Генеральному директору ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» А.Васильеву предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.199.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента) и ч.1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).Члену совета директоров указанного ОАО- бывшему заместителю главы администрации Северодвинска по социальным вопросам К.Талашову, - в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст. 33, ч1 ст. 201 УК РФ (пособничество в злоупотреблении полномочиями).
По версии следствия, Васильев при пособничестве Талашова, содействовавшего совершению преступления советами и указаниями, с июля 2011 года по май 2012 года давал указания бухгалтерии не перечислять средства на погашение имеющейся задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в связи с чем задолженность предприятия перед Пенсионным фондом РФ составила более 35 миллионов рублей.
Также, будучи осведомленным о приостановлении ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске расходных операций по счетам предприятия, осознавая, что при поступлении денежных средств, за счёт них будет произведено взыскание недоимки по страховым взносам, генеральный директор давал указание бухгалтерии не направлять денежные средства на указанные счета с выставленными инкассовыми поручениями, а в обход их систематически открывал новые счета в различных кредитных учреждениях. Таким образом, он скрывал денежные средства организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Установлено, что ОАО «Северодвинское ПАТП» имело реальную возможность погасить в полном объеме имеющуюся задолженность, так как с расчетных счетов и из кассы предприятия за указанный период было израсходовано более 155 миллионов рублей на расчеты с поставщиками, что повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам государства.
Уголовное дело было возбуждено на основании материалов, представленных РУФСБ России по Архангельской области.
Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу.
Отметим, что ИА RUSNORD еще в июне 2012 года писало о том, что из открытых заявлений директора СПАТП Алексея Васильева было известно, что администрация города в лице заместителя мэра Константина Талашова сделала все, чтобы единственное в городе государственное автотранспортное предприятие благополучно «сдохло», и все маршруты и ремонтно-техническая база перешли «за виртуальные долги» предпринимателю Фоменко.
Цитируем: «...Схема распила предприятия была банальна и полностью скопирована с Архангельска в бытность мэром Александра Донского. СПАТП берет в лизинг 20 автобусов, последний платеж умышленно не платит, все автобусы, которые фактически уже были выкуплены, переходят обратно лизингодателю (предпринимателю Фоменко). И уже став владельцем на халяву двадцати автобусов, СПАТП берет у него эти же старые автобусы по не реальной цене в аренду. Цена вопроса для предприятия - 2,2 млн. в месяц. И еще столько же - в ремонт «хламобасов». Афера была провернута экс-директором Сергеем Неумывако.
Васильев рассказал ИА «RUSNORD», что летом 2011 года, когда Талашов приглашал его возглавить СПАТП, то ему ставилась задача вывести предприятие из кризиса. Но очень скоро он понял, что Талашов банально намерен был «сыграть его втемную». Все успехи, достигнутые антикризисным управляющим за год, - тупо были использованы в качестве давления на Фоменко. Уже через полгода предприниматель, почувствовал угрозу, что «дойная корова» может уплыть обратно в городскую собственность, пошел договариваться с Гмэром. После чего Талашов полностью поменял тактику.
С весны 2012 года Васильеву наоборот вменялось полностью способствовать выводу бизнеса в пользу Фоменко.
Любопытно, что двигатель «процесса» зам мэра Талашов, в середине мая спешно пишет заявление «по собственному» и в тот же день сбегает из города. Говорят, в направлении Вьетнама. Причина, как полагают северодвинские эксперты, знакомые с фигурантом, - реальная угроза «присесть посидеть». Источники в прокуратуре говорят, что на следующий день «правой руке» г-на Гмырина должны были избрать в качестве меры пресечения подписку о невыезде. Но - не успели. В «активе» Талашова - угроза заведенных уголовных дел, связанных с откатами на «кривом ремонте» ГКБ-2, заказом «на устранение» журналиста Андрея Масленникова и прочим коррупционным историям.
Напомним, что с предыдущего места работы - руководства департаментом здравоохранения Костромской области - Талашов сбежал так же стремительно. Отсидеться все в тот же Вьетнам. Тогда костромские следователи шили ему очень похожие дела - в частности, о «кривом ремонте» станции переливания крови...
Кстати, губернатор Слюняев, так же, как и мэр Гмырин, тогда вслед лишь посетовал на недобросовестность чиновника и отпустил его с миром...
