Но, как говорится, рано радовались. Андрей Барабанов получил 3 года 7 месяцев колонии общего режима, Сергей Кривов - 4 года общего режима, Ярослав Белоусов - 2 года 6 месяцев, Артём Савёлов - 2 года 7 месяцев, Денис Луцкевич, Степан Зимин и Александр Полихович - по 3 года 6 месяцев. Причём Зимину и Савелову назначены сроки менее минимальных по статьям, им инкриминируемым, поскольку суд учёл особые обстоятельства их дел, их личности, состояние их здоровья и проч. Тем не менее, семерым из восьми подсудимых назначены реальные сроки заключения. Защита фигурантов «болотного дела» будет обжаловать приговор. Ещё один подследственный по «болотному делу» Максим Лузянин ранее признал свою вину и согласился на сделку со следствием. В итоге его приговорили к 4,5 года лишения свободы. Можно только догадываться, сколько бы он схлопотал без этой сделки...
Уже упомянутая выше председатель райсуда сочла, что исправление большей части подсудимых возможно «только в изоляции от общества» (типа злостные и идейные хулиганы, ненавистники полиции), но отягчающих обстоятельств в их деяниях нет. 21 февраля Замоскворецкий суд признал всех подсудимых виновными в участии в массовых беспорядках «под воздействием призывов». У суда в пятницу собралась толпа желающих присутствовать на оглашении приговора. Были задержаны 234 человека, которых развезли минимум по десятку отделов полиции. В день оглашения приговора задержания у зала суда начались сразу же после фразы секретаря «встать, суд идёт!».
Если помните, ещё пару месяцев назад самые скептичные в отношении нынешней власти либералы прогнозировали условные сроки по этому делу. Ну, и что это было? Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков комментировать решение суда отказался. Однако сказал в интервью «Интерфаксу», что по российскому законодательству любой осужденный может попросить президента о помиловании. «Осужденные по этому делу также могут это сделать, и их заявления будут рассмотрены», - сказал чиновник с намёком на Ходорковского.
Недовольных приговором полно. В частности, российское отделение международной правозащитной организации Amnesty International призвало к пересмотру приговора. «Дело носит сугубо политический характер. Никаких массовых беспорядков на Болотной площади не было. Сегодняшнее решение суда - пародия на правосудие», - заявил в интервью журналистам руководитель отделения Сергей Никитин (не бард). От имени организации он потребовал освободить осужденных безо всяких предварительных условий, «независимо от того, считаем ли мы этих людей узниками совести или нет». По его словам, фигуранты «болотного дела» - обычные люди, которые пришли 6 мая 2012 г. на согласованную акцию и которые оказались за решеткой из-за плохой организации мероприятия по вине властей и силовиков. «Мы видим тенденцию: оказывается давление на гражданское общество, чтобы запугать и прекратить всяческие попытки на реализацию права граждан на мирные демонстрации».
Я смотрел две видеоверсии событий, снятых с противоположных сторон конфликт. «Силовую» до сих пор часто транслируют по НТВ. По мнению суда, опирающегося именно на неё, подсудимые осознавали общественно опасный характер своих действий. Например, Ярослав Белоусов, «реализуя преступный умысел, в неустановленном месте в неустановленное время приобрёл неустановленный шарообразный предмет желтого цвета». Этот предмет попал в полицейского Филиппова, «причинив ему телесную боль» и невыносимые душевные муки (наверное, в тот момент страж порядка разочаровался в человечестве окончательно). Александра Духанина «не менее восьми раз бросила в сотрудников полиции фрагменты асфальтового покрытия и пустую бутылку», а Артём Савёлов «грубо схватил» полицейского «за кисти рук и пытался втащить в толпу, причиняя физическую боль». Прокуратура просила для них от 5 до 6 лет колонии общего режима.
Важный момент - до этого 19 декабря тот же суд амнистировал четверых подсудимых по этому делу, чем посеял в душах людей тщетную надежду. На Киевском майдане тогда ещё не стреляли...
А вот, что творилось вокруг Замоскворецкого суда. В столичном полицейском главке подтвердили, что в отделы полиции доставлены около 200 человек. «Несмотря на неоднократные предупреждения полиции о недопустимости нарушения общественного порядка, некоторые собравшиеся предприняли соответствующие попытки, выходили на проезжую часть, а несколько человек пытались прорвать полицейское оцепление вокруг суда», - сказали в пресс-службе. Там уточнили, что среди задержанных - четыре «лося» (граждане, одетые в костюмы этих животных) и ещё двое в костюмах петуха и курицы. Впрочем, «лоси» (свидетели произошедшего из клана оппозиции называют ряженых «нашистами», то есть провокаторами) были отпущены из ОВД после «профилактической беседы».
В числе первых пытались схватить оппозиционера Илью Яшина, но его отбили другие активисты. Позже Яшина всё-таки препроводили в автозак. Также среди задержанных оказались Навальный (в представлении не нуждается), Надежда Митюшкина, Евгений Левкович, Владимир Акименков, Сергей Пархоменко (журналист радиостанции «Эхо Москвы»), участницы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина и мужчина в маске по имени Владимир.
