Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Итоги года: выжившие в машиностроении

Уходящий 2004 г. окончательно расставил точки над i, отделив успешные сектора отечественного машиностроения от тех, которые не смогли выжить в первые 15 лет рыночной экономики. Проведенный RBC daily анализ показал, что «повезло» тем машиностроительным предприятиям, деятельность которых была сопряжена либо с обслуживанием инфраструктурных отраслей экономики – электроэнергетики и отчасти транспорта, либо с исполнением экспортных контрактов – преимущественно предприятия военно-промышленного комплекса. Однако расслабляться машиностроителям не стоит – высокие цены на металл и укрепление рубля грозят поставить перед ними крупные проблемы: усиление конкуренции с импортом машиностроительной продукции и снижением поступлений экспортной выручки при значительном росте рублевых издержек. Российское машиностроение – вторая отрасль отечественной промышленности после нефтянки. За 10 месяцев 2004 г. объем производства в ней вырос на 12% – до 1729,3 млрд руб. По прогнозу МЭРТ, по итогам года машиностроение вырастет на 11,7%, что будет первым результатом по промышленности. Между тем темпы роста в текущем году в отрасли упали почти в четыре раза: с 22,5% в январе (по отношению к январю 2003 г.) до 5,3% в октябре (к октябрю 2003 г.), хотя в годовом исчислении превысят уровень 2003 г. По данным Госкомстата, наибольший рост в машиностроении наблюдается в металлургическом (рост на 20,2% за 10 месяцев) и железнодорожном (20,6%) машиностроении, а также в производстве средств связи (91,1%). Наиболее кризисная ситуация в приборостроении (рост на 7,3%), станкостроении (снижение на 3%) и производстве бытовых приборов. Наиболее «удачными» подотраслями машиностроения в России последнего десятилетия были энергетическая и транспортная, а также авиакосмическая промышленность военного назначения и производство нефтегазового оборудования (НГО). Именно в этих секторах появились первые крупные машиностроительные компании, которые начали процесс структурирования многопрофильного машиностроительного комплекса страны. Отраслевые аналитики называют разные причины появления «бодрячков» и аутсайдеров в различных секторах. «Живучесть отечественного авиапрома во многом обусловлена его приоритетностью во времена Советского Союза и современной России, – заявил RBC daily Геннадий СУХАНОВ, аналитик группы «ЦентрИнвест». – Большой задел в ВПК до сих пор помогает «Иркуту», вертолетным заводам, АХК «Сухой», УМПО, НПО «Сатурн» и ММПП «Салют» успешно продавать свою продукцию нашим азиатским друзьям». По словам Елены САХНОВОЙ из ОФГ, энергетическое машиностроение спас экспорт, тогда как на возрождении железнодорожного сектора позитивно сказалась реформа РЖД и назревшая необходимость в замене парка. «К сожалению, предприятиям транспортного машиностроения пока нечем похвастаться в плане инноваций», – сетует Геннадий Суханов. Алексей ПЛЕЩЕВ, заместитель генерального директора «Энергомашкорпорации» считает, что в машиностроении сохранились только те сектора, без которых Россия не сможет существовать. «Где приборостроение, точное машиностроение, производство бытовых приборов и средств автоматизации, элементной базы? – задает риторический вопрос RBC daily г-н Плещев. – Осталось только то, что поддерживает инфраструктуру: энергетику, транспорт, связь – без чего уже нельзя. И, видимо, пока страна существует, останется». По словам аналитиков, относительное благополучие производителей НГО имеет в основе благоприятную ценовую конъюнктуру на нефть и газ в последние годы. «Пик спроса пришелся на 1999-2001 гг., сейчас наблюдается стагнация», – отмечает г-н Суханов. В компаниях-производителях этого не отрицают. «Либерализация нефтяной отрасли способствовала росту эффективности и, следовательно, появлению необходимых финансовых ресурсов на инвестиционные программы», – заявил RBC daily Валерий ИНЮШИН, начальник аналитического управления группы компаний «Морские и нефтегазовые проекты» (МНП). Впрочем, в отличие от других «бодрячков» российского машиностроения в секторе производителей НГО не наблюдается какой-либо значимой консолидации, что, по словам Елены Сахновой, является одной из причин того, почему российские производители отступают перед иностранными на внутреннем рынке. «Структурирование в отрасли ограничивается «стимулированием» нефтедобывающими регионами собственных производств в данной сфере, поэтому процессы консолидации в сфере НГО происходят с относительным