Ниже мы приводим полный текст обращения А.Ю.Васильева, направленный им прокурору Архангельском области В.М.Бакуну:
«Я, А.Ю.Васильев, являюсь директором Открытого акционерного общества «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» (ОАО «СПАТП»). За период руководства предприятием я выявил обстоятельства незаконного обогащения ряда лиц за счет муниципального имущества (имущества ОАО «СПАТП», МУП Северодвинское ПАТП), указывающие на прямое или косвенное участие в нем: предпринимателя Фоменко К.С. (ключевая фигура), бывшего директора МУП Северодвинское ПАТП Неумывако С.Н., бывшего председателя совета директоров ОАО «СПАТП» Талашова К.Л. (он же - бывший заместитель Мэра Северодвинска), заместителя председателя совета директоров ОАО «СПАТП» Постникова А.А. (он же - действующий начальник правового отдела Администрации Северодвинска):
В середине 2000-х годов предприниматель Фоменко К.С. стал сотрудничать с МУП Северодвинское ПАТП, поставляя топливо. В этой связи познакомился с директором МУП Северодвинское ПАТП Неумывако С.Н.
25.04.2005 года Неумывако С.Н. заключил с ОАО «АГАТ-1», руководитель которого являлся знакомым Фоменко, 20 договоров лизинга автобусов на сумму в 53 928 480 рублей + сумма выкупных платежей 7 080 000 рублей со сроком исполнения 2 года, действуя вопреки интересам МУП Северодвинское ПАТП, заведомо зная о том, что по экономическим причинам условия договоров возглавляемому им предприятию исполнить будет невозможно, не получив на совершение сделок необходимого в таком случае согласия Администрации Северодвинска. Договоры лизинга исполнялись МУП Северодвинское ПАТП до определенного момента, затем их исполнение в части оплаты целенаправленно было прекращено, что повлекло за собой расторжение договоров в пользу лизингодателя, и убытки МУП Северодвинское ПАТП, а главное - у МУП Северодвинское ПАТП возникла задолженность перед Фоменко, который перекупил ее у лизингодателя. Выплатив почти полную стоимость автобусов лизингодателю, но не получив автобусы в собственность, МУП Северодвинское ПАТП начало арендовать их уже у Фоменко. Через последнего закупалось также топливо. Размер арендной платы и цены топлива при этом был установлен неоправданно высоким. Фоменко имел стабильный доход, которым (со слов самого Фоменко) он якобы делился с Неумывако, но предприятие при этом несло убытки и «залезало в долговую яму». Фоменко и Неумывако была выстроена заведомо убыточная для предприятия схема аренды автобусов и закупа топлива, которая, вероятно, одновременно являлась и схемой незаконного обогащения за счет города ряда физических лиц. Наращивался объем задолженности МУП Северодвинское ПАТП в пользу Фоменко, который постепенно стал основным кредитором предприятия.
Правоохранительные органы (как мне известно - сотрудники отдела УНП УВД по Архангельской области, дислоцирующийся в г.Северодвинске) в конце 2009 - начале 2010 г.г. проводили проверку по фактам злоупотребления полномочиями Неумывако С.Н., однако решение о возбуждении уголовного дела принято не было. Я обоснованно полагаю, что проверка не была проведена в полном объеме, и не были выяснены все обстоятельства деяния, а решение об отказе в возбуждении уголовного дела принято незаконно и необоснованно, не была исследована роль Фоменко, не были проведены в необходимом объеме мероприятия ОРД, направленные на выявление фактов хищений муниципальных средств Неумывако при участии Фоменко, не дана оценка действиям Неумывако, фактически направленным на доведение предприятия до состояния банкротства в интересах Фоменко.
После назначения меня директором предприятия я занял принципиальную позицию относительно снижения рисков и издержек предприятия, исключения необоснованных расходов и пресечения хищений:
1. Пресек хищения топлива.
2. Попытался исключить риски, связанные с наличием единственного поставщика топлива (Фоменко), провел тендер на поставки топлива.
3. Провел тендер на поставки запасных частей, снизил издержки на закуп запасных частей на 10 %.
4. Усилил контрольно-ревизионную службу, в результате чего снизилось число финансовых нарушений на маршрутах.
5. Пресек противоправную деятельность отдельных работников предприятия по продаже фиктивных билетов пассажирам и незаконному обогащению за счет этого.
