложения – «Эксперт-Волга» и «Эксперт-Юг». Впрочем, столь грандиозные планы могут затруднить для журнала долгосрочное сохранение полной независимости. По словам Александра Привалова, в перспективе, скорее всего, придется привлекать сторонних инвесторов. «Пока мы не исключаем ни одного из вариантов – будь то финансовый инвестор, стратегический инвестор или выпуск IPO», – говорит он.
Источник: http://www.rbcdaily.ru/index2.shtml