опозданием, – отмечает г-н Инюшин. – Россия во многом повторяет историю, которую прошли западные страны. В отличие от нефтяного сектора реальная консолидация производителей НГО началась там позднее, однако сейчас она приобрела существенный масштаб – объединение National Oilwell и Varco осенью 2004 г. привело к созданию компании, которая контролирует порядка 70% рынка бурового оборудования развитых стран (за исключением Китая)». Но умение выжить в тяжелых условиях переходной экономики еще не означает, что компаниям удастся остаться в живых в условиях экономического роста. Уходящий год наглядно показал две основные проблемы, которые встанут или уже встали перед предприятиями российского машиностроения в ближайшее время: укрепление рубля и рост цен на металлы. Отраслевые аналитики единодушны в том, что оба фактора крайне негативны для отрасли. «В первую очередь пострадают те отрасли, которые неконкурентоспособны и искусственно поддерживаются государством с помощью импортных пошлин (гражданское авиастроение, автомобилестроение)», – считает Геннадий Суханов. По словам Елены Сахновой, пострадают и экспортеры машиностроительного оборудования, поскольку долларовая цена их продукции существенно увеличится от того, что издержки предприятий номинированы в рублях. «Противопоставить этому машиностроители могут сокращение собственных издержек, и как следствие, либо ограничение роста цен, либо серьезные инвестиции в новые технологически продвинутые продукты, – полагает аналитик ОФГ. – Предприятиям необходимо активней предоставлять сервисные услуги, что принесет увеличение выручки, предоставлять комплексные решения (начиная от разработки продукта для конкретного потребителя и заканчивая его обслуживанием), а также стремиться к улучшению качества продукта и услуг». Сами производители к укреплению рубля относятся более спокойно – их больше беспокоит рост цен на металлы. «Нас полностью устраивает укрепление рубля: выручка корпорации в рублях, мы строим в России и для России, но при этом используем вспомогательное оборудование зарубежного производства. Наша продукция – электроэнергия и тепло, а их в Россию вряд ли начнут импортировать в ближайшие годы, – говорит Алексей Плещев из «Энергомашкорпорации». – Основной удар по машиностроению нанес рост цен на материалы (металлы) в феврале – мае 2004 г., по некоторым позициям он составил 100%». В МНП признают, что укрепление рубля негативно отразится на предприятиях машиностроения, которые ориентированы на внутренний спрос, но надеются перебороть его качеством своей продукции. «Российские нефтяники приобретают наше оборудование, в том числе в силу устоявшихся технологий, что также связано с конкретными геологическими и климатическими условиями, для которых мы пока предлагаем лучшие решения», – считает Валерий Инюшин. Свое будущее машиностроители связывают с активностью тех секторов, на которые они ориентированы. «Для МНП актуальной задачей является стимулирование прироста запасов углеводородного сырья нефтяными компаниями, что может повлечь увеличение спроса на буровое оборудование отечественных производителей, – делится пожеланиями г-н Инюшин. Ему вторит и Алексей Плещев из «Энергомашкорпорации». «Самое страшное для энергетического машиностроения это то, что нет новых строящихся станций. Ремонтов – сколько угодно, но новых объектов нет, что очень плохо, – сетует заместитель генерального директора. – Не могут такие монстры, как ЛМЗ, «Электросила», «Красный котельщик», «ЗиО-Подольск» выжить только на запчастях. Новые заказы – только на экспорт. Кроме того, в 2004 г. заканчиваются основные поставки для атомных станций в Китай, Индию, Иран. Новых контрактов пока нет, а «Росэнергоатом» молчит». Валерий Инюшин отмечает, что главный вопрос для производителей НГО заключается в том, смогут ли формирующиеся структуры государственного капитализма в топливно-энергетическом комплексе предъявить эффективный инвестиционный спрос, связанный с модернизацией страны или все опять уйдет известно куда... Алексей Плещев больше надежд связывает с частным капиталом. «Если закончится реорганизация РАО «ЕЭС России», то, возможно, появятся новые хозяева энергетики, которые могут заняться переоснащением производства. Все этого ждут. Если это будет – будет хорошо. Если и дальше станут тянуть с этой реорганизацией – все только усугубится», – полагает он. Источник: http://www.rbcdaily.ru/index4.shtml

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (302)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20