Пархоменко отписался в Facebook: «Отлично. Меня только что задержали при попытке ВОЙТИ В СУД С ПОВЕСТКОЙ. Я шёл для ознакомления со своим следственным делом (по обвинению, предъявленному мне в пятницу). В суде меня ждёт адвокат». Что ж, лопухнулись органы, бывает. У них в эти дни столько работы...
Тем временем возле здания суда, несмотря на массовые задержания, продолжали собираться люди, в том числе оппозиционные политики. При этом в МВД насчитали лишь около 200 собравшихся на Татарской, тогда как по другим данным их было около 1-1,5 тысячи. Правоохранители время от времени методично твердили в мегафон: «Уважаемые граждане, ваши действия не согласованы с органами исполнительной власти, просьба освободить проезжую часть». На время эти объявления прекратились, затем возобновились, к ним прибавились призывы не поддаваться на провокации и не нарушать общественный порядок. А позже полиция стала раздраженно требовать: «Расходитесь!», подчеркивая, что действия активистов незаконны. Впрочем, они и были незаконными, если принять во внимание незаконность давления на суд с любой стороны.
Но видел я и съёмки со стороны протестующих (была выложена на «Гранях»), где полиция - чисто звери. На людей бросаются, невзирая на пол и возраст, по асфальту таскают. Однако показания пострадавших полицейских были выдержаны в таком стиле: в результате действий Дениса Луцкевича полицейскому стало неприятно, он испытал стресс. А полицейский Алгунов испытал физическую боль, у него на руке появилась гематома. Также он пострадал морально.
Кто же прав? А хрен его знает. Как профессионал могу сказать - всё зависит от того, в каком ракурсе снимать и какой из сторон сочувствуешь при монтаже. То у тебя и получится на выходе.
А теперь личное. Для меня Болотная площадь, Болотная набережная и Репинский сквер - место почти сакральное, там прошло моё детство и отрочество. Набережная тогда называлась улицей им. Татьяны Макаровой (была такая лётчица). Но на семейном сленге всегда говорили - «поехали на Болото». До сих пор как пароль...
Дом мой был необычный, старинный, бывшее подворье купца Кокорева, пережившее пожар 1812 года. На этаж приходилось до 30 отдельных квартир. Коридоры соответствующие - хоть в футбол играй, хоть на велосипеде катайся, даже своя домовая библиотека была. А вот с двором лажа, заасфальтированный «колодец», без кусточка и детского «грибочка», по центру стояли какие-то склады, спецпрачечные и домовые кухни.
Поэтому вся культурная жизнь детей проходила на аллеях Репинского сквера. Там и футбол, купание в фонтане (летом), и драки со шпаной из бараков по соседству, и первое вино из горлышка. Так вот, классе в 9-ом сидели мы там на лавочке, пускали «Кавказ» по кругу и думали - как весело и интересно живётся на Западе, всегда есть, чем заняться. В смысле, выйти на улицы и подраться с полицией за какое-нибудь право дело, что часто в зарубежной хронике показывали. Ну и дождались... остолопы.
Больше чем уверен - фигуранты Болотной пострадали за майдан, иначе бы отделались условным наказанием. Наша власть столько трындела про «сильную руку», а Медведев призывал Януковича «не быть тряпкой», что им у себя просто неприлично давать отступного. Хорошо, по десятке строго всем не закатали. Без права переписки...
Но давайте рассуждать непредвзято. Был факт сопротивления полиции? Вот он, на экране, другой вопрос, тех ли схватили. Пока в Киеве бузила интеллигенция и студенческая молодёжь, им тоже особо не трогали, настоящая ответка пошла на вылазки коричневых западэнцев. И у меня к бунтующим тогда пропало всё сочувствие - надо же понимать, с какими тварями ты становишься в один строй. Если бы на скамье подсудимых в Замоскворецком суде оказались те, для кого зига повседневное приветствие, думаю, и сочувствующих им было в разы меньше.
А может быть нечто подобное киевскому майдану в России? Очень сомневаюсь сразу по нескольким причинам. Вспомните, как мирно проходили первые уличные манифестации в Москве в середине перестройки, милиция, скорее, охраняла протестующих от природных катаклизмов. Поэтому и Белый дом пошли защищать в 91-м, в глубине души сомневаясь, что начнут танками давить. Зато окорот, который власть дала осенью 93-го, на многие годы погасил уличную активность, шахтёры на Горбатом мостике у БД просто несерьёзно. Потому что испугались...
С другой стороны, столь суровый приговор по делу, к которому столько вопросов, наводит на нехорошие мысли. Такие - власть (пардон) бздит народного протеста. Например, таких же бумаг, что нашли в резиденции у Януковича. Получается, тоже есть чего скрывать.
Так-то...
Леонид Черток
Фото http://g4.dcdn.lt/images/pix/355x215/901ed40/oglashenie-prigovora-po-bolotnomu-delu-64105842.jpg