Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Сергей ЛЯЛЮШКИН: «Я вырос в лесу…»

- Сергей Григорьевич, Вы в агентстве совсем недавно, с августа, в нескольких словах, с чем столкнулись, какие вопросы будите решать в ближайшее время? - Раньше я работал в системе лесозаготовки, получил соответствующее образование и всю жизнь проработал в леспромхозах. Но поскольку лесозаготовитель и лесник это профессии тесно связанные друг с другом, мне сейчас не приходится открывать для себя что-то новое. Многие процессы знаю и вижу, вот только сейчас на то, что раньше, в бытность руководителем лесозаготовительного предприятия, мне не нравилось, здесь пришлось посмотреть другими глазами. Этот процесс – становления структуры лесного хозяйства – скоро закончится. Впереди у нас еще некоторые реорганизационные мероприятия – предстоит принять в нашу сферу сельхозлеса. Надвигается срок реформирования управления лесами на низшем уровне - лесхозов. Лесхозы как таковые, действующие сейчас на территории Архангельской области, еще год должны существовать, но, тем не менее, в 2005 году произойдут изменения. В частности, у нас в области присутствуют по несколько лесхозов в районе. Поставленная задача такова, что должно быть не более одного лесхоза. Поэтому в ближайшее время начнется слияние, будут изменения в штатах, изменения в работе с людьми. Я думаю, что мы найдем разумные пути решения. - Вы сказали, что сейчас переходный период, но именно в этот период начала работать комиссия по контролю по вопросам использования участков лесного фонда. Насколько эффективно работает эта комиссия, и какие результаты принесла ее деятельность? - Комиссия создана по инициативе администрации Архангельской области, и это право руководства субъекта федерации. В состав комиссии включены работники лесного хозяйства, администрации, привлечены юристы, налоговики и ряд других специалистов. Вообще же эта комиссия создана в меру острой необходимости. Чего греха таить, у нас далеко не все лесозаготовители и арендаторы добросовестно ведут расчеты за полученную древесину. Вот эта комиссия как раз и создана, чтобы объективно оценить ситуацию. В ходе своей работы комиссия рассматривает так называемые дела недобросовестных арендаторов и в экстренном порядке принимает решения рекомендательного характера - либо расторгать договора, либо составлять график погашения задолженности за пользование лесом. В большинстве случаев от встреч с арендаторами и заготовителями результат положителен. - Сергей Григорьевич, в большинстве резолюций комиссии присутствует такая формулировка - «слабо осваивается расчетная лесосека»… - Как правило, одна из причин вызова арендаторов на эту комиссию – неудовлетворительное состояние расчетной лесосеки. - В чем проблема неосвоения расчетной лесосеки? Дерево простояло лет двадцать, оно еще может простоять пару лет… - Вы исходите из того, что лес - не хлеб - не зачерствеет, если на год дольше простоит. А кушать хочется сегодня. Лес, те объемы лесопользования, которые имеются в области, должны использоваться, через это поступают деньги во все уровни бюджета. Наполнение бюджета Архангельской области зависит и от работы лесопромышленного комплекса. Каждому арендатору заложен объем, который он должен заготовить, чтобы восстанавливаемость лесосеки была адекватной. С 80-х годов прошлого века шла варварская вырубка леса, не учитывались ни объем прироста, ни зоны освоения. Заготовка леса шла, да и сейчас идет вдоль трасс и с минимальным вложением в строительство дорог, дороги практически не строятся. Поэтому львиная доля - 80-90 процентов заготовок - происходит в зимний период в надежде на мороз, который создает определенные условия для вывозки древесины. - Руководители региональных предприятий, перерабатывающих лес, настаивают на том, что государство должно увеличить финансирование дорожного строительства в лесу за счёт части средств, получаемых лесхозами за отпускаемую на корню древесину, поступлений от вывозных таможенных пошлин на лесобумажную продукцию, средств транспортного налога и т.д. Насколько Вы согласны с подобным утверждением? - Государство должно участвовать в строительстве дорог, в том числе и с прямой задачей - освоение целевых ресурсов. Если государство заинтересовано в этом, оно обязано подготовить инфраструктуру. Сегодня на федеральном уровне прорабатываются вопросы по улучшению использования расчетных лесосек, с этой целью надо подвести магистральные дороги к тем участкам лесных массивов, в которых не развита дорожная сеть. У нас это Лешукония – запасы большие, но освоение идет очень слабо. Плохо осваивается междуречье Пинеги и Северной Двины. Этот вопрос сейчас ставится таким образом: территориальное агентство должно предоставить определенные расчеты, предложения в том плане, что необходимо сделать и сколько средств потребуется на строительство дорог, чтобы увеличить освоение лесосеки в Архангельской области на 2-3 млн. кубических метров. Сейчас из 22 млн. кбм расчетной лесосеки в регионе осваивается едва половина. Такой ресурс надо использовать, тем более, что ресурс этот возобновляем. Вследствие того, что мы основательно не заготавливаем и не заходим в большие лесные массивы, лес начинает от перестоя слабнуть и вываливаться, появляются всякие насекомые. Начальное звено ЛПК, таким образом, не вырабатывает свой потенциал. Работая по существу 5-7 месяцев в году, леспромхозы переживают тяжелейшие времена. Государство не инвестирует в низшее звено промышленности. Все инвестиции поступают заготовителям только