6. Наладил постоянную борьбу с нелегальными перевозчиками, следствием чего явилось поступление дополнительной выручки в размере около 4 млн. рублей в месяц.
7. За счет сокращения издержек поднял заработную плату персоналу, задействованному непосредственно на перевозках пассажиров, вследствие чего появилась возможность укомплектовать штат водителей и кондукторов.
В результате выполнения указанных мероприятий удалось обеспечить в полном объеме выполнение условий договоров перевозки пассажиров, заключенных с Администрацией города, что не удавалось сделать ранее.
Целенаправленная работа по выводу предприятия из негативного финансового состояния, в которое его вогнали мои предшественники на посту директора, могла продолжаться и далее, если бы в процесс вновь не вмешался Фоменко, в корыстные планы которого вывод ОАО «СПАТП» из кризиса не входил.
Ранее, учитывая муниципальный статус Северодвинского пассажирского автотранспортного предприятия, контроль над ним Фоменко получить не мог. После изменения статуса (учреждения открытого акционерного общества «СПАТП», куда были переведены активы), для Фоменко появилась возможность получения полного контроля над предприятием. Фоменко, который бравировал положением основного кредитора предприятия, решил не упускать такой возможности (путем завладения акциями в обмен на погашение задолженности). Для этого нашел единомышленников в лице председателя совета директоров ОАО «СПАТП» Талашова К.Л. и заместителя последнего Постникова А.А. Талашов и Постников согласованно начали действовать против интересов города, но исключительно в интересах Фоменко, на что указывают следующие обстоятельства:
1. Талашов, как председатель совета директоров, сделал все для того, чтобы скрыть от депутатов городского совета истинную картину положения дел в предприятии и затянуть сроки утверждения плана стратегии и развития предприятия, следствием чего явилось недофинансирование ОАО «СПАТП» из бюджета. Мне, как руководителю предприятия, что-либо докладывать было запрещено Талашовым. Как орудие шантажа Талашов использовал написанное мной осенью 2011 года под принуждением с его стороны и хранившееся у него заявление об увольнении с должности без даты.
2. Воспользовавшись недостатков средств, Талашов проявил активность в их привлечении и поиске инвестора. Инвестора Талашову долго искать не пришлось, он оказался рядом - Фоменко. В моем присутствии Талашов предлагал Фоменко продолжать наращивать задолженность путем выдачи займов под залог имущества предприятия и земельных участков. По инициативе Талашова задолженность ОАО «СПАТП» перед Фоменко в короткий период выросла на 29 млн. рублей. Решения о кредитовании предприятия Фоменко были оформлены Талашовым путем изготовления протоколов заседаний совета директоров.
3. После того, как я решил устранить риски, связанные с наличием у ОАО «СПАТП» монопольного поставщика топлива в лице Фоменко, и провел соответствующий тендер, Талашов приказал мне продолжать закупать топливо исключительно у Фоменко.
4. В апреле 2012 года Талашов и Фоменко открыто сказали мне о том, что в план будет включен пункт о продаже активов, и что аукционы затем необходимо организовать так, чтобы Фоменко смог выкупить помещения и землю по цене ниже оценочной. Помня историю с ремонтом опер.блока горбольницы № 2, я сказал Талашову, что «не хочу быть вторым Свиридовым» (бывший глав.врач ГБ № 2, уволенный после скандала в связи с ремонтом) и «в разворовывании предприятия участвовать не буду». Талашов пригрозил мне увольнением, после чего я был вынужден обратиться с заявлением в правоохранительные органы, в котором сообщил о шантаже со стороны Талашова в связи с наличием у него моего заявления об увольнении без даты.
