Армен Григорян, встретившийся с журналистами перед концертом в Архангельском клубе М33, сразу отмел от себя неприятное для него слово «солист». По его мнению, это слово отдает советскими временами.
Человек, о котором все говорят, «тот, что в шляпе», вышел к прессе без какого-либо головного убора. Григорян пояснил: « Раньше образ жизни и сцена было примерно одно и то же, а теперь они не совпадают. Мы как жили, так и играли. Сейчас существует рампа, существует сцена, и концерт, скорее, напоминает игру актера в спектакле. И эта пьеса каждый раз импровизационная, в этом-то и весь интерес».
Жизнь группы «Крематорий» в настоящее время почти кочевая, состоящая из постоянных переездов, которые лидер группы ласково называет путешествиями. «Вот уже несколько лет мы не пишемся в студии, а ездим и даем концерты. Как это ни странно, прошлый год для нас стал рекордным по количеству концертов, мы дали 99 концертов за год, это достаточно внушительно, – рассказал Армен Григорян.
«В связи с тем, что в конце апреля будет презентация нового проекта «Третий ангел», я углубился с головой в современную музыку. Меня больше всего интересовало средство выражения звука, чтобы построить модель аранжировок. Это было сделано досконально, вплоть до всяческих инструментов. И тут тоже была переслушка массы групп как европейских, так и американских. Более того, массы совершенно неизвестных групп, – рассказывает Армен Григорян. - Один из участников нашей группы ездил на концерт, и там, в очереди, молодые музыканты выдавали свои записи. Он принес все на студию, я нашел там массу интересного. Мне стало понятно, что, к сожалению, наш рок намного подотстает именно по средствам выражения. Не в полной мере используется технология. Вот мы и пытались сделать такое – нездешнее - звучание. На этом новом проекте единственные ушки, которые торчат у «Крематория», это мой голос, остальное все пытались немножко поменять».
В творчестве каждого автора зрители постоянно усматривают автобиографические строчки. Григорян постарался откреститься от такого мнения в отношении себя: «Я автобиографических песен не писал, как-то не случилось. Все это - история с фотографиями. «Крематорий» - не театр, это, скорее, искренняя история. Мы нигде ни в одной песне не пытались как-то лицемерить и играть роль лицедеев. Поэтому песня - это просто пример личности».
На самый ожидаемый вопрос о том, как рождаются песни, Армен с удовольствием пустился в пространные рассуждения: «У меня вообще свободных текстов нет, потому что я их не пишу на бумажке. В начале появляется музыка, а потом уже по тем ассоциациям, которые она вызывает, появляется текст. Скорее всего, самое точное определение всему этому песенному жанру – симбиоз. Ни в коем случае нельзя называть сочинителя песен композитором, а сочинителя текста – поэтом. Поэты существуют сами по себе, и хорошим поэтам не нужна музыка, то же самое можно сказать про композиторов». А потом искренне признался: «Словоблудие мое совершенно ни к черту, потому что, если честно сказать, я должен ответить «не знаю». Не понятно, откуда все это приходит и получается»…
Во время встречи с журналистами Армен Григорян пытался развеять стереотип о депрессивности в сюжетах песен группы. «Если я писал песни, то всегда о людях, которые мне импонируют, и, соответственно, самым главным было создание настроения, образа. Может быть, люди и видели в этом депрессию, но выход был всегда светлый. Если мы использовали минор в музыке, то мы вкладывали мажор в тексте и наоборот». Какое бы ни было настроение, навязывать его «Крематорий» никому не собирается: «Если вы хотите о чем-то сказать, то вы должны оставить в конце троеточие, так чтобы трактовалось по-разному».
Армен Григорян, как он сам признался, очень сознательно относиться к влиянию любого творчества на людей: «Творец несет ответственность за то, что он делает. Я считаю, что никакой музыкант, если причислять его к художникам, не должен призывать к чему-то, что в общечеловеческом понимании считается злом. Вот я считаю, что есть одна дорога в этой жизни - это дорога любви, все другие ведут в тупик либо к трагедиям».
Филологические и психологические факультеты всех вузов страны очень часто балуются аналитикой творчества группы «Крематорий». Григорян с интересом относится к таким вещам и даже назвал некоторые из понравившихся работ: «Понравилась работа немцев, они сделали обзор «Крематория», но ориентировались исключительно на музыку. Эта была первая работа, которая не брала во внимание тексты».
Возвращаясь к истокам группы, Григорян сказал: «Когда мы создавали «Крематорий», то делали некую такую игрушку, которая потом стала развиваться по своим каким-то законам. Если бы мы рассчитывали на какое-то долголетие с самого начала, мы бы вряд ли назвались «Крематорием». Мы никогда не думали, что песни-портреты близких товарищей, друзей и подружек будут распространяться».
«Я признаюсь, что, действительно, когда мы начинали, на нас сильно повлиял «Зоопарк». Особенно его акустические записи, которые только появились. Мы в какой-то подражательной манере сделали свой первый альбом. Но я думаю, что это нормально, потому что развитие должно от чего-то отталкиваться, нельзя просто на пустом месте построить дом, нужен фундамент».
Армен Григорян назвал Перу любимой страной: «Я один раз был в Перу - 15 лет назад, и это единственная страна, которая меня поразила по количеству чудес на квадратный метр, и небо было совершенно другим. Если я и хотел бы куда-то вернуться, то именно в Перу».
Любовь к экзотическим странам приблизила для Григоряна и понимание буддизма: «Я подошел к последней черте и сейчас уже могу говорить об этом. Я побывал на выступлении Далай-Ламы. И, как истинный христианин, не вижу больших разногласий между буддизмом и христианством. Буддизм - это не вера, а некий опыт. В христианстве есть некоторые моменты, которые не понятны, в буддизме этого нет. И то и другое - это путь человека к свету, просветительные кодексы». Интересно, что Григорян посещает любые христианские храмы, будь то католический или православный храм: «Я считаю, что христианские церкви должны объединиться, чтобы вместе противостоять проблемам».
Переходя на тему личных пристрастий, Григорян поделился своим открытием в сфере кино. Для него этим открытием стал фильм режиссера Кимкидук «Пустой дом»: «Я считаю его гениальным, по-восточному чистым. Он меня удивил, так как это - некая смесь Дали и какого-то современного продвинутого художника, глубокая и шикарная». Относительно же российской новинки, экранизации булгаковского «Мастера и Маргариты» Армен сказал: «Ну, в общем-то книжицу не переплюнула, но какие-то такие куски удачи все-таки были. Более того, я потом купил и посмотрел все целиком, и мне некоторые моменты понравились. Мне не очень понравился Лавров, в общем-то вся свита Воланда была неплохая, кроме Кота. Единственное, что, на мой взгляд, они перепутали скамеечку. Скамейка должна находиться на другой стороне дороги, как мне казалось».
Армен Григорян в последнее время стал заниматься живописью, его работы можно увидеть на выставке у них в студии. Название выставки вполне ожидаемое – «Мое родное Катманду».
Григорян мог продолжать рассказывать еще долго, но зрители в зале архангельского клуба уже собрались…
Татьяна Мартынова
Фото автора