от собственников, так называемых вертикально-интегрированных групп, в которые они входят. Из-за постоянной нехватки собственных средств и их задержки, финансовое состояние лесозаготовительной отрасли не лучшее и, следовательно, уровень заработных плат один из самых низких. Ну а поскольку есть проблемы у заготовителей, нам, лесному хозяйству, от этого лучше тоже не будет - Вертикально интегрированные группы используют схемы «заготовитель-переработчик». Вот эта интеграция насколько эффективно работает в области. Есть факты сознательного банкротства ряда леспромхозов, часть заготовительных предприятий просто содержат как сырьевые придатки. Ваше отношение к этому. - В существовании дочерних структур в лесозаготовке есть много положительного, но она остается до сих пор нищей. Хотя низшая ступень должна быть самой устойчивой, потому что по ней все вступают и от нее все живут. К сожалению, лесозаготовка, как изгой в этих вертикально интегрированных структурах. Человек, живущий в лесу, воспринимается на всех уровня не совсем нормальным, а, соответственно, и такое и отношение к нему. Хотя забывают, что этот - не совсем нормальный человек - всех нас кормит, поит, обувает. Вторая проблема – отработанные схемы умышленного банкротства леспромхозов. Доводят леспромхозы до огромных долгов. Затем вымывают из них все потребное – основные производственные фонды, и подводят под банкротство. На оставшейся базе создают другую структуру, а старые долги списываются. Конечно комиссия, администрация области относятся к этому принципиально и жестко ставят вопрос, что там, где прослеживается схема банкротства, уход от выплат задолженностей, ставится условие, что новый участок лесофонда предоставляется только после погашения старых долгов. - Агентство продолжит такую практику? - Конечно. - Изменений не будет? - Нет, нет! Лесозаготовитель – это мое родное. Я в лесу вырос. На собственной шкуре все это испытал. Когда из директора делают посредника, который должен воспринимать всю боль, все негодование своих рабочих и рапортовать хозяевам, которые никогда не приемлют переживания директора. А если надоедает, то с ним просто расстаются. - По итогам года, исходя из отчетов региональных лесопромышленных групп, у них выросли объемы лесозаготовки. Это соответствует реальности? И если да, то пользу лесному хозяйству это приносит? - Да, объемы растут, но, к сожалению, рост происходит только за счет улучшения технологической базы. Отрицательная сторона этого - сокращение рабочих мест. Люди остаются без дела. Им как-то тоже надо жить, и они встают на путь неправомерный – воруют тот же лес. Я не хочу сказать, что воровства много и оно везде, но такие факты присутствуют в регионе. - Вопрос не совсем к Вам, но все же. Переработчики потенциально смогут в ближайшие годы увеличить потребление лесосырья? Лесозатовка увеличивается, а его переработка возрастет, или лес кругляком будут увозить за пределы региона? - Перерабатывающих мощностей в области достаточно. Проблема в том, что перерабатывающие мощности в настоящее время устарели материально и морально. Но, тем не менее, повторюсь, перерабатывающих мощностей предостаточно, тем более, что они развиваются. Если в ближайшее время будет пересмотрена политика лесопользования, а я уверен, что в течение ближайшего года это произойдет, если мы сумеем создать наилучшую привлекательность в отраслях, то произойдет рост инвестиций, рост производственных мощностей. Сегодня идет приближение перерабатывающей мощности к пеньку, к месту лесозаготовки. Идет рассредоточение по области мощностей. За этим наше преимущество. - С 1 января как изменится работа комиссии по контролю за использование выделенного лесного фонда. В какую сторону? - Администрации области вправе продолжить работу этой комиссии. Единственное, что изменится, с января комиссия по распределению лесов, по выставлению на конкурс и определению арендаторов будет формироваться на базе территориального агентства. Комиссия продолжит свою работу, поменяется несколько ее состав и состав председательствующий. Если сейчас председатель комиссии, созданной субъектом федерации, это представитель администрации области, то с 1 января комиссию возглавит представитель агентства. То есть лесными богатствами будет руководить федеральная структура, а не региональная, как было ранее. ДОСЬЕ: Сергей Григорьевич Лялюшкин родился 28 августа 1949 года. В 1975-м закончил Архангельский лесотехникум, в 1982 – АЛТИ по специальности технология лесозаготовок, сухопутный транспорт леса. С 1966 по 1971 гг. работал учетчиком и водителем в леспромхозе «Фоминский» (Вилегодский район Архангельской области). С 1975 по 1982 трудился старшим мастером лесопункта в Коношском районе, с 1982 по 1984 был заместителем директора Шалакушского леспромхоза (Няндомский район), затем – с 1984 по 1990 – директором. В 1990-1991 годах работал председателем исполкома Няндомского районного Совета депутатов, с 1991 по 1996 занимал должность главы администрации Няндомского района. Затем, с 1996 по 1997 год, Лялюшкин работал начальником государственной налоговой инспекции по Няндомскому району, с 1997 по 2000 – генеральным директором АО «Няндомалес». С этой должности он ушел на пост генерального директора областного ГУП «Архангельсклеспром». В августе 2004 года назначен руководителем территориального Агентства лесного хозяйства по Архангельской области и НАО. Антон ПОПОВ Фото автора

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (190)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20