5. В мае 2012 года Талашов вышел из состава совета директоров ОАО «СПАТП» и уволился с должности заместителя мэра. Я полагаю, что сделал он это ввиду выявления компетентными органами фактов злоупотреблений им служебными полномочиями. С 04 мая 2012 года до сих пор я нахожусь на больничном. 18 мая 2012 года Постников, используя служебное положение заместителя председателя совета директоров предприятия, вызвал меня в мэрию и объявил о моем немедленном увольнении с должности. Чем была вызвана необходимость срочно и заведомо незаконно (в период нахождения меня на больничном, о чем председатель совета директоров Бизюков знал) уволить меня, я сначала не понял - о мотивах увольнения Постников мне не пояснил. Более того, остальные члены совета директоров даже поблагодарили меня за работу. Для меня все прояснили дальнейшие назначения в ОАО «СПАТП»: оказалось, что за подписью Постникова исполняющим обязанности директора был назначен Новосельцев, работавший до этого директором фирмы, сдававшей автобусы в аренду ОАО «СПАТП» и принадлежащей Фоменко, дочь Новосельцева, до этого работавшая в предприятии секретарем и инспектором по безопасности движения, сразу была назначена начальником колонны ОАО «СПАТП» (руководителем 200-т водителей автобусов). Для меня все стало понятно: осознав, что теряют возможность захвата предприятия ввиду увольнения Талашова и моей принципиальной позиции, Фоменко и Постников решили устранить угрозу своим корыстным планам и закрепиться в СПАТП путем назначения руководителем своего человека.
На тесную связь Талашова и Постникова указывают также следующие факты:
1. Когда был объявлен конкурс на ремонт гор.больницы № 2, Талашов позвонил мне и сказал, что у него «проблемы»: «надо найти контакты архангельской фирмы, которая заявилась на конкурс, по телефонам, которые есть в заявке никто не отвечает, утром будет уже поздно. Надо договориться насчет отката, чтобы не мешали его компании получить заказ по горбольнице ». Из сказанного Талашовым я понял, что он сам дозвониться до представителей этой фирмы не может, и что мне надо найти ее учредителей либо директора. Я нашел данные этой фирмы и контактных лиц, о чем сообщил Талашову. Тот потребовал от меня организовать встречу и обеспечить на встрече его «защиту». Я договорился насчет встречи и физической защиты Талашова в случае чего со своими знакомыми. В один из вечеров Талашов встретился с представителями той фирмы и обсудил с ними размер суммы, которую надо передать для того, чтобы они проиграли конкурс, либо снялись с него. На встречу Талашов приехал на автомобиле «Тойета Камри» черного цвета вместе с Постниковым. В момент встречи Постников находился в машине и заметив одного из людей, обеспечивавших защиту Талашова, послал мне сообщение СМС с текстом «нас похоже пасут», на что я ответил ему сообщением, чтобы тот не боялся, так как это люди, которые их «прикрывают». По окончании переговоров Талашов сказал, что эти люди просят откат в 3 млн. рублей, и они готовы эти деньги заплатить.
Данные о телефонных звонках и СМС-сообщениях можно запросить в телефонной компании. Данные о местонахождении телефонов в моменты сообщений можно запросить через соответствующую службу полиции. Я готов подтвердить изложенное на очных ставках с Талашовым и Постниковым.
2. Талашов и Постников, совместно, незадолго до выборов депутатов Государственной Думы РФ осенью 2011 года, находясь в кафе МУП «Комбинат школьного питания», обращались к начальнику службы безопасности ОАО «СПАТП» Яковлеву А.И., в присутствии свидетеля, данные которого он готов предоставить, с просьбой «решить вопрос» так, чтобы тот «не мешал мэру перед выборами», с оппозиционным журналистом Масленниковым. Просьбу излагал лично Талашов, написав соответствующий текст в своем планшетном компьютере и показав фотографию, конкретные данные на Масленникова (место жительства, работы, режим передвижения и т.п.) Яковлеву предъявил Постников. Яковлев исполнять просьбу Талашова и Постникова отказался, рассказал о событии мне.
Учитывая явную незаконность решения совета директоров ОАО «СПАТП» о моем увольнении с должности в период нахождения меня на больничном, дела я не сдавал и фактически продолжаю оставаться руководителем предприятия в настоящее время.
Учитывая изложенное, прошу на основании п.2 ст.1, ст.10, п.1 ст. 21 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»:
1. Проверить законность и обоснованность решения об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу проверки в отношении Неумывако С.Н. и Фоменко К.С.
2. Проверить законность действий К.Л.Талашова, как должностного лица, в связи с вышеуказанными обстоятельствами, и дать им оценку, основанную на законе.
3. Проверить законность и обоснованность действий Постникова А.А., как должностного лица, в связи с вышеуказанными обстоятельствами, и дать им оценку, основанную на законе.
4. В случае выявления в действиях вышеуказанных лиц признаков правонарушений (преступлений) принять меры по их привлечению к ответственности в соответствии с законом.
Директор ОАО «СПАТП» А.Ю